Развитие критического мышления учащихся при организации химических экспериментов

Авторы

  • Марипжанова Г.Г. Международный казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмеда Ясави
  • Mамырбекова А.К. Международный казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмеда Ясави
  • Алтынбекова М.О. Международный казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмеда Ясави

Ключевые слова:

химический эксперимент, логика, критическое мышление, личность, биоорганическая химия, навыки.

Аннотация

В работе показана значимость и методические особенности организации химического эксперимента для формирования естественно-научного познания химических процессов у школьников и развития их критического мышления. Выявлено влияние разработанной методики проведения химического эксперимента на успешность освоения химии в экспериментальных классах и на уровень сформированности критического мышления школьников. Для определения предметной эрудиции учащихся по неорганической химии после изучения темы проводились контрольные работы, некоторые вопросы которой требовали проявления умений анализа, обобщения и формулирования аргументов. Показано, что проблемно-исследовательский химический эксперимент обеспечивает обучающимся высокую мотивацию к изучению предмета, формирование таких важных универсальных учебных действий как анализ, синтез, обобщение. Овладение исследовательскими умениями, такие как постановка цели, выявление проблемы, планирование действий по ее решению, умение делать выводы, способствует развитию личности школьников через развитие критического мышления. Использование специально разработанного химического эксперимента для организации индивидуально-групповой работы обучающихся на уроках способствует не только развитию критического мышления и формированию умений и навыков обучающихся, но формированию предметных знаний, что доказано результатами формирующего педагогического эксперимента.

Библиографические ссылки

Майорова Н.С., Засобина Г.А. Формирование естественно-научной картины мира учащихся как предмет исследования // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2011. – Т. 17. – №1. – С. 14–18.

Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: учеб. метод. пособие. – СПб.: КАРО, 2009. – 144 c.

Гамзина О.В. Развитие критического мышления на уроках химии. [Электронды ресурс]. URL: http://festival.1september.ru/articles/212254/ (қаралған күні: 09.11.2018).

Айзина Ю.А. Теория химического эксперимента: учебное пособие. – Иркутск: Изд-во Иркутского нац. исслед. технического ун-та, 2018. – 124 с.

Чан Тхи Тхань. Урок-практикум: основа развития критического мышления // Химия в школе. – 2019. – №7. – С. 66–69.

Жилин Д.М. Химический эксперимент как средство формирования критического мышления // Химия в школе. – 2012. – №5. – С. 49–52.

Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.

Котегова М.М. Развитие критического мышления как средство формирования ключевых компетенций на уроках химии. [Электронды ресурс]. URL: http://festival.1september.ru/articles/627760/ (қаралған күні: 09.11.2018).

Муштавинская И.В., Иваньшина Е.В. Критическое мышление на уроках естествознания // Естествознание в школе. – 2004. – №3. – C. 34–39.

Болотов В.А., Спиро Д. Критическое мышление – ключ к преобразованиям российской школы // Директор школы. – 1995. – №1. – С. 67–73.

Герус С.А. Теория и практика рационализации процесса обучения в средней школе: монография. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. – 160 с.

Унербаева З.О., Есенжол А.Б. Химиядан эксперименттік жұмыстарды жүргізудің заманауи әдістері мен тәсілдері // Абай атындағы Қазақ ұлттық педагогикалық университетінің Хабаршысы. «Жаратылыстану-география ғылымдары» сериясы. – 2021. – №4(70). – Б. 55–58.

Жадрина М.Ж. Оқушыларды химиядан алған білімін пайдалануға дағдыландыру. – Алматы: Білім, 2010. – 89 б.

Кларин М.В. Развитие критического и творческого мышления // Школьные технологии. – 2004. – №2. – C. 3–10.

Ерсаинова Н.А. Cовершенствование навыков критического мышления учащихся 9-х классов, изучающих химию, с использованием метода обучения «исследование и размышление» // «Химия ғылымы мен химиялық білім берудің өзекті мәселелері» Республикалық ғылыми конференция материалдарының жинағы. – Нұр-Сұлтан: Л.Н. Гумилев атындағы ЕҰУ, 2022. – С. 182–185.

Боровских Т.А. Групповая технология на уроках развивающего дифференцированного обучения // Химия в школе. – 2010. – №4. – С. 10–16.

Нечитайлова Е.В. Интеграция медиатекстов Интернета и технологии развития критического мышления в современный урок химии: Дисс. … канд. пед. наук. – М., 2019. – 145 с.

Петров Ю.Н. О технологии развития критического мышления учащихся (на уроках химии) // Химия в школе. – 2002. – №10. – C. 31–34.

Вивюрский В.Я. Эксперимент по химии в средних профтехучилищах. – М.: Высшая школа, 1980. – 72 с.

Злотников Э.Г., Гаркунов В.П. Функции школьного химического эксперимента в условиях развивающего обучения // Журнал ВХО им. Д.И. Менделеева. – 1983. – №5. – С. 40–43.

Качалова Г.С. Методика изучения основных вопросов курса химии 8-го класса: учебное пособие. – Новосибирск: НГПУ, 2009. – 282 с.

