Особенности подготовки будущих учителей математики к выполнению логических заданий

Авторы

  • Ибрагимов Р. Южно-Казахстанский государственный педагогический университет
  • Калимбетов Б. Южно-Казахстанский университет имени М. Ауезова
  • Хабибуллаев Ж. Южно-Казахстанский университет имени М. Ауезова

Ключевые слова:

логическое мышление, логическая подготовка, будущий учитель математики, логическая операция, элементы математической логики, развитие.

Аннотация

В данной статье изложены основные аспекты логических заданий в учебниках математики обновленной программы основной школы и характерные особенности методической подготовки будущих учителей математики при их выполнении. Исследованы педагогические системы подготовки студентовөматематиков к выполнению логических заданий. Лаконично изложены методы и приемы повышения логического мышления будущих бакалавров математики. На основе конкретных примеров выявлены и изучены предпосылки развитие логических мышлений студентов. Как известно, развитие логических мышлений является основной задачей учителя математики. Поэтому необходимо подготовить будущих учителей математики, способных развивать логическую грамотность учащихся с использованием современных эффективных технологий обучения. В свою очередь, использованные технологии приводит к повышению требований качеству обучения учащихся в общеобразовательных школах и, соответственно, качеству подготовки будущих учителей математиков в педагогических вузах. Однако, дополнительные условия повышения качества подготовки специалистов, в свою очередь, требуют введению в процесс подготовки будущих бакалавровөматематиков новых содержательных задач логического характера. Без учета этих требований, современная педагогическая наука не в состоянии решить задачу повышения качества подготовки учителей, до уровня современных требований. Пути решения этой проблемы, заключается в систематизации фундаментальной подготовки будущих учителей математики. Развитие логической подготовки студентов, позволяют будущим специалистам быть уверенными, внимательными в процессе принятия решений, развивать креативную мыщлению, анализировать и рассуждать альтернативные варианты решений, обосновывать свою точку зрения.

Библиографические ссылки

Никольская И.Л. Привитие логической грамотности при обучении математике: дисс. … канд. пед. наук. – М., 1973. – 189 с.

Никольская И.Л. О единой линии воспитания логической грамотности при обучении математике. В кн.: Преемственность в обучении математике: пособие для учителей. Сборник статей. – М.: Просвещение, 1978. – С. 24–35.

Столяр А.А. Логические проблемы преподавания математики: учеб. пособие для матем. фак-тов и пед. инс-тов. – Мн.: ВШ, 1965. – 254 с.

Столяр А.А. О некоторых применениях логики в педагогике математики. В кн.: Логика и проблемы обучения. – М.: Педагогика, 1977. – С. 125–139.

Бахашева А.Б. Современные требования к логической культуре учителя математики // Мир науки, культуры, образования. – 2014. – №6 (49). – С. 7–8.

Бакашева А.Б. Формирование логического мышления у будущего учителя математики // Materiály XI mezinárodní vědecko-praktická konference «Věda a technologie: krok do budoucnosti-2015». - Díl 8. Pedagogika. – Praha: Publishing House «Education and Science», 2015. – С. 18–20.

Морозова Т.В. Начала логики и методологии как средство профессиональной подготовки учителя математики: дисс. ... канд. пед. наук. – СПб., 1998. – 180 с.

Игошин В.И. Учить логике будущих учителей математики (часть I) // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. – 2019. – Т. 19, вып. 1. – С. 113–117. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2019-19-1-113-117

Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: учеб-метод. пособие. – СПб.: КАРО, 2009. – 144 с.

Янсуфина З.И. Совершенствование методической подготовки будущего учителя математики в педвузе на основе инновационных подходов к обучению: дисс. ... канд. пед. наук. – Омск, 2003. – 175 с.

Нурбекова А.М. Дидактические возможности развития логического мышления у младших школьников: дисс. … канд. пед. наук. – Алматы, 2010. – 142 с.

Удовенко Л.Н. Развитие логической культуры учащихся 5–6-классов средствами логического построения в обучении математике: дисс. … канд. пед. наук. – М., 1996. – 236 с.

Карпентер А.А. Логические проблемы обучения математике: учеб. пособие. – Мн.: ВШ, 1965. – 254 с.

Нодельман В.С. Система средств обучения развитию логической культуры учащихся на уроках математики 4–8-классов: дисс. … канд. пед. наук. – М., 1978. – 169 с.

Руденко В.Н. Система заданий на развитие логического мышления учащихся 4–5-классов при изучении геометрического материала: дисс. … канд. пед. наук. – М., 1978. – 193 с.

Камалова Т.К., Никольская И.Л. Логические упражнения: Задания для учащихся 1–3 классов. – М.: НИИ Симо СПН ССР, 1980. – 26 с.

