Когнитивная основа языка учебника: психолингвистический анализ (на материале предметов по естественным наукам)

Авторы

  • А. Аманбаева Институт языкознания имени А. Байтурсынова
  • Ж. Шаймерденова

Ключевые слова:

психолингвистика, педагогика, учебник, познание, физика, алгебра, география.

Аннотация

В нашей стране пишутся учебники по обновленному содержанию
образования и ведется работа по повышению их качества. Есть достижения в качестве учебника, но есть и недостатки. Качественный учебник – это основа знаний, прочная опора будущего нашей страны. В стране проводится большая работа по повышению качества учебников с привлечением различных издательств, методистов и преподавателей. С этой целью в Республиканском центре анализа содержания научно-практического образования реализуется исследовательский проект «Психолингвистические требования к языковому, текстовому и внетекстовому аппарату учебников». В ходе проекта были проанализированы учебники по гуманитарным и естественным наукам. Данная статья представляет собой научно-методологический подход к психолингвистическому анализу текстовых и нетекстовых устройств учебников в рамках данного проекта. В статье были подняты вопросы: Проводится ли психолингвистический анализ современных школьных учебников, в том числе алгебры, физики и географии в области естественных наук, соответствует ли
учебник знаниям и пониманию ребенка? В чем несоответствия? Также рассматривается актуальность содержания и объема текста в учебнике для познания учащегося, лингвистически правильного построения предложений и понятности. В целом при анализе выявляются преимущества и недостатки современных учебников.

Библиографические ссылки

ПАЙДАЛАНЫЛҒАН ӘДЕБИЕТТЕР ТІЗІМІ

Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: в 3-х т. – М.: Педагогика, 1981. – 196 с.

Байтұрсынұлы А. Ақ жол. Шығармалары, өлеңдер, аудармалар, зерттеулер. – Алматы: Жалын, 1989. – 469 б.

Фогельсон И.А. Учебники и пути его развития. В кн.: Вопросы теории составления школьного учебника. − М.: Педагогика, 1982. – 260 с.

Құсайынов А.Қ., Асылов Ұ.Ә. Оқулықтану. Өзекті мәселелер. – Алматы: Рауан, 2000. – 32 б.

Аширбаев Н.К., Нурмагамбетова Ж.А., Бекмолдаева Р.Б. Алгебрада квадраттық функцияларға қатысты физикалық мазмұнды есептерге талдау // Ясауи университетінің хабаршысы. – 2020. – №3 (117). – Б. 197–213.

Каймулдинова К., Әбілмәжінова С. География. 10-сынып. – Алматы: Мектеп, 2019. – 289 б.

Каймулдинова К., Әбілмәжінова С. География. 11-сынып. – Алматы: Мектеп, 2019. – 290 б.

Шыныбеков Ә.Н., Шыныбеков Д.Ә., Жұмабаев Р.Н. Алгебра. 8-сынып. – Алматы: Атамұра, 2018. – 192 б.

Кронгард В., Тоқбергенова У.Қ. Физика. 7-сынып. – Алматы: Мектеп, 2017. – 201 б.

Шүйіншина Ш., Башарұлы Р., Сейфоллина К. Физика. 8-сынып. – Алматы: Атамұра, 2018. – 224 б.

Тұяқбаев Е.М. Физика. 11-сынып. – Алматы: Арман ПВ, 2019. – 240 б.

Закирова Н.А., Аширов Р.Р. Физика. 10-сынып. – Алматы: Арман ПВ, 2019. – 336 б.

Қазақбаева Д.М., Насохова Ш.Б., Бекбасар Н. Физика. 9-сынып. – Алматы: Мектеп, 2019. – 264 б.

REFERENCES

Suhomlinski V.A. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya: v 3-h t. [Selected pedagogical essays: in 3 vols.] – M.: Pedagogika, 1981. – 196 s. [in Russian]

Baitursynuly A. Aq jol. Shygarmalary, olender, audarmalar, zertteuler [Aq jol. Works, poems, translations, research]. – Almaty: Jalyn, 1989. – 469 b. [in Kazakh]

Fogelson I.A. Uchebniki i puti ego razvitiya [Textbooks and ways of its development]. V kn.: Voprosy teorii sostavleniya shkolnogo uchebnika. − M.: Pedagogika, 1982. – 260 s. [in Russian]

Qusaiynov A.Q., Asylov Y.A. Oqulyqtanu. Ozektі maseleler [Textbook studies. Current issues]. – Almaty: Rauan, 2000. – 32 b. [in Kazakh]

Ashirbaev N.K., Nurmagambetova J.A., Bekmoldaeva R.B. Algebrada kvadrattyq funkciyalarga qatysty fizikalyq mazmundy esepterge taldau [Analysis of Physical Content Tasks Connecting Quadratic Functions in Algebra] // Yasaui universitetіnіn habarshysy. – 2020. – №3 (117). – B. 197–213. [in Kazakh]

Kaimuldinova K., Abіlmajіnova S. Geografiya. 10-synyp [Geography. 10th grade]. – Almaty: Mektep, 2019. – 289 b. [in Kazakh]

Kaimuldinova K., Abіlmajіnova S. Geografiya. 11-synyp [Geography. 11th grade]. – Almaty: Mektep, 2019. – 290 b. [in Kazakh]

Shynybekov A.N., Shynybekov D.A., Jumabaev R.N. Algebra. 8-synyp [Algebra. 8th grade]. – Almaty: Atamura, 2018. – 192 b. [in Kazakh]

Krongard V., Tokbergenova U.Q. Fizika. 7-synyp [Physics. 7th grade]. – Almaty: Mektep, 2017. – 201 b. [in Kazakh]

Shuinshina Sh., Basharuly R., Seifollina K. Fizika. 8-synyp [Physics. 8th grade]. – Almaty: Atamura, 2018. – 224 b. [in Kazakh]

Tuyaqbaev E.M. Fizika. 11-synyp [Physics.11th grade]. – Almaty: Arman PV, 2019. – 240 b. [in Kazakh]

Zakirova N.A., Ashirov R.R. Fizika. 10-synyp [Physics. 10th grade]. – Almaty: Arman PV, 2019. – 336 b. [in Kazakh]

Qazaqbaeva D.M., Nasohova Sh.B., Bekbasar N. Fizika. 9-synyp [Physics. 9th grade]. – Almaty: Mektep, 2019. – 264 b. [in Kazakh]

Загрузки

Опубликован

2022-12-29