Педагогические и психологические понятия категории «Духовное мировоззрение» и «Духовность»

Авторы

  • Б. ПАРИДИНОВА Кызылординский государственный университет имени Коркыт Ата

Ключевые слова:

духовное мировоззрение, духовность, образование, воспитание, общество, сознание, мышление, бытие.

Аннотация

Проблема развития духовного мировоззрения и духовность не теряют актуальность на всех этапах развития общества. Духовное мировоззрение и духовность личности, учителя в обществе меняется в зависимости от уровня социального строя государства и его идеологии, религиозных и светских взглядов, развития педагогической науки. Поэтому духовное мировоззрение и духовность всего общества является одной из важнейших характеристик педагогической подготовки личности. Проблема исследования является актуальной в рамках программы «Рухани жаңғыру». Поэтому мы считаем, что комплекс мероприятий в рамках программы является ядром данной темы. В условиях глобализации категории «Духовное мировоззрение» и «Духовность» являются наиболее важной проблемой. Целями настоящей статьи являются обобщение и систематизирование данной проблемы, определение роли и места духовного мировоззрения и духовности. Для достижения цели в данном исследовании рассматриваются некоторые выводы ученых по проблеме духовного мировоззрения и духовности в образовании. Обсуждаются основополагающие принципы развития и существующие научные работы по проблеме духовного мировоззрения и духовности. Поскольку данные категории еще не полностью изучены в науке, существует много актуальных проблем, которые нужно изучить. В данной статье особое внимание уделяется духовному мировоззрению и духовности и основным связанным с ними понятиям, которые являются важнейшими вопросами педагогики и психологии. В статье обосновываются актуальность и важность теоретического понимания данных категорий. Представлены некоторые теоретические проблемы становления и сохранения духовного мировоззрения и духовности.

Библиографические ссылки

Назарбаев Н.Ә. Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру // Егемен Қазақстан. – 2017. – 12 сәуір.

Кант И. Критика способности суждения / Перевод с немецкого Н. Соколова. – СПб: Азбука, 2019. – 444 с.

Абдильдин Ж.М. Проблема начала в теоретическом познании. – А.: Наука, 1967. – 259 с.

Философия в современном мире: стратегия развития // Материалы І Казахстанского философского конгресса. – Алматы: Институт философии, политологии и религиоведения КН МОН РК, 2013. – 818 с.

Өтешова Б.Қ. Жоғары сынып оқушыларының ұлттық дүниетанымын халық тағылымы материалдары арқылы дамытудың педагогикалық шарттары: Пед. ғыл. кан. ... дис. авторефер.: 13.00.01 – Жалпы педагогика, педагогика және білім тарихы, этнопедагогика. – Алматы: Ы. Алтынсарин атындағы Қазақ білім академиясы, 2004. – 32 б.

Қорқыт ата кітабы. Оғыздардың батырлық жырлары: Эпос / Орыс тілінен аударған Ә. Қоңыратбаев, М. Байділдаев. – А.: Жазушы, 1986. – 128 б.

Әл-Фараби. Таңдамалы трактаттары / Құраст. Ә. Нысанбаев, Ғ. Құрманғалиева, Ж. Сандыбаев. – А.: Арыс, 2009. – 656 б.

Құтты білік / Көне түрк тілінен аударған, алғы сөзі және түсініктерін жазған А. Егеубай. – А.: Өлке, 2006. – 640 б.

Иассауи Қ.А. Диуани хикмет: Ақыл кітабы. – А.: Өнер, 2007. – 312 б.

Құнанбайұлы А. Шығармаларының екі томдық толық жинағы. – А.: Жазушы, 2003. – Т. 1: Өлеңдер мен аудармалар. – А.: Жазушы, 2002. – 296 б.; – Т. 2: Өлеңдер мен аудармалар. – 336 б.

Уәлиханов Ш. Алты томдық жинақ. – А.: Таймас, 2010.

Құдайбердіұлы Ш. Үш анық / Жауапты ред. А. Сейдімбеков. – А.: Қазақстан, Ғақлия, 1991. – 80 б.

Байтұрсынов А. Шығармалары: өлеңдер, аудармалар, зерттеулер. – А.: Жазушы, 1989. – 319 б.

Дулатов М. Оян, қазақ! Роман, өлең-жырлар, әңгімелер. – А.: Атамұра, 2003. – 192 б.

Жұмабаев М. Педагогика. – А.: Ана тілі, 1992. – 160 б.

Қайта оралған қаламгер / Құраст. В.Қ. Күзембаева. – А., 2003. – 272 б. 17. Griffioen, S. (2012). On worldviews. Philosophia Reformata, 77(1)7 – P. 19–56.

Walker, K. (2004). Teachers and teacher world-views // International Education Journal. – №5(3). – Р. 433–438.

Brummelen, H., Koole, R., Franklin, K. (2004). Transcending the Commonplace: Spirituality in the Curriculum // Journal of Educational Thought. – №38(3). – Р. 237–254.

Glanzer, P., Talbert, T. (2005). The impact and implications of faith or worldview in the classroom. The priority and importance of character // Journal of Research in Character Education. – №3(1). – Р. 25-42.

Hufford, D. (2014). Worldview understandings and teacher authenticity // Journal of Philosophy and History of Education. – №64(1). – Р. 135–148.

Akhmetova, A.I, Shirinbaeva, G.K., Axakalova, Z.K., Tasilova, N.A., Zhubaniyazova, A.O. Experimental study of psychological and pedagogical readiness of the future teachers for moral and spiritual development of senior school students // International Journal of Environmental and Science Education. – №11(18). – 2016. – Р. 11261–11282.

Syihabuddin. Spiritual pedagogy: an analysis of the foundation of values in the perspective of best performing teachers // International Journal of Education. – 2017. – №10(1). – Р. 27–33. – Doi: 10.17509/ije.v10i1.8022.

Mahmoudi, S., Jafari, E., Nasrabadi, H.A., Liaghatdar, M.J. Holistic education: an approach for 21 century // International Education Studies. – 2012. – №5(2). – Р. 178–186. – Doi:10.5539/ies.v5n3p178.

Thakur, K., Singh, J., Kaur, P. A Study of Spirituality at Work and Organisational Commitment of University Teachers // Pertanika Journal of Social sciences and Humanities. – 2017. – №25(4). – Р. 1501–1514.

Шагардинова Е. Генезис феномена духовности в педагогическом и психологическим аспектах воспитания личности // Научные ведомости. Серия Гуманитарные науки. – 2014. – №26 (197). – Выпуск 24. – С. 147–153.

Шагардинова Е. Генезис феномена духовности в философском и педагогическом аспектах воспитания личности // Вестник университета. – 2014. – №17. – С. 347–351. 28. Заховаева А.Г. Девальвация личности: откуда черпать человеческое? // Философия и общество. – 2005. – №3 (40). – С. 110–120.

Пазекова Г.Е. Духовность личности как психологический феномен // Акмеология. – 2005. − №2. – С. 77–79.

Ценностные основания психологической науки и психология ценностей / Отв. ред. В.В. Знаков, Г.В. Залевский. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. – 344 с.

Хохлов С.И. К понятию о духовности // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. – Педагогика и психология. – 2010. – №4. – С. 34-39.

Штумпф С.П. Творческая составляющая духовности // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2011. – №4 (10). – Ч. ІІ. – С. 199-203.

Данилкова М.П. К вопросу о проблемах духовного обновления общества // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2012. – №1 (15). – Ч. ІІ. – С. 57-60.

Борытко Н.М. Этическая концепция духовно-нравственного воспитания // Грани познания. – 2012. – №3 (17). – С. 29-32.

Загрузки

Опубликован

2020-09-30

Выпуск

Раздел

ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