Алексеева И.С. Проблемный подход к изучению аналитической химии в школьной практике // Химия в школе. – 1999. – №5. – С. 70–73.

Duran M., Dоkme І. The effect of the inquiry-based learning approach on student’s critical-thinking skills // Eurasia Journal of Mathematics, Science & Technology Education. – 2016. – V.12(12). – P. 2887–2908. https://doi.org/10.12973/eurasia.2016.02311a

Claus J. Critical Thinking in the Chemistry Classroom and Beyond // Journal of Chemical. Education. – 2004. – V. 81 (8). – P. 1216–1220. https://doi.org/10.1021/ed081p1216

Kamal N.A., Suyanta. The effect of inquiry based learning models on students’ critical thinking ability and self-efficacy in reaction rate material // Journal of Physics: Conference Series. – 2021. 1806 (1), 012179. https://doi.org/10.1088/1742-6596/1806/1/012179

Lindsey Conner, Yetunde Kolajo. The Chemistry of Critical Thinking: The Pursuit to do Both Better. – 2020. – Р. 93–110. https://doi.org/10.1108/S2055-364120200000027009

Болотинская Б.П. Методика формирования практических навыков учащихся VII класса // Химия в школе. – 1979. – №6. – С. 27–29.

Нгуен Тхук Тху, Чан Тхи Тхань, Новичкова Е.С., Боровских Т.А. О формировании опыта самообучения // Химия в школе. – 2018. – №8. – С. 31–36.

Оспанова М.К., Аухадиева К.С., Белоусова Т.Г. Химия: учебник для 9-кл. oбщеобразоват. шк. Часть 1. – Алматы: Мектеп, 2019. – 128 с.

REFERENCES

Maiorova N.S., Zasobina G.A. Formirovanie estestvenno-nauchnoi kartiny mira uchashihsia kak predmet issledovaniia [Formation of a natural science picture world of scool students as a subject of research] // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. – 2011. – T. 17. – №1. – S. 14–18. [in Russian]

Mushtavinskaia I.V. Tehnologiia razvitiia kriticheskogo myshleniia na uroke i v sisteme podgotovki uchitelia [Technology development of critical thinking in the classroom and in the teacher training system]: ucheb. metod. posobie. – SPb.: KARO, 2009. – 144 c. [in Russian]

Gamzina O.V. Razvitie kriticheskogo myshleniia na urokah himii [Developing critical thinking in chemistry lessons]. [Electronic resource]. URL: http://festival.1september.ru/articles/212254/ (qaralgan kunі: 09.11.2018). [in Russian]

Aizina Iu.A. Teoriia himicheskogo eksperimenta [Theory of chemical experiment]: uchebnoe posobie. – Irkutsk: Izd-vo Irkutskogo nac. issled. tehnicheskogo un-ta, 2018. – 124 s. [in Russian]

Chan Thi Than. Urok-praktikum: osnova razvitiia kriticheskogo myshleniia [Practical lesson: the basis of the development critical thinking]// Himiia v shkole. – 2019. – №7. – S. 66–69. [in Russian]

Zhilin D.M. Himicheskiy eksperiment kak sredstvo formirovaniia kriticheskogo myshleniia [Chemical experiment as a means of forming critical thinking] // Himiia v shkole. – 2012. – №5. – S. 49–52. [in Russian]

Zair-Bek S.I., Mushtavinskaia I.V. Razvitie kriticheskogo myshleniia na uroke [Developing critical thinking in the lesson]: posobie dlia uchitelei obsheobrazovat. uchrejdeniy. – M.: Prosveshenie, 2011. – 223 s. [in Russian]

Kotegova M.M. Razvitie kriticheskogo myshleniia kak sredstvo formirovaniia kliuchevyh kompetenciy na urokah himii [Development of critical thinking as a means of forming key competencies in chemistry lessons]. [Electronic resource]. URL: http://festival.1september.ru/articles/627760/ (qaralgan kunі: 09.11.2018). [in Russian]

Mushtavinskaia I.V., Ivanshina E.V. Kriticheskoe myshlenie na urokah estestvoznaniia [Critical thinking in natural science lessons] // Estestvoznanie v shkole. – 2004. – №3. – C. 34–39. [in Russian]

Bolotov V.A., Spiro D. Kriticheskoe myshlenie – kliuch k preobrazovaniiam rossiyskoi shkoly [Critical thinking - the key to the transformation of the Russian school] // Direktor shkoly. – 1995. – №1. – S. 67–73. [in Russian]

Gerus S.A. Teoriia i praktika racionalizacii processa obucheniia v srednei shkole [Theory and practice of rationalization teaching process in secondary school]: monografiia. – SPb.: Izd-vo RGPU im. A.I. Gercena, 2003. – 160 s. [in Russian]

Unerbaeva Z.O., Esenjol A.B. Himiiadan eksperimenttіk jumystardy jurgіzudіn zamanaui adіsterі men tasіlderі [Modern methods and ways of conducting experimental work in chemistry] // Abai atyndagy Qazaq ulttyq pedagogikalyq universitetіnіn Habarshysy. «Jaratylystanu-geografiia gylymdary» seriiasy. – 2021. – №4(70). – B. 55–58. [in Kazakh]

