Методика обучения исторической персоналистики на курсах истории Казахстана
96 88
Ключевые слова:
историческая персоналистика, биографический подход, рубеж обучения, конус обучения, современные технологии обучения, методика преподавания истории.Аннотация
За период независимости историческая наука Казахстана вышла из
ситуации теоретико-методологического кризиса и развивается с ориентацией на
гуманитарные ценности мирового уровня. Основная цель исследования темы – определение
педагогического потенциала исторических деятелей и совершенствование методов обучения с использованием биографического подхода в направлении изучения исторических личностей. В исследованиях, касающихся исторических деятелей современности, были сделаны новые выводы и сформирован комплекс литературы, актуальной для исторического познания. Однако на примере отдельных лиц установлено, что методы формирования исторических знаний не сложились, а сами сложившиеся методы нуждаются в совершенствовании. Методика обучения предполагает тщательное теоретическое развитие, а затем и практическую реализацию, что требует от преподавателя высокого уровня развития теоретической, методологической и технологической культуры. Сделан вывод о том, что применение содержательных и концептуальных новшеств исторического направления личности в преподавании профессиональных дисциплин может быть эффективно использовано в повышении профессиональной квалификации специалистов по направлению формирования молодой личности. Обновленный план содержания дисциплины, представленный в качестве элективного курса, позволяет успешно применять широкий спектр инновационных методов и приемов обучения.
Библиографические ссылки
Қозыбаев М.Қ. Тарих зердесі: Замана асуы. – Алматы: Ғылым, 1998. – 344 б.
Масанов Н.Э. и др. Научное знание и мифотворчество в современной историографии Казахстана.
– Алматы: Дайк-Пресс, 2007. – 296 с.
Репина Л.П. Вместо предисловия: Личность и общество, или история в биографиях. В кн.:
История через личность: историческая биография сегодня / Ред. Л.П. Репина. – М.: Кругъ, 2005.
– 720 с.
Володихин Д.М. Экзистенциальный биографизм в истории // Информационный бюллетень
Ассоциации «История и компьютер». – 1999. – №24. – С. 27–32.
Человек в мире чувств. Очерки по истории частной жизни в Европе и некоторых странах Азии до
начала нового времени / Под ред. Ю.Л. Бессмертного. – М.: РГГУ, 2000. – 582 с.
Персональная история / Сост. Д.М. Володихин. – М.: Мануфактура, 1999. – 336 с.
Зуева Л.И. Методика преподавания истории в высшейшколе (Курс лекцийдля специальности
М011400 - «История»): Учеб. пособие. – Караганда: Арко, 2016. – 328 с.
Суслов А.Ю., Салимгареев М.В., Хамматов Ш.С. Инновационные методы преподавания истории
в современном вузе // Образование и наука. – 2017. – Т. 19, №9. – С. 70–85.
Арзамасцев А.А. Персоналистика. – М.: Остеон-фонд, 2011. – 159 с.
Старовойтенко Е.Б. Персонология: жизнь личности в культуре: монография. – М.:
Академический Проект, 2020. – 431 с.
Журасова А.Ш. Тарихты оқыту әдістемесі. – Орал: БҚМУ баспасы, 2012. – 160 б.
Тұрлығұл Т.Т. Қазақстан тарихын оқытудың теориясы мен әдістемесі: оқу құралы. – Алматы:
Қарасай, 2011. – 264 б.
Қозғамбаева Г.Б., Алпысбаева Н.К. Тарихты оқыту әдістемесі: оқу құралы. – Алматы: Қазақ
университеті, 2016. – 260 б.
Qozybaev M.Q. Tarih zerdesi: Zamana asuy [Intelligence of history: the passage of time]. – Almaty:
Gylym, 1998. – 344 b. [in Kazakh]
Masanov N.E. I dr. Nauchnye znania i mifotvorchestvo v sovremennoi istoriografii Kazahstana
[Scientific knowledge and myth-making in modern historiography of Kazakhstan]. – 296 s. [in Russian]
Repina L.P. Vmesto predislovia: Lichnost i obshestvo, ili istoria v biografiah. V kn.: Istoria cherez
lichnost: istoricheskaia biografia segodnia [Instead of a preface: Personality and society, or history in
biographies. In book: History through Personality: Historical biography today] / Red. L.P. Repina. – M.:
Krug, 2005. – 720 s. [in Russian]
Volodihin D.M. Ekzistencialnyi biografizm v istorii [Existential biography in history] // Informacionnyi
biulleten Associacii «Istoria i kompiuter. – 1999. – №24. – S. 27–32. [in Russian]
Chelovek v mire chuvstv. Ocherki po istorii chastnoi jizni v Evrope i nekotoryh stranah Azii do nachala
novogo vremeni [Man in the world of feelings. Essays on the history of private life in Europe and some
Asian countries before the beginning of modern times] // Pod red. Yu.L. Bessmertnogo. – M.: RGGU,
– 582 s. [in Russian]
Personalnaia istoria [Personal history] / Sost. D.M. Volodihin. – M.: Manufaktura, 1999. – 336 s. [in
Russian]
Zueva L.I. Metodika prepodavania istorii v vysshei shkole (Kurs lekcii dlia specialnosti 6M011400 -
«Istoria»): Ucheb. posobie [Methods of teaching history in Higher education (a course of lectures for the
specialty 6M011400 – “History”): Textbook]. – Karaganda: Arko, 2016. – 328 s. [in Russian]
Suslov A.Yu., Salimgareev M.V., Hammatov Sh.S. Innovacionnye metody prepodavania istorii v
sovremennom vuze [Innovative methods of teaching history in a modern university] // Obrazovanie i
nauka. – 2017. – T. 19, №9. – S. 70–85. [in Russian]
Arzamascev A.A. Personalistika [Personalism]. – M.: Osteon-fond, 2011. – 159 s. [in Russian]
Starovoitenko E.B. Personologia: jizn lichnosti v kulture: monografia [Personology: the life of an
individual in culture: monograph]. – M.: Akademicheski Proekt, 2020. – 431 s. [in Russian]
Jurasova A.Sh. Tarihty oqytu adіstemesі [Methods of teaching history]. – Oral: BQMU baspasy, 2012. –
b. [in Kazakh]
Turlygul T.T. Qazaqstan tarihyn oqytudyn teoriasy men adіstemesі: Oqu quraly [Theory and
methodology of teaching the history of Kazakhstan: textbook]. – Almaty: Qarasai, 2011. – 264 b. [in
Kazakh]
Qozgambaeva G.B., Alpysbaeva N.K. Tarihty oqytu adіstemesі: Oqu quraly [Methods of teaching
history: textbook]. – Almaty: Qazaq universitetі, 2016. – 260 b. [in Kazakh]