Компоненты и психологическая характеристика гибких навыков
167 274
Ключевые слова:
навык, гибкий навык, компоненты гибких навыков, высшее образование, ИКТ, будущий специалист.Аннотация
Развитие гибких навыков находится в центре внимания крупнейших мировых компаний и организаций, в частности, Организации экономического развития и сотрудничества (ОЭСР), Всемирного экономического форума (ВЭФ). Это связано с тем, что геополитические, технологические тенденции определяют навыки, которые необходимы будущим специалистам для соответствия требованиям рынка труда. В условиях технологического развития динамично развивающегося современного общества, радикальных изменений в мировом образовании, выраженных в формировании единого образовательного пространства, потребности субъектов образования усилили требования к высшему образованию. В рамках этого процесса внедряются новые образовательные стандарты, новая система оценки качества образования, разрабатываются модули образовательных программ, интегрированных с производством. Это, в свою очередь, способствует поиску наиболее близких и оптимальных способов формирования гибких навыков выпускников высших учебных заведений к реальным условиям труда. Междисциплинарное направление играет решающую роль практически во всех профессиональных областях. Проблемой развития гибких навыков с середины прошлого века в разное время занимались многие ученые, которые рассматривают и изучают концепцию гибких навыков в различных аспектах. В данной статье, представленной в связи с этим, обосновывается актуальность формирования гибких навыков у будущих специалистов. Приводятся определения понятий навык, гибкий навык, которые были изучены и сформулированы в фундаментальных исследовательских работах ученых-исследователей. Классификации ученых из дальнего и ближнего зарубежья по компонентам гибких навыков и их психологической составляющей систематизированы в виде таблиц. В результате теоретического анализа авторы выделили основные компоненты гибких навыков, такие как эмоциональный интеллект, коммуникативные навыки, навыки критического мышления и лидерство. Определены психологические особенности компонентов гибких навыков и их взаимосвязь. Наиболее важные факторы рынка информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) определяются как технологическое развитие, непрерывное расширение пространства ИКТ, потребность в высоком уровне гибких навыков. Показана важность формирования гибких навыков у выпускников высших учебных заведений.
Библиографические ссылки
Moldoveanu I. Industry 4.0 and the impact of technology on the future of work. A qualitative approach to the IT jobs // CES Working Papers. – 2022. – Volume 14. №2. – Р. 133–150.
Tang K.N. Beyond Employability: Embedding Soft Skills in Higher Education // Turkish Online Journal of Educational Technology-TOJET. – 2019. – №18(2). – Р. 1–9.
Padhi K., Singh B., Nayak A. Integrating Soft Skill Training in Professional Courses for Sustainable Employment: An Overview Prasanta. BOHR International // Journal of Social Science and Humanities Research. – 2022. – Vol. 1, №1. – P. 17–24. https://doi.org/10.54646/bijsshr.004
Moss P., Tilly C. “Soft” skills and race: An investigation of black men's employment problems // Work and occupations. – 1996. – Vol. 23. №3. – P. 252–276.
Арбатская Е.А., Тарханова Е.Г. Исследование содержания понятия soft skills // Креативная экономика. – 2020. – Том 14. – №5. – С. 905–924.
Ивонина А.И., Чуланова О.Л., Давлетшина Ю.М. Современные направления теоретических и методических разработок в области управления: роль soft-skills и hard skills в профессиональном и карьерном развитии сотрудников // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». – 2017. – Том 9, №1. [Электронды ресурс]. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/90EVN117.pdf (қаралған күні 19.08.2022)
Бекболат M., Беркимбаев K., Ниязова Г. Икемді дағдылар – болашақ ақпараттық-коммуникациялық технологиялар мамандарының бәсекеге қабілеттілігін арттыру кепілі // Ясауи университетінің хабаршысы. – 2022. – №3 (125). – Б. 141–153.
Matteson M., Anderson L., Boyden C. “Soft Skills”: A Phrase in Search of Meaning // Portal: Libraries and the Academy. – 2016. – №16(1). – Р. 71–88.
Succi C., Canovi M. Soft skills to enhance graduate employability: Comparing students and employers’ perceptions // Stud. High. Educ. – 2020. – №45. – Р. 1834–1847.
Nusrat M., Sultana N. Soft skills for sustainable employment of business graduates of Bangladesh // High. Educ. Skills Work-Based Learn. – 2019. – №9. – Р. 264–278.
Kopolovich O. Learning soft skills in the digital age: Challenges and insights from development and teaching 'Negotiation Management' MOOC. // Online Journal of Applied Knowledge Management (OJAKM). – 2020. – №8(2). – Р. 91–106.
Mukmimnin A., Arif N., Fajaryani N., Habibi A. In Search of Quality Student Teachers in a Digital Era: Reframing the Practices of Soft Skills in Teacher Education // Turkish Online Journal of Educational Technology-TOJET. – 2017. – №16(3). – Р. 71–78.
Volkov A., Rishko Y., Kostyukhin Y., Sidorova E., Boboshko D., Savinova D., Ershova V. Using digital tools to teach soft skill-oriented subjects to university students during the COVID-19 pandemic // Education Sciences. – 2022. – №12(5). – Р. 335–345.
Devedzic V., Tomic B., Jovanovic J., Kelly M., Milikic N., Dimitrijevic S., ... Sevarac Z. Metrics for students’ soft skills // Applied Measurement in Education. – 2018. – №31(4). – Р. 283–296.
Varava I.P., Bohinska A.P., Vakaliuk T.A., Mintii I.S. Soft Skills in Software Engineering Technicians Education // Journal of Physics: Conference Series – IOP Publishing, 2021. – Т. 1946. – №1. – Р. 012–013. doi:10.1088/1742-6596/1946/1/012012
Andres A. How to develop professionally important soft-skills for IT-professionals by means of physical education? // Journal of Human Sport and Exercise. – 2021. – Vol. 16, №3. – Р. 652–661.
Caeiro-Rodríguez M., Manso-Vázquez M., Mikic-Fonte F.A., Llamas-Nistal M., Fernández-Iglesias M.J., Tsalapatas H., Sørensen L.T. Teaching Soft Skills in Engineering Education: An European Perspective. // IEEE Access. – 2021. – №9. – Р. 29222-29242.
Stal J., Paliwoda-Pękosz G. Fostering development of soft skills in ICT curricula: a case of a transition economy // Information Technology for Development. – 2019. – Vol.25. – №2. – Р. 250–274.
Sgobbi F. The Skills of European ICT Specialists. // Encyclopedia of Information Science and Technology, Fourth Edition. – IGI Global. – 2018. – Р. 4785–4796 DOI: 10.4018/978-1-5225-2255-3.ch415 [Electronic resource]. URL: https://www.igi-global.com/gateway/chapter/184183 (қаралған күні 15.01.2022)
Aničić K.P., Bušelić V. Importance of Generic Skills of ICT Graduates-Employers, Teaching Staff, and Students Perspective // IEEE Transactions on Education. – 2020. – Vol. 64, №3. – Р. 245–252.
REFERENCES
Moldoveanu I. Industry 4.0 and the impact of technology on the future of work. A qualitative approach to the IT jobs // CES Working Papers. – 2022. – Volume 14. №2. – P. 133–150.
Tang K.N. Beyond Employability: Embedding Soft Skills in Higher Education // Turkish Online Journal of Educational Technology-TOJET. – 2019. – №18(2). – P. 1–9.
Padhi K., Singh B., Nayak A. Integrating Soft Skill Training in Professional Courses for Sustainable Employment: An Overview Prasanta. BOHR International // Journal of Social Science and Humanities Research. – 2022. – Vol. 1, №1. – P. 17–24. https://doi.org/10.54646/bijsshr.004
Moss P., Tilly C. “Soft” skills and race: An investigation of black men's employment problems // Work and occupations. – 1996. – Vol. 23. №3. – P. 252–276.
Arbatskaia E.A., Tarhanova E.G. Issledovanie soderjaniia poniatiia soft skills [Investigation of the content of the concept of soft skills] // Kreativnaia ekonomika. – 2020. – Tom 14. – №5. – S. 905–924. [in Russian]
Ivonina A.I., Chulanova O.L., Davletshina Iu.M. Sovremennye napravleniia teoreticheskih i metodicheskih razrabotok v oblasti upravleniia: rol soft-skills i hard skills v professionalnom i kariernom razvitii sotrudnikov [Modern directions of theoretical and methodological developments in the field of management: the role of soft-skills and hard skills in the professional and career development of employees] // Internet-jurnal «NAUKOVEDENIE». – 2017. – Tom 9. – №1. http://naukovedenie.ru/PDF/90EVN117.pdf (qaralgan kunі 19.08.2022) [in Russian]
Bekbolat M., Berkimbaev K., Niiazova G. Ikemdіdagdylar –bolashaq aqparattyq-kommunikaciialyq tehnologiialar mamandarynyn basekege qabіlettіlіgіn arttyru kepіlі[Soft Skills as a Guarantee of the Growth of Competitiveness of Future Specialists in Information and Communication Technologies] // Iasaui universitetіnіn habarshysy. – 2022. – №3 (125). – B. 141–153. [in Kazakh]
Matteson M., Anderson L., Boyden C. “Soft Skills”: A Phrase in Search of Meaning // Portal: Libraries and the Academy. – 2016. – №16(1). – P. 71–88.
Succi C., Canovi M. Soft skills to enhance graduate employability: Comparing students and employers’ perceptions // Stud. High. Educ. – 2020. – №45. – P. 1834–1847.
Nusrat M., Sultana N. Soft skills for sustainable employment of business graduates of Bangladesh // High. Educ. Skills Work-Based Learn. – 2019. – №9. – P. 264–278.
Kopolovich O. Learning soft skills in the digital age: Challenges and insights from development and teaching 'Negotiation Management' MOOC. // Online Journal of Applied Knowledge Management (OJAKM). – 2020. – №8(2). – P. 91–106.
Mukmimnin A., Arif N., Fajaryani N., Habibi A. In Search of Quality Student Teachers in a Digital Era: Reframing the Practices of Soft Skills in Teacher Education // Turkish Online Journal of Educational Technology-TOJET. – 2017. – №16(3). – P. 71–78.
Volkov A., Rishko Y., Kostyukhin Y., Sidorova E., Boboshko D., Savinova D., Ershova V. Using digital tools to teach soft skill-oriented subjects to university students during the COVID-19 pandemic // Education Sciences. – 2022. – №12(5). – P. 335–345.
Devedzic V., Tomic B., Jovanovic J., Kelly M., Milikic N., Dimitrijevic S., ... Sevarac Z. Metrics for students’ soft skills // Applied Measurement in Education. – 2018. – №31(4). – P. 283–296.
Varava I.P., Bohinska A.P., Vakaliuk T.A., Mintii I.S. Soft Skills in Software Engineering Technicians Education // Journal of Physics: Conference Series – IOP Publishing, 2021. – T. 1946. – №1. – P. 012–013. doi:10.1088/1742-6596/1946/1/012012
Andres A. How to develop professionally important soft-skills for IT-professionals by means of physical education? // Journal of Human Sport and Exercise. – 2021. – Vol. 16. – №3. – P. 652–661.
Caeiro-Rodríguez M., Manso-Vázquez M., Mikic-Fonte F.A., Llamas-Nistal M., Fernández-Iglesias M.J., Tsalapatas H., Sørensen L.T. Teaching Soft Skills in Engineering Education: An European Perspective. // IEEE Access. – 2021. – №9. – P. 29222-29242.
Stal J., Paliwoda-Pękosz G. Fostering development of soft skills in ICT curricula: a case of a transition economy // Information Technology for Development. – 2019. – Vol. 25. – №2. – P. 250–274.
Sgobbi F. The Skills of European ICT Specialists. // Encyclopedia of Information Science and Technology, Fourth Edition. – IGI Global. – 2018. – P. 4785–4796. DOI: 10.4018/978-1-5225-2255-3.ch415 [Electronic resource]. URL: https://www.igi-global.com/gateway/chapter/184183 (qaralgan kunі 15.01.2022)
Aničić K.P., Bušelić V. Importance of Generic Skills of ICT Graduates-Employers, Teaching Staff, and Students Perspective // IEEE Transactions on Education. – 2020. – Vol. 64, №3. – P. 245–252.