ЯЗЫК – УНИКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ КУЛЬТУРЫ
106 136
Ключевые слова:
Слово культура, духовная культура, зеркало культуры, язык и культура, духовная и материальная лексика.Аннотация
В статье рассматривается преемственность языка и культуры на основе исторических данных. Исследование анализирует дефиниции слова культура и уделяет внимание на ее природу. Также важно понимать, что под древней культурой понимаются духовные и материальные знания народа, а также его национальный менталитет, национальное сознание, мировоззрение, обычаи и традиции, а также анализируется концепция формирования знаний.А его сосуществование с языком описывается как «язык есть зеркало культуры». Основной темой статьи является преемственность языка и культуры, которые с древних времен были переплетены, их роль в формировании духовной и материальной лексики в обществе.При этом наиболее комплексно показана и проанализирована роль языка в общественном сознании, обычаях и традициях, обрядах. Потому что с помощью языка и культуры сформировалась культура речи, поведения, обычаев, ритуалов, дресс-кода, искусства и этнических символов и т.д. Основным вопросом статьи является преемственность языка и культуры, которая понимается народом с точки зрения духовных и материальных знаний. Словом, язык и культура – сложное понятие, охватывающее весь национальный менталитет, национальное сознание, мировоззрение, обычаи, духовное и материальное богатство, начиная с черт личности.
Библиографические ссылки
Қазақ тілінің түсіндірме сӛздігі. 7-том. –Алматы: «Ғылым» баспасы, 1983. –672 б.
Верещагин Е. M, Костомаров В. Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Русский язык, 1990 (Библиотека преподавателя русского языка как иностранного). – 246 с.
Тер-Минасова С.Г. Тіл және мәдениетаралық коммуникация. –Алматы: Ұлттық аударма бюросы, 2018. –320 б.
Древнетюркский словарь. –Ленинград: Издательство «Наука», 1969. С. 715.
Уәлиев Н. Сӛз мәдениеті. –Алматы: «Мектеп», 1984. –75 б.
Ғабитханұлы Қ. Қазақ мифологиясының тілдік кӛрінісі. –Алматы: «Арыс», 2000. – 168 б. 7. Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. –Москва: Искусство, 1991. –432 с. 8. Вайсгербер Й.Л. Родной язык и формирование духа. –Москва: УРСС Эдиториал, 2004. – 232 c.
Қайдар Ә. Қазақ тілінің ӛзекті мәселелері. –Алматы: «Ана тілі», 1998. –304 б. 10. Қайдар Ә. Қазақтар ана тілі әлемінде (этнолингвистикалық сӛздік) Адам. – Алматы: Дайк-Пресс, 2009. Т.1. –784 б.
Қазақ философиясы тарихы. Ежелгі дәуірден қазіргі заманға дейін. –Т. І. Қазақ философиясының қалыптасуы. –Алматы: ФСДИ ҚР БҒМ, 2014, –443 б.
References
Qazaq tılınıñ tüsındırme sözdıgı. 7-tom. – Almaty: «Ğylym» baspasy, 1983. – 672 b.
VereĢagin E. M, Kostomarov V. G. Ġazyk i kültura: Lingvostranovedenie v prepodavanii ruskogo iazyka kak inostrannogo. 4-e izd., pererab. i dop. – Moskva: Ruski iazyk, 1990 (Biblioteka prepodavatelä ruskogo iazyka kak inostrannogo). – 246 s.
Ter-Minasova S.G. Tıl jäne mädenietaralyq komunikasia. – Almaty: Ūlttyq audarma bürosy, 2018. – 320 b.
Drevnetürkski slovär. –Leningrad: Ġzdatelstvo «Nauka», 1969. S. 715.
Uäliev N. Söz mädenietı. –Almaty: «Mektep», 1984. – 75 b.
Ğabithanūly Q. Qazaq mifologiasynyñ tıldık körınısı. –Almaty: «Arys», 2000. –168 b.
Goncharenko N.V. Geni v iskustve i nauke. –Moskva: Ġskustvo, 1991. –432 s.
Vaisgerber Ġ.L. Rodnoi iazyk i formirovanie duha. –Moskva: URSS Editorial, 2004. – 232 c.
Qaidar Ä. Qazaq tılınıñ özektı mäselelerı. –Almaty: «Ana tılı», 1998. –304 b.
Qaidar Ä. Qazaqtar ana tılı älemınde (etnolingvistikalyq sözdık) Adam. –Almaty: Daik-Pres, 2009. T.1. – 784 b.
Qazaq filosofiasy tarihy. Ejelgı däuırden qazırgı zamanğa deiın. –T. I. Qazaq filosofiasynyñ qalyptasuy. –Almaty: FSDĠ QR BĞM, 2014, – 443 b.