Jadrina M.J. Oqushylardy himiiadan algan bіlіmіn paidalanuga dagdylandyru [Instilling in scolars the skills of using the acquired knowledge in chemistry]. – Almaty: Bіlіm, 2010. – 89 b. [in Kazakh]

Klarin M.V. Razvitie kriticheskogo i tvorcheskogo myshleniia [Development of critical and creative thinking] // Shkolnye tehnologii. – 2004. – №2. – C. 3–10. [in Russian]

Ersainova N.A. Covershenstvovanie navykov kriticheskogo myshleniia uchashhihsia 9-h klassov, izuchaiushih himiiu, s ispolzovaniem metoda obucheniia «issledovanie i razmyshlenie» [Improving the critical thinking skills of 9th grade scool students studying chemistry using the “research and reflection” teaching method] // «Himiia gylymy men himiialyq bіlіm berudіn ozektі maselelerі» Respublikalyq gylymi konferenciia materialdarynyn jinagy. – Nur-Sultan: L.N. Gumilev atyndagy EҰU, 2022. – S. 182–185. [in Russian] [in Kazakh]

Borovskih T.A. Gruppovaia tehnologiia na urokah razvivaiushego differencirovannogo obucheniia [Group technology in the lessons of developing differentiated learning] // Himiia v shkole. – 2010. – №4. – S. 10–16. [in Russian]

Nechitailova E.V. Integraciia mediatekstov Interneta i tehnologii razvitiia kriticheskogo myshleniia v sovremennyi urok himii [Integration of Internet media texts and critical thinking development technology into a modern chemistry lesson]: Diss. … kand. ped. nauk. – M., 2019. – 145 s. [in Russian]

Petrov Iu.N. O tehnologii razvitiia kriticheskogo myshleniia uchashihsia (na urokah himii) [About the technology of developing scholars' critical thinking (in chemistry lessons)] // Himiia v shkole. – 2002. – №10. – C. 31–34. [in Russian]

Viviurskiy V.Ia. Eksperiment po himii v srednih proftehuchilishah [Experiment in chemistry in secondary vocational schools]. – M.: Vysshaia shkola, 1980. – 72 s. [in Russian]

Zlotnikov Ie.G., Garkunov V.P. Funkcii shkolnogo himicheskogo eksperimenta v usloviiah razvivaiushego obucheniia [The functions of school chemical experiment in the context of developmental learning] // Jurnal VHO im. D.I. Mendeleeva. – 1983. – №5. – S. 40–43. [in Russian]

Kachalova G.S. Metodika izucheniia osnovnyh voprosov kursa himii 8-go klassa [Methodology for studying the main issues of the 8th grade chemistry course]: uchebnoe posobie. – Novosibirsk: NGPU, 2009. – 282 s. [in Russian]

Alekseeva I.S. Problemnyi podhod k izucheniiu analiticheskoi himii v shkolnoi praktike [The problematic approach to the study of analytical chemistry in school practice] // Himiia v shkole. – 1999. – №5. – S. 70–73. [in Russian]

Duran M., Dokme І. The effect of the inquiry-based learning approach on student’s critical-thinking skills // Eurasia Journal of Mathematics, Science & Technology Education. – 2016. – V.12(12). – P. 2887–2908. https://doi.org/10.12973/eurasia.2016.02311a

Claus J. Critical Thinking in the Chemistry Classroom and Beyond // Journal of Chemical. Education. – 2004. – V. 81 (8). – P. 1216–1220. https://doi.org/10.1021/ed081p1216

Kamal N.A., Suyanta. The effect of inquiry based learning models on students’ critical thinking ability and self-efficacy in reaction rate material // Journal of Physics: Conference Series. – 2021. 1806 (1), 012179. https://doi.org/10.1088/1742-6596/1806/1/012179

Lindsey Conner, Yetunde Kolajo. The Chemistry of Critical Thinking: The Pursuit to do Both Better. – 2020. – R. 93–110. https://doi.org/10.1108/S2055-364120200000027009

Bolotinskaia B.P. Metodika formirovaniia prakticheskih navykov uchashihsia VII klassa [Methodology of formation practical skills scholars of the 7th grade] // Himiia v shkole. – 1979. – №6. – S. 27–29. [in Russian]

Nguen Thuk Thu, Chan Thi Than', Novichkova E.S., Borovskih T.A. O formirovanii opyta samoobucheniia [About the formation of self-learning experience] // Himiia v shkole. – 2018. – №8. – S. 31–36. [in Russian]

Ospanova M.K., Auhadieva K.S., Belousova T.G. Himiia [Chemistry]: uchebnik dlia 9-kl. obsheobrazovat. shk. Chast 1. – Almaty: Mektep, 2019. – 128 s. [in Russian]

Загрузки

Опубликован

2023-06-30

Выпуск

Раздел

ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