Формирование финансовой грамотности школьников путем обучения решению задач с экономическим содержанием
80 106
Ключевые слова:
грамотность, математическая грамотность, финансовая грамотность, PISA, интеграция, задачи с финансово-экономическим содержаниемАннотация
В данной статье рассматривается проблема развития финансовой грамотности среди населения, особенно среди учащихся общеобразовательных школ. Обсуждается необходимость и методы повышения уровня финансовой грамотности, придавая особое значение учебному предмету "математика". В статье подчеркивается актуальность включения формирования базовых навыков финансовой грамотности как важного аспекта воспитания нового поколения в учебные программы различных школьных предметов. Также рассматриваются пути интеграции навыков финансовой грамотности в обучение математике. В контексте уроков математики предлагаются задачи с реальным финансово-экономическим содержанием, направленные на развитие базовых навыков
финансовой грамотности у учащихся 5-6 классов. Эти задачи способствуют освоению основных финансово-экономических понятий, отражающих ключевые аспекты финансовых отношений, а также развитию практических навыков и компетенций. Поскольку математика и финансы имеют общие аспекты, использование математических задач с финансовым контекстом помогает расширить представления учащихся о реальных приложениях математики в повседневной жизни. В статье также демонстрируется, что знание основных финансовых понятий и их применение на практике способствуют формированию понимания, способствовать развитию навыков бережливости и грамотного управления денежными средствами. Эффективность этого процесса подтверждается результатами экспериментов, проведенных в статье.
Библиографические ссылки
Björklund, M. (2019). Teaching financial literacy: Competence, context and strategies among Swedish teachers. Journal of Social Science Education, 18(2), 28-48. https://doi.org/10.4119/jsse-1426
Abylkassymova, A., Mubarakov, A., Yerkisheva, Z., Turganbayeva, Z., & Baysalov, Z. Assessment of Financial Literacy Formation Methods in Mathematics Education: Financial Computation -International Journal of Emerging Technologies in Learning (iJET). – eISSN: 1863-0383. – Vol.15. – No.16. – Germany, 2020. -pp. 49-67. doi:10.3991/ijet.v15i16.14587
Bell, S. (2010). Project-based learning for the 21st century: Skills for the future. The Clearing House, 83(2), 39-43. https://doi.org/10.1080/00098650903505415
Jayaraman, J. D., & Jambunathan, S. (2018). Financial literacy among high school students:Evidence from India. Citizenship, Social and Economics Education, 17(3), 168-187.https://doi.org/10.1177/2047173418809712
Еркишева Ж.С., Назарова К.Ж. Ақпараттық технология құралдарымен оқушылардың қаржылық сауаттылығын қалыптастыру // Ясауи университетінің Хабаршысы.– Түркістан, 2020. – №1,(115). – 169-180 б.
Lusardi, A. (2011). American financial capability. National Bureau of Economic Research, Working Paper Series, 1(1), 1–26. http://www.nber.org
Хасенова К.Е., Исмаилова Г.К., Паримбекова Л.З., Қуантқан Б., Анарбеков Н.М. (2022).Обзор литературы по методам оценки финансовой грамотности и опыт Казахстана. Экономика: стратегия и практика, 17(3), 226-241, https://doi.org/10.51176/1997-9967-2022-3-226-241
Tasha, N., Vardari, L., &Arapi, D. (2018). The Impact of Microfinance Institutions (MFI) on Small and Medium Enterprises (SME) in Kosovo. International Journal of Social and Humanities Sciences, 2 (2), p. 97-104.Retrieved from https://dergipark.org.tr/en/pub/ijshs/issue/40922/494307
Mändmaa, S. (2019). Analyzing the Factors Influencing University Students' Financial Literacy. International Journal for Innovation Education and Research. 7(7), p. 1-27.
https://doi.org/10.31686/ijier.vol7.iss7.1628
Xu, L., & Zia, B. (2012). Financial Literacy around the World: An Overview of the Evidence with Practical Suggestions for the Way Forward. Policy Research Working Papers. https://doi.org/10.1596/1813-9450-6107
Atkinson, A., & Messy, F.-A. (2012). Measuring Financial Literacy Results of The OECD / International Network on Financial Education (INFE) Pilot Study. In Journal of Consumer Affairs. https://doi.org/10.1111/j.1745-6606.2010.01170.x
Симонов А.С. Математические модели экономики в школьном курсе математики: Дисс... доктора пед наук . – Тула, 2000, - 328 с,
Еркишева Ж.С. Орта мектеп оқушыларын мәтінді есептерді шығаруға үйрету арқылы қаржылық сауаттылығын қалыптастыру әдістемесі: философия док. … дис.: 6D010900–Математика. – Алматы, 2022. -174 б.
Алмазова Т.А., Трунтаева Т.И. К вопросу об исследовании проблемы формирования финансовой грамотности школьников в процессе изучения математики // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №58-3. С. 40-44.
Қағазбаева Ә.К. Математикадан білім беру сапасын арттыру бағыттары //«Жаңартылған білім беру мазмұны жағдайында мектеп пен жоғары оқу орындарында математика мен физиканы оқытудың өзекті мәселелері» атты Халықаралық ғылыми-практикалық конференцияның материалдары. – Алматы: Абай ат. ҚазҰПУ, «Ұлағат» баспасы, 2022. – Б.114-117.
