Формирование готовности студентов к развитию социальных навыков младших школьников
52 70
Ключевые слова:
подготовка, социальные навыки, социализация, начальный класс, образование, профессиональная деятельность.Аннотация
Статья посвящена проблеме профессиональной подготовки будущих учителей по развитию социальных навыков учащихся начальных классов. Научные исследования, проводимые авторами, способствуют повышению творческой и интеллектуальной активности студентов. В ходе обзора литературы определены суть понятий «социальные навыки» и «подготовка», а также уточнена проблема развития социальных навыков. Проведена оценка уровней мотивационного, познавательного, деятельностного, рефлексивного компонентов процесса развития профессиональной подготовки студентов.
В ходе эксперимента был организован специальный курс, в рамках которого выполнялась комплексная работа, включающая теоретические, практические и методические задачи. Определены показатели и уровни подготовленности будущих учителей по развитию социальных навыков учащихся начальных классов, а также представлены результаты экспериментальной работы. Студенты осваивают технологии и предоставленные информации, направленные на развитие социальных навыков студентов и достигают значительных изменений при их успешной реализации в ходе практики.
При анализе результатов отмечены, что у будущих учителей повысился интерес к своей профессии, профессиональной деятельности, значительно улучшилось творческое мышление и познавательные способности. Результаты показывают эффективность методов и организованной работы в процессе обучения студентов. Соответственно, авторы считают необходимым включить в учебную программу предмет «Методика развития социальных навыков учащихся начальных классов».
Библиографические ссылки
ПАЙДАЛАНЫЛҒАН ӘДЕБИЕТТЕР ТІЗІМІ
ҚР «Білім туралы» Заңы 2007 жылғы 27 шілдедегі №319 Заңы. [Электронды ресурс] URL: https://adilet.zan.kz/kaz/docs/Z070000319_ (қаралған күні 13.06.2024) 2. «Бастауышта оқыту педагогикасы мен әдістемесі» білім беру бағдарламасы. 2020-2021/ 2021-2022 оқу жылы. [Электронды ресурс]. URL: https://epvo.kz/#/register/education_program (қаралған күні 13.06.2024)
Гидденс Э., Саттон Ф. Основные понятия в социологии. – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2018. – 336 с.
Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. – М.: АСТ: Астрель, 2014. – 456 с.
Абраменко В.В. Социальная психология детства: учебное пособие для студентов университетов, педагогических институтов и психолого-педагогических колледжей. – М.: ПЕР СЭ, 2008. – 431 с.
Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Проблемы социализации: история и совремменность: учебное пособие. – М.: Изд-во Московского психолого-социального ун-та; Воронеж: МОДЭК, 2013. –208 с. 7. Gresham F.M., Elliott S.N. Social skills rating system. – Bloomington, MN: Pearson Assessments, 2008.
Lavoie J., Yachison S., Crossman A., Talwar V. Polite, instrumental, and dual liars: Relation to children’s developing social skills and cognitive ability // International Journal of Behavioral Development. – 2017. – №41. – P. 257–264.
Belokurova G.V. Pedagogical conditions for the formation of social skills of a preschooler by means of etiquette: abstract of PhD thesis. – Ulyanovsk, 2008. – 22 p.
Запятая О.В. Формирование социальных умений младших школьников в образовательной среде школы: автореф. … канд. пед. наук. – Пенза, 2011. – 22 с.
Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 544 с.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: ООО «Издательство ЭЛРИС», 2003. – 944 с.
Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов-н/Д: Изд. центр «МарТ», 2005. – 447 с.
Педагогический словарь / под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. – М.: Академия, 2008. – 352 с.
Шибанова Н.М. Подготовка будущего учителя к гражданско-правовому воспитанию младших школьников: дис. … канд. пед. наук. – Чита, 2004. – 226 с.
Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 576 с.
Сманцер А.П. Теория и практика реализации преемственности в обучении школьников и студентов. – Минск: БГУ, 2011. – 289 с.
Шакиева А.М., Курт Т. Қашықтықтан оқыту жағдайында болашақ шетел тілі мұғалімдерінің кәсіби құзыреттерін қалыптастырудың мүмкіндіктері // Ясауи университетінің хабаршысы. – 2023. – №4 (130). – Б. 377–392. https://doi.org/10.47526/2023-4/2664-0686.30
REFERENCES
QR «Bіlіm turaly» Zany 2007 jylgy 27 shіldedegі №319 Zany [The Law of the Republic of Kazakhstan “On Education” dated July 27, 2007 No.319]. [Electronic resource] URL: https://adilet.zan.kz/kaz/docs/Z070000319_ (date of access 13.06.2024) [in Kazakh]
«Bastauyshta oqytu pedagogikasy men adіstemesі» bіlіm beru bagdarlamasy. 2020-2021/2021-2022 oqu jyly [Educational program «Pedagogy and methods of primary education»]. [Electronic resource] URL: https://epvo.kz/#/register/education_program (date of access 13.06.2024) [in Kazakh]
Giddens E., Satton F. Osnovnye poniatie v sociologii [Basic concepts in sociology]. – M.: Izd. dom Vysshei shkoly ekonomiki, 2018. – 336 s. [in Russian]
Vygotskiy L.S. Pedagogicheskaia psihologia [Educational psychology] / pod red. V.V. Davydova. – M.: AST: Astrel, 2014. – 456 s. [in Russian]
Abramenko V.V. Socialnaia psihologia detstva [Social psychology of childhood]: uchebnoe posobie dlia studentov universitetov, pedagogicheskih institutov i psihologo-pedagogicheskih kolledjei. – M.: PER SE, 2008. – 431 s. [in Russian]
Belinskaia E.P., Tihomandrickaia O.A. Problemy socializacii: istoria i sovremmennost [Problems of socialization: history and modernity]: uchebnoe posobie. – M.: Izd-vo Moskovskogo psihologo-socialnogo un-ta; Voronej: MODEK, 2013. – 208 s. [in Russian] 7. Gresham F.M., Elliott S.N. Social skills rating system. – Bloomington, MN: Pearson Assessments, 2008.
Lavoie J., Yachison S., Crossman A., Talwar V. Polite, instrumental, and dual liars: Relation to children’s developing social skills and cognitive ability // International Journal of Behavioral Development. – 2017. – №41. – P. 257–264.
Belokurova G.V. Pedagogical conditions for the formation of social skills of a preschooler by means of etiquette: abstract of PhD thesis. – Ulyanovsk, 2008. – 22 p.
Zapiataia O.V. Formirovanie socialnyh umeniy mladshih shkolnikov v obrazovatelnoi srede shkoly [Formation of social skills of younger students in the educational environment of the school]: avtoref. … kand. ped. nauk. – Penza, 2011. – 22 s. [in Russian]
Stoliarenko L.D. Pedagogicheskaia psihologia [Educational psychology]. – 2-e izd., pererab. i dop. – Rostov n/D: Feniks, 2003. – 544 s. [in Russian]
Ojegov S.I., Shvedova N.Iu. Tolkovyi slovar russkogo iazyka [Explanatory dictionary of the Russian language]. – M.: OOO «Izdatelstvo ELRIS», 2003. – 944 s. [in Russian]
Kodjaspirova G.M., Kodzhaspirov A.Iu. Slovar po pedagogike [Dictionary of Pedagogy]. – M.: IKC «MarT», Rostov-n/D: Izd. centr «MarT», 2005. – 447 s. [in Russian]
Pedagogicheskiy slovar [Pedagogical dictionary]: ucheb. posobie dlia studentov vysshih ucheb. zavedeniy / pod red. V.I. Zagviazinskogo, A.F. Zakirovoi. – M.: Akademia, 2008. – 352 s. [in Russian]
Shibanova N.M. Podgotovka budushego uchitelia k grajdansko-pravovomu vospitaniu mladshih shkolnikov [Preparing a future teacher for the civil law education of younger students]: dis. … kand. ped. nauk. – Chita6 2004. – 226 s. [in Russian]
Slastenin V.A., Isaev I.F., Shianov E.N. Pedagogika [Pedagogy]: ucheb. posobie dlia stud. vyssh. ped. ucheb. zavedeniy / pod red. Slastenina V.A. – M.: Izdatelskiy centr “Akademia”, 2013. – 576 s. [in Russian]
Smancer A.P. Teoria i praktika realizacii preemstvennosti v obuchenii shkolnikov i studentov [Theory and practice of implementing continuity in the education of schoolchildren and students]. – Minsk: BGU6 2011. – 289 s. [in Russian]
Shakieva A.M., Kurt T. Qashyqtyqtan oqytu jagdaiynda bolashaq shetel tіlі mugalіmderіnіn kasіbi quzyretterіn qalyptastyrudyn mumkіndіkterі [Opportunities for the formation of professional competencies of future foreign language teachers in the context of distance learning] // Iasaui universitetіnіn habarshysy. – 2023. – №4 (130). – B. 377–392. https://doi.org/10.47526/2023-4/2664-0686.30 [in Kazakh]