Сыдықов Б.Д., Хабибуллаев Ж.О. Болашақ математика мұғалімінің кіші жастағы оқушылардың логикалық ойлауын дамытуға кәсіби даярлығын қалыптастыру // Абай ат. ҚазҰПУ хабаршысы, «Физика-математика ғылымдары» сериясы. – 2017. – №2 (58). Б. 100–105.

Сыдықов Б.Д., Хабибуллаев Ж.О. Математикаға оқыту үдерісінде оқушылардың логикалық ойлауын дамытудың психологиялық-педагогикалық ерекшеліктері // Қазақстанның ғылымы мен өмірі. 2017. – №5 (49). Б. 134–137.

Сыдықов Б.Д., Хабибуллаев Ж.О. Болашақ мұғалімдерді оқушылардың логикалық ойлауын дамытуға даярлаудың теориялық ерекшеліктері // «Заманауи математикалық білім: тәжірибе, проблемалар, келешек» атты халықаралық ғыл.-тәж. конф. мат-ры – Көкшетау, 2018. – Б. 370–374.

Хабибуллаев Ж.О. Болашақ мұғалімді кәсіби дайындау үдерісіндегі логикалық дайындықтың рөлі // Абай ат. ҚазҰПУ хабаршысы, «Психология» сериясы. – 2018. – №1 (54). – Б. 123–129.

Kalimbetov B.T., Sydykhov B.D., Khabibullayev Zh. Possibilities of Mathematical Problems in Logical Thinking. Development of Secondary Education Pupils // Journal Opción. – 2018. – Vol. 34, №85-2. – Р. 441–457.

Попова Ю.И., Абдуалиева М.А. Развитие математической интуиции и логики у учащихся через решение задач // Ясауи университетінің хабаршысы. – 2022. – №4 (126). – Б. 225–234. https://doi.org/10.47526/2022-4/2664-0686.19

Kastayev S.K., Grinshkun V.V. Content of Future Teachers’ Organizational Skills and Ways to Improve Them // Ясауи университетінің хабаршысы. – 2023. – №2(128). –Б. 329–342. https://doi.org/10.47526/2023-2/2664-0686.26

REFERENCES

Nikolskaia I.L. Privitie logicheskoi gramotnosti pri obuchenii matematike [Advantages of logical literacy in mathematics]: diss. … kand. ped. nauk. – M., 1973. – 189 s. [in Russian]

Nikolskaia I.L. O edinoi linii vospitania logicheskoi gramotnosti pri obuchenii matematike [On a single line of upbringing logical literacy in the study of mathematics]. V kn.: Preemstvennost v obuchenii matematike: posobie dlia uchitelei. Sbornik statei. – M.: Prosveshenie, 1978. – S. 24–35. [in Russian]

Stoliar A.A. Logicheskie problemy prepodavania matematiki: ucheb. posobie dlia matem. fak-tov i ped. ins-tov. [Logical problems of teaching mathematics]. – Mn.: VSH, 1965. – 254 s. [in Russian]

Stoliar A.A. O nekotoryh primeneniah logiki v pedagogike matematiki [On some basic principles of logic in pedagogy mathematics]. V kn.: Logika i problemy obuchenia. – M.: Pedagogika, 1977. – S. 125–139. [in Russian]

Bahasheva A.B. Sovremennye trebovania k logicheskoi kulture uchitelia matematiki [Modern requirements for the logical culture of the teacher of mathematics] // Mir nauki, kultury, obrazovania. – 2014. – №6 (49). – S. 7–8. [in Russian]

Bakasheva A.B. Formirovanie logicheskogo myshlenia u budushego uchitelia matematiki [Formation of logical thinking in the future teacher of mathematics] // Materiály XI mezinárodní vědecko-praktická konference «Věda a technologie: krok do budoucnosti-2015». - Díl 8. Pedagogika. – Praha: Publishing House «Education and Science», 2015. – S. 18–20. [in Russian]

Morozova T.V. Nachala logiki i metodologii kak sredstvo professionalnoi podgotovki uchitelia matematiki [Principles of logic and methodology as a means of professional training of a teacher of mathematics]: diss. ... kand. ped. nauk. – SPb., 1998. – 180 s. [in Russian]

Igoshin V.I. Uchit logike budushih uchitelei matematiki (chast I) [Teach the logic of future mathematics teachers (part I)] // Izv. Sarat. un-ta. Nov. ser. Ser. Filosofia. Psihologia. Pedagogika. – 2019. – T. 19, vyp. 1. – S. 113–117. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2019-19-1-113-117. [in Russian]

Mushtavinskaia I.V. Tehnologia razvitia kriticheskogo myshlenia na uroke i v sisteme podgotovki uchitelia [Technology for the development of critical thinking in the classroom and in the system of teacher training]: ucheb.-metod. posobie. – SPb.: KARO, 2009. – 144 s. [in Russian]