Әбілқасымова А.Е. және т.б. Математика: Жалпы білім беретін мектептің 5-сыныбына арналған оқулық. – 1-бөлім. – Алматы: Мектеп, 2017. – 144 б.
Әбілқасымова А.Е. және т.б. Математика: Жалпы білім беретін мектептің 6-сыныбына арналған оқулық. – 1-бөлім. – Алматы: Мектеп, 2018. – 184 б.
Әбілқасымова А.Е. және т.б. Алгебра: Жалпы білім беретін мектептің 7-сыныбына арналған оқулық. – Алматы: Мектеп, 2017. – 272 б.
Björklund, M. (2019). Teaching financial literacy: Competence, context and strategies among Swedish teachers. Journal of Social Science Education, 18(2), 28-48. https://doi.org/10.4119/jsse-1426
Abylkassymova, A., Mubarakov, A., Yerkisheva, Z., Turganbayeva, Z., & Baysalov, Z. Assessment of Financial Literacy Formation Methods in Mathematics Education: Financial Computation -International Journal of Emerging Technologies in Learning (iJET). – eISSN: 1863-0383. – Vol.15. – No.16. – Germany, 2020. -pp. 49-67. doi:10.3991/ijet.v15i16.14587
Bell, S. (2010). Project-based learning for the 21st century: Skills for the future. The Clearing House, 83(2), 39-43. https://doi.org/10.1080/00098650903505415
Jayaraman, J. D., & Jambunathan, S. (2018). Financial literacy among high school students:Evidence from India. Citizenship, Social and Economics Education, 17(3), 168-187.https://doi.org/10.1177/2047173418809712
Erkişeva J.S., Nazarova K.J. Aqparattyq tehnologiıa qūraldarymen oquşylardyŋ qarjylyq sauattylyğyn qalyptastyru // Iasaui universitetınıŋ Habarşysy.– Türkıstan, 2020. – №1,(115). – 169-180 b.
Lusardi, A. (2011). American financial capability. National Bureau of Economic Research, Working Paper Series, 1(1), 1–26. http://www.nber.org
Hasenova K.E., Ismailova G.K., Parimbekova L.Z., Quantqan B., Anarbekov N.M. (2022).Obzor literatury po metodam otsenki finansovoi gramotnosti i opyt Kazahstana. konomika: strategiıa i praktika, 17(3), 226-241, https://doi.org/10.51176/1997-9967-2022-3-226-241
Tasha, N., Vardari, L., &Arapi, D. (2018). The Impact of Microfinance Institutions (MFI) on Small and Medium
Enterprises (SME) in Kosovo. International Journal of Social and Humanities Sciences, 2 (2), p. 97-104.Retrieved from https://dergipark.org.tr/en/pub/ijshs/issue/40922/494307
Mändmaa, S. (2019). Analyzing the Factors Influencing University Students' Financial Literacy. International Journal for Innovation Education and Research. 7(7), p. 1-27.
https://doi.org/10.31686/ijier.vol7.iss7.1628
Xu, L., & Zia, B. (2012). Financial Literacy around the World: An Overview of the Evidence with Practical Suggestions for the Way Forward. Policy Research Working Papers. https://doi.org/10.1596/1813-9450-6107
Atkinson, A., & Messy, F.-A. (2012). Measuring Financial Literacy Results of The OECD / International Network on Financial Education (INFE) Pilot Study. In Journal of Consumer Affairs. https://doi.org/10.1111/j.1745-6606.2010.01170.x
Simonov A.S. Matematicheskie modeli konomiki v şkolnom kurse matematiki: Diss... doktora ped nauk . – Tula, 2000, - 328 s,
Erkişeva J.S. Orta mektep oquşylaryn mätındı esepterdı şyğaruğa üiretu arqyly qarjylyq sauattylyğyn qalyptastyru ädıstemesı: filosofiıa dok. … dis.: 6D010900–Matematika. – Almaty, 2022. -174 b.
Almazova T.A., Truntaeva T.I. K voprosu ob issledovanii problemy formirovaniıa finansovoi gramotnosti şkolnikov v protsesse izucheniıa matematiki // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniıa. 2018. №58-3. S. 40-44.
Qağazbaeva Ä.K. Matematikadan bılım beru sapasyn arttyru bağyttary //«Jaŋartylğan bılım beru mazmūny jağdaiynda mektep pen joğary oqu oryndarynda matematika men fizikany oqytudyŋ özektı mäselelerı» atty Halyqaralyq ğylymi-praktikalyq konferentsiıanyŋ materialdary. – Almaty: Abai at. QazŪPU, «Ūlağat» baspasy, 2022. – B.114-117.
Äbılqasymova A.E. jäne t.b. Matematika: Jalpy bılım beretın mekteptıŋ 5-synybyna arnalğan oqulyq. – 1-bölım. – Almaty: Mektep, 2017. – 144 b.
Äbılqasymova A.E. jäne t.b. Matematika: Jalpy bılım beretın mekteptıŋ 6-synybyna arnalğan oqulyq. – 1-bölım. – Almaty: Mektep, 2018. – 184 b.
Äbılqasymova A.E. jäne t.b. Algebra: Jalpy bılım beretın mekteptıŋ 7-synybyna arnalğan oqulyq. – Almaty: Mektep, 2017. – 272 b.