Изучение дверных ручек мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави – утерянной ценной реликвии

99 226

Авторы

Ключевые слова:

Ходжа Ахмед Ясави, усыпальница, ручки, письменные узоры, сульс, мастер, Исфахани.

Аннотация

В статье рассматривается изготовление двух рукояток двери помещения
усыпальницы в мавзолее Ходжи Ахмеда Яссави, особенности их развития в большом
средневековом пространстве исламской культуры, изучение и анализ во второй половине
XIX века и в XX веке.
Приводятся особенности изготовления двух бронзовых ручек двери помещения
усыпальницы, которые были утеряны в 1959 году, а также из значение как ценной реликвии.
Первые изображения, статьи про них относятся ко второй половине XIX века в трудах
А. Гейнста в 1860 году, на картинах художника А. Верещагина в «Туркестанской серии», в
статье Н.И. Веселовского в 1884 году, в статье П.Н. Ахмерова 1896 года.
В 1905 году А. Гуржиенко, который принял участие в экспедиции под началом
Н.И. Веселовского, изобразил дверные ручки в натуральную величину, что всесторонне
анализизируется в современных исследованиях. В 1935 году А.Ю. Якубовский в своей статье на Конгрессе, посвященном искусству и археологии Ирана, дает возможность заметить, что имя Изз ад-дин Тадж ад-дин Исфахани и мастера, который изготовил дверь в Гур Эмир, из одного поселения.
Труд архитектора Т.К. Басенова в 40-х года XX года открыл дорогу исследованию этих ручек в наши дни.
Особый вклад в подробное изучение ценных реликвий в мавзолее Ходжи Ахмеда Ясави, в том числе утерянных в 1959 году бронзовых ручек помещения усыпальницы, внесли труды А.А. Иванова. В статье рассматриваются значение, смысл и особенности развития бронзовых ручек в средневековом исламском искусстве.

Загрузки

Опубликован

2022-06-30