Iansufina Z.I. Sovershenstvovanie metodicheskoi podgotovki budushego uchitelia matematiki v pedvuze na osnove innovacionnyh podhodov k obucheniu [Improvement of the methodological training of the future teacher of mathematics at the pedagogical institution on the basis of innovative approaches to teaching]: diss. ... kand. ped. nauk. – Omsk, 2003. – 175 s. [in Russian]

Nurbekova A.M. Didakticheskie vozmojnosti razvitia logicheskogo myshlenia u mladshih shkolnikov [Didactic opportunities for the development of logical thinking in younger schoolchildren]: diss. … kand. ped. nauk. – Almaty, 2010. – 142 s. [in Russian]

Udovenko L.N. Razvitie logicheskoi kultury uchashihsia 5–6-klassov sredstvami logicheskogo postroenia v obuchenii matematike [Development of logical culture of students of grades 5–6 with the means of logical construction in teaching mathematics]: diss. … kand. ped. nauk. – M., 1996. – 236 s. [in Russian]

Karpenter A.A. Logicheskie problemy obuchenia matematike [Logical problems of teaching mathematics]: ucheb. posobie. – Mn.: VSH, 1965. – 254 s. [in Russian]

Nodelman V.S. Sistema sredstv obuchenia razvitiu logicheskoi kultury uchashihsia na urokah matematiki 4–8-klassov [System of teaching the development of logical culture of students in mathematics grades 4–8]: diss. … kand. ped. nauk. – M., 1978. – 169 s. [in Russian]

Rudenko V.N. Sistema zadani na razvitie logicheskogo myshlenia uchashihsia 4–5-klassov pri izuchenii geometricheskogo materiala [System of tasks for the development of logical mice of grades 4–5 when studying geometric material]: diss. … kand. ped. nauk. – M., 1978. – 193 s. [in Russian]

Kamalova T.K., Nikolskaia I.L. Logicheskie uprajnenia: Zadania dlia uchashihsia 1–3-klassov [Logical assumptions: tasks for Grades 1–3]. – M.: NII Simo SPN SSR, 1980. – 26 s. [in Russian]

Sydyqov B.D., Habibullaev J.O. Bolashaq matematika mugalіmіnіn kіshі jastagy oqushylardyn logikalyq oilauyn damytuga kasіbi daiarlygyn qalyptastyru [Formation of professional readiness of the future mathematics teacher for the development of logical thinking of younger students] // Abai at. QazUPU habarshysy, “Fizika-matematika gylymdary” seriasy. – 2017. – №2 (58). – B. 100–105. [in Kazakh]

Sydyqov B.D., Habibullaev J.O. Matematikaga oqytu uderіsіnde oqushylardyn logikalyq oilauyn damytudyn psihologialyq-pedagogikalyq erekshelіkterі [Psychological and pedagogical features of the development of logical thinking of students in the process of teaching mathematics] // Qazaqstannyn gylymy men omіrі. – 2017. – №5 (49). – B. 134–137. [in Kazakh]

Sydyqov B.D., Habibullaev J.O. Bolashaq mugalіmderdі oqushylardyn logikalyq oilauyn damytuga daiarlaudyn teorialyq erekshelіkterі [Theoretical features of preparing future teachers for the development of logical thinking of students] // «Zamanaui matematikalyq bіlіm: tazhіribe, problemalar, keleshek» atty halyqaralyq gyl.-taj. konf. mat-ry. – Kokshetau, 2018. – B. 370–374. [in Kazakh]

Habibullaev J.O. Bolashaq mugalіmdі kasіbi daiyndau uderіsіndegі logikalyq daiyndyqtyn rolі [The role of logical training in the process of professional training of the future teacher] // Abai at. QazUPU habarshysy, “Psihologia” seriasy. – 2018. – №1 (54). – B. 123–129. [in Kazakh]

Kalimbetov B.T., Sydykhov B.D., Khabibullayev Zh. Possibilities of Mathematical Problems in Logical Thinking. Development of Secondary Education Pupils // Journal Opción. – 2018. – Vol. 34, № 85-2. – P. 441–457.

Popova Iu.I, Abdualieva M.A. Razvitie matematicheskoi intuicii i logiki u uchashihsia cherez reshenie zadach [Development of Mathematical Intuition and Logic in Students through Problem Solving] // Iasaui universitetіnіn habarshysy. – 2022. – №4 (126). – B. 225–234. https://doi.org/10.47526/2022-4/2664- 0686.19 [in Russian]

Kastayev S.K., Grinshkun V.V. Content of Future Teachers’ Organizational Skills and Ways to Improve Them // Iasaui universitetіnіn habarshysy. – 2023. – №2(128). – B. 329–342. https://doi.org/10.47526/2023-2/2664-0686.26

Загрузки

Опубликован

2023-09-30

Выпуск

Раздел

ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