Сохранение и развитие паремий на казахском языке касательно человека в книге «Коркыт ата»

Авторы

  • А.Р. ЕРШАЕВА Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева
  • М.К. Ескеева Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева

Ключевые слова:

паремия, пословица, среднетюркский язык, книга «Коркыт Ата», огузская группа, кипчакская группа, казахский язык.

Аннотация

В данной статье авторы стремятся определить связь исторических паремий с пословицами, используемыми в современном казахском языке, исходя из изучения паремий в книге «Коркыт ата» в сравнительно-историческом аспекте.
Паремии – особые структуры в языке определенной нации. Они выполняют куммулятивную функцию от отца к ребенку, устанавливая мировоззренческие особенности и ценности нации в мировом языковом образе. В историческом процессе паремии, созданные по тем или иным причинам в определенных условиях и отработанные временем потребителями языка, развиваются лексически, фонетически, грамматически, прагматически, сохраняя свою первоначальную или базовую прагматику, занимают место в синхронном словарном запасе и реализуют коммуникационные запросы потребителей. Неизвестно, когда именно они появились и кто был настоящим автором. Однако маркировка исторических паремий на известных письменных памятниках открывает новые возможности для сравнительно-исторических исследований. Также помогает выявить особенности развития исторической паремии на разных этапах. Паремии в книге «Коркыт ата» привлекают своим разнообразием аспектов, среди которых можно выделить несколько: 1. В казахском народе сохранились пословицы, ораторские изречения, крылатые выражения, заповедные сказания «Қорқыт Атадан қалған» (осталось от Коркыт Ата) или «Қорқыт айтыпты» (сказал Коркыт). 2. Эти паремии встречаются и у других тюркских народов, поэтому существует проблема определения общей базы паремий. 3. Определенная часть пословиц у казахского народа зафиксирована в книге «Коркыт ата». То есть, исторические паремии в книге «Коркыт ата» преобразуются и развиваются более 500 лет, образуя определенную конструкцию на казахском языке кипчакской группы. Следовательно, пословицы и поговорки имеют свойство ярко выражать культурную сущность нации, отфильтрованную из недр истории.

Загрузки

Опубликован

2022-09-30