Эффективные методы формирования ценностных ориентаций детей подросткового возраста

Авторы

  • ИСКАКОВА П.К. Международный казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмеда Ясави
  • Зубайраева З.А. Кокшетауский университет имени А. Мырзахметова

Ключевые слова:

Дети подросткового возраста, ценности, ценностные ориентации, эффективные методы, тренинговые упражнения, формирование.

Аннотация

В данной статье подробно рассматриваются эффективные методы
формирования ценностных ориентаций детей подросткового возраста. Ценностные
ориентации личности являются важной характеристикой жизни ребенка, так как ценностные
ориентации фиксируют связь детей с окружающей средой, различия в собственных
взаимоотношениях и психике. Кроме того, дети, осознавая ценностные ориентации, ищут
свое место в классе, размышляют о смысле и цели каждого действия в обществе. Выражая
сознательное мнение о поступках в обществе, он формулирует свое отношение к другим
людям, окружающей среде и себе, во многом определяя направление и содержание личностного развития. Формирование ценностных ориентаций, интенсивно протекающих у детей раннего подросткового возраста – важный этап для формирования мировоззрения, поиска смысла жизни и определения своей роли в обществе. В условиях современного образования необходим комплекс эффективных методов организации образовательного процесса для формирования ценностных ориентаций детей подросткового возраста. Поэтому авторы статьи отмечают, что на современном этапе развития педагогической и психологической науки особое внимание следует уделять особенностям формирования детей подросткового возраста, в том числе ценностным ориентациям, подчеркивая, что эффективным методом работы с подростками являются занятия с использованием тренинговых упражнений. Тренинговые упражнения в группе под руководством опытных педагогов-психологов позволяют сформировать у детей необходимые знания, умения, навыки, ценности, а также лучше понять себя и других.

Библиографические ссылки

ПАЙДАЛАНЫЛҒАН ӘДЕБИЕТТЕР ТІЗІМІ

Кон И.С. Психология самосознания. – Самара: Бахрах-м, 2000. – 672 с.

Ярина Е.В. Теоретический анализ понятий «ценности» и «ценностные ориентации» // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2014. – №5 (61). – С. 160–162.

Ерофеева И.А. Жизненные ценности современных подростков // Новаинфо. – 2016. – №49. – С. 475–482.

Қалымбетова Э.К. Кәсіпке бейімделу мен кәсіби мәнді құндылықтық бағдарларды қалыптастыру ерекшеліктері: псих. ғыл. канд. ... автореф. – Алматы, 2005. – 28 б.

Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М.: Политиздат, 1975. – 304 с.

Сериков В.В. Личностный подход в образовании: Концепция и технология: монография. – Волгоград: Перемена, 1994. – 152 с.

Жұмасова К.С. Психология. – Астана: Фолиант, 2006. – 292 б.

Файзуллина М.И. Формирование у подростков ценностных ориентаций // Научный альманах. – 2015. – №10-2 (12). – С. 452–455.

Сивцова А.А. Программа тренинга по ценностно-смысловому и личностному самоопределению старших подростков. – Кочки: МКДОУ Кочковский д/с "Солнышко", 2017. – 36 с.

Тренинговые занятия с воспитанниками на формирование эмоционально-волевой сферы. [Электронный ресурс]. URL: https://docviewer.yandex.ru/view/656606019/ (дата обращения 01.12.2018)

Степанов П.В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе. – М.: Академия: АПКИПРО, 2003. – 82 c.

REFERENCES

Kon I.S. Psihologiia samosoznaniia [Psychology of self-awareness]. – Samara: Bahrah-m, 2000. – 672 s. [in Russian] 2. Iarina E.V. Teoreticheskii analiz poniatii «cennosti» i «cennostnye orientacii» [Theoretical analysis of the concepts of «values» and «value orientations»] // Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Gumanitarnye i socialnye nauki. – 2014. – №5 (61). – S. 160–162. [in Russian] 3. Erofeeva I.A. Jiznennye cennosti sovremennyh podrostkov [Life values of modern teenagers] // Novainfo. – 2016. – №49. – S. 475–482. [in Russian] 4. Qalymbetova Ie.K. Kasіpke beiіmdelu men kasіbi mandі qundylyqtyq bagdarlardy qalyptastyru erekshelіkterі: psih. gyl. kand. ... avtoref. [Features of adaptation to the profession and the formation of professionally significant value orientations: abstract ... cand. psych. science] – Almaty, 2005. – 28 b. [in Kazakh] 5. Leontiev A.N. Deiatelnost, soznanie, lichnost [Activity, consciousness, personality]. – M.: Politizdat, 1975. – 304 s. [in Russian] 6. Serikov V.V. Lichnostnyi podhod v obrazovanii: Koncepciia i tehnologiia: monografiia [Personal approach in education: Concept and technology: monograph]. – Volgograd: Peremena, 1994. – 152 s. [in Russian] 7. Jumasova K.S. Psihologiia [Psychology]. – Astana: Foliant, 2006. – 292 b. [in Kazakh] 8. Faizullina M.I. Formirovanie u podrostkov cennostnyh orientacii [Formation of value orientations in adolescents] // Nauchnyi almanah. – 2015. – №10-2 (12). – S. 452–455. [in Russian] 9. Sivcova A.A. Programma treninga po cennostno-smyslovomu i lichnostnomu samoopredeleniiu starshih podrostkov [Training program on value-semantic and personal self-determination of older adolescents]. – Kochki: MKDOU Kochkovskii d/s «Solnyshko», 2017. – 36 s. [in Russian] 10. Treningovye zaniatiia s vospitannikami na formirovanie emocionalno-volevoi sfery [Training sessions with pupils on the formation of an emotional and volitional sphere]. [Elektronnyi resurs]. URL: https://docviewer.yandex.ru/view/656606019/ (data obrasheniia 01.12.2018) [in Russian] 11. Stepanov P.V. Diagnostika i monitoring processa vospitaniia v shkole [Diagnostics and monitoring of the process of education at school]. – M.: Akademiia: APKIPRO, 2003. – 82 c. [in Russian]

Загрузки

Опубликован

2022-09-30

Выпуск

Раздел

ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