Сