Постмодернистский текст как дидактическое средство обучения студентов-филологов
44 67
Ключевые слова:
экспресс-курс, кейс-технология, инновационные техники преподавания, интертекстуальный анализ, анализ притчи, канбан-доска Trello.Аннотация
Настоящая статья представляет собой теоретико-практическое
обоснование для создания курсов и дидактических материалов для офлайн-онлайн
преподавания, то есть такого способа изучения предмета со студентами-филологами,
эффективность которого бы не зависела от перехода с офлайн на онлайновый режим
обучения и наоборот. На основе проведенных исследований авторами предлагается изучение литературы постмодернизма при помощи методики создания кейсов и технологии Trello. Показано использование инновационных методов в преподавании филологической дисциплины для повышения уровня языковой и культурологической компетенции студентов, а также способы подачи материала во время аудиторных занятий. Продемонстрировано, как совмещаются в одном кейсе общетеоретические и узкоспециальные практические задания. Указан вспомогательный дидактический материал в виде научных статей и диссертаций, целью этого аспекта задания является обучение студентов работе с научными источниками. Представлены схемы, созданные для изучения романа в рамках кейс-технологии. В данной статье излагается методика создания экспресс-курса для студентовфилологов, изучающих литературное направление постмодернизм. Этот метод актуален во время перехода на онлайн-обучение, при создании факультативов, в преподавании ряда дисциплин, связанных с изучением современной литературы. В качестве примера-базы взят роман Саши Соколова «Школа для дураков», но это может быть любой роман в жанре постструктурализма на усмотрение преподавателя. Изучение романа XX века, романа в жанре постструктурализма, где наблюдается разнообразие жанровых форм, может стать хорошей базой для быстрого и эффективного освоения темы.
Библиографические ссылки
Ерофеев В.В. Время для частных бесед: Интервью с Сашей Соколовым // Октябрь. – 1989. –
№8. – С. 195–202.
Сысоева О.А. Пародийная функция жанровых вставок в романе Саши Соколова «Школа для
дураков» // Филология: научные исследования. – 2019. – №3. [Электронный ресурс]. URL:
Агеносов В.В. Слово к молодому читателю // В кн.: Русская литература XX века. В 2 ч. – Ч. 1. –
М.: Дрофа, 2004. – С. 3–5.
Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. – М.: Школьная пресса,
– 512 с.
Методика воспитательной работы / под ред. Сластенина В.А. – М.: Академия, 2009. – 160 с.
Липовецкий М.Н. Русский постмодернизм: Очерки исторической поэтики. – Екатеринбург:
Уральский гос. пед. ун-т, 1997. – 317 с.
Скоропанова И.С. Русская постмодернистская литература. – М.: Флинта: Наука, 2007. – 608 с.
Воробьева Е.П. Литературная рефлексия в русской постмодернистской прозе: А. Битов, Саша
Соколов, В. Пелевин: дис. … канд. филол. наук. – Барнаул, 2004. – 157 с.
Давлетьярова А.Т. Особенности синтаксиса предложения в прозе русского постмодернизма (на
материале произведений С. Соколова, Т. Толстой и В. Сорокина): автореф. ... канд. филол.
наук. – СПб., 2007. – 21 с.
Тюленева Е.М. «Пустой знак» в постмодернизме: теория и русская литературная практика:
автореф. … док. филол. наук. – Иваново, 2006. – 36 с.
Диваков С.В. Жанрообразующая роль диалога в романе Саши Соколова «Школа для дураков» //
Вестник ТвГУ. Серия: Филология. – 2011. – №3. – С. 211–215.
Диваков С.В. Творчество Саши Соколова. Проблемы жанра: автореф. ... канд. фил. наук. – Тверь,
– 211 с.
Баранов Д.К. Эпиграфы «Школы для дураков» Саши Соколова как ключ к пониманию структуры
романа // Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. – 2019. – №16 (3). –
C. 338–353. https://doi.org/10.21638/spbu09.2019.301
Колесникова А.Ю., Крюкова Л.Б. Постмодернистский текст: методический и лингвистический
аспекты интерпретации в иноязычной аудитории. [Электронный ресурс]. URL:
file:///D:/Downloads/postmodernistskiy-tekst-metodicheskiy-i-lingvisticheskiy-aspekty-interpretatsii-vinoyazychnoy-auditorii-1.pdf (дата обращения 19.01.2023)
Бабенко Н.Г. Язык русской прозы эпохи постмодерна: динамика лингвопоэтической нормы:
автореф. ... док. фил. наук. – СПб., 2008. – 31 c.
Современные проблемы информатизации образования: монография / отв. ред. М.П. Лапчик. –
Омск: Изд-во ОмГПУ, 2017. – 404 с.
Гурко Е. Тексты деконструкции. Деррида Ж. Differance. – Томск: Водолей, 1999. – 160 с.
Джеймисон Ф. Симптомы теории или симптомы для теории? // Без темы. – 2007. – №3(5). – С. 5–
Женетт Ж. Фигуры: В 2 т. – Т. 1. – М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1998. – 469 c.
Кристева Ю. Избранные труды: Разрушение поэтики. – М.: «Российская политическая
энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. – 656 c.
Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика / пер. с фр. Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г.К.
Косикова. – М.: Прогресс, 1989. – 616 c.
Кременцова М.Л. Художественный мир Саши Соколова: автореф. ... канд. фил. наук. – М.,
– 18 c.
Саша Соколов. Школа для дураков. – СПб.: Симпозиум, 2001. – 280 с. 24. Азеева И.В. Саша Соколов «Школа для дураков»: опыт интерпретации игрового текста: учебное
пособие. – Ярославль: Ярославский государственный театральный институт, 2015. – 140 с.
Erofeev V.V. Vremia dlia chastnyh besed: Interviu s Sashei Sokolovym [Time for private
conversations: An interview with Sasha Sokolov] // Oktiabr. – 1989. – №8. – S. 195–202. [in Russian]
Sysoeva O.A. Parodinaia funkcia janrovyh vstavok v romane Sashi Sokolova «Shkola dlia durakov» //
Filologia: nauchnye issledovania. – 2019. – №3. [Electronic resource]. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/parodiynaya-funktsiya-zhanrovyh-vstavok-v-romane-sashi-sokolovashkola-dlya-durakov [in Russian]
Agenosov V.V. Slovo k molodomu chitateliu [A word to the young reader] // V kn.: Russkaia literatura
XX veka. V 2 ch. – Ch. 1. – M.: Drofa, 2004. [in Russian]
Slastenin V.A., Isaev I.F., Mishenko A.I., Shianov E.N. Pedagogika [Pedagogy]. – M.: Shkolnaia
pressa, 2004. – 512 s. [in Russian]
Metodika vospitatelnoi raboty [Methods of educational work] / pod red. Slastenina V.A. – M.:
Akademia, 2009. – 160 s. [in Russian]
Lipovecki M.N. Russki postmodernism: Ocherki istoricheskoi poetiki [Russian Postmodernism: Essays
on Historical Poetics]. – Ekaterinburg: Uralski gos. ped. un-t, 1997. – 317 s. [in Russian]
Skoropanova I.S. Russkaia postmodernistskaia literature [Russian Postmodern literature]. – M.: Flinta:
Nauka, 2007. – 608 s. [in Russian]
Vorobieva E.P. Literaturnaia refleksia v russkoi postmodernistskoi proze: A. Bitov, Sasha Sokolov, V.
Pelevin [Literary reflection in Russian Postmodern prose: A. Bitov, Sasha Sokolov, V. Pelevin]: dis. …
kand. filol. nauk. – Barnaul, 2004. – 157 s. [in Russian]
Davletiarova A.T. Osobennosti sintaksisa predlojenia v proze russkogo postmodernizma (na materiale
proizvedeni S. Sokolova, T. Tolstoi i V. Sorokina) [Features of sentence syntax in the prose of Russian
postmodernism (based on the works of S. Sokolov, T. Tolstoy and V. Sorokin)]: avtoref. ... kand. filol.
nauk. – SPb., 2007. – 21 s. [in Russian]
Tiuleneva E.M. «Pustoi znak» v postmodernizme: teoria i russkaia literaturnaia praktika [The “Empty
Sign” in Postmodernism: Theory and Russian Literary Practice]: avtoref. … dok. filol. nauk. – Ivanovo,
– 36 s. [in Russian]
Divakov S.V. Janroobrazuiushaia rol dialoga v romane Sashi Sokolova «Shkola dlia durakov» [The
genre-forming role of dialogue in Sasha Sokolov's novel “School for Fools”] // Vestnik TvGU. Seriya:
Filologiya. – 2011. – №3. – S. 211–215. [in Russian]
Divakov S.V. Tvorchestvo Sashi Sokolova. Problemy janra [The work of Sasha Sokolov. Problems of
the genre]: avtoref. ... kand. fil. nauk. – Tver, 2012. – 211 s. [in Russian]
Baranov D.K. Epigrafy «Shkoly dlia durakov» Sashi Sokolova kak kliuch k ponimaniu struktury
romana [The epigraphs of Sasha Sokolov's "School for Fools" as a key to understanding the structure of
the novel] // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Iazyk i literatura. – 2019. №16 (3). – S. 338–
https://doi.org/10.21638/spbu09.2019.301 [in Russian]
Kolesnikova A.Iu., Kriukova L.B. Postmodernistski tekst: metodicheski i lingvisticheski aspekty
interpretacii v inoyazychnoi auditoria [Postmodern text: methodological and linguistic aspects of
interpretation in a foreign language audience]. [Electronic resource]. URL:
file:///D:/Downloads/postmodernistskiy-tekst-metodicheskiy-i-lingvisticheskiy-aspekty-interpretatsii-vinoyazychnoy-auditorii-1.pdf (date of access 19.01.2023) [in Russian]
Babenko N.G. Iazyk russkoi prozy epohi postmoderna: dinamika lingvopoeticheskoi normy [The
language of Russian prose of the Postmodern era: the dynamics of the linguistic and poetic norm]:
avtoref. ... dok. fil. nauk. – SPb., 2008. – 31 s.
Sovremennye problemy informatizacii obrazovania [Modern problems of informatization of education]:
monografia / otv. red. M.P. Lapchik. – Omsk: Izd-vo OmGPU, 2017. – 404 s. [in Russian]
Gurko E. Teksty dekonstrukcii. Derrida J. Difference [Deconstruction texts. Derrida J. Difference]. –
Tomsk: Vodolei, 1999. – 160 s. [in Russian] 18. Djeimison F. Simptomy teorii ili simptomy dlia teorii? [Symptoms of theory or symptoms for theory] //
Bez temy. – 2007. – №3(5). – S. 5–9. [in Russian]
Jenett J. Figury [Figures]: V 2 t. – T. 1. – M.: Izd-vo im. Sabashnikovyh, 1998. – 469 s. [in Russian]
Kristeva Iu. Izbrannye trudy: Razrushenie poetiki [Selected works: The Destruction of Poetics]. – M.:
«Rossiskaia politicheskaia enciklopedia» (ROSSPEN), 2004. – 656 s. [in Russian]
Bart R. Izbrannye raboty: Semiotika: Poetika [Selected works: Semiotics: Poetics] / per. s fr. Sost.,
obsh. red. i vstup. st. G.K. Kosikova. – M.: Progress, 1989. – 616 s. [in Russian]
Kremencova M.L. Hudojestvennyi mir Sashi Sokolova: avtoref. ... kand. fil. nauk. – M., 1996. – 18 s.
[in Russian]
Sasha Sokolov. Shkola dlia durakov [A school for fools]. – SPb.: Simpozium, 2001. – 280 s. [in
Russian]
Azeeva I.V. Sasha Sokolov «Shkola dlia durakov»: opyt interpretacii igrovogo teksta [Sasha Sokolov
“School for fools”: the experience of interpreting the game text]: uchebnoe posobie. – Iaroslavl:
Iaroslavski gosudarstvennyi teatralnyi institut, 2015. – 140 s. [in Russian]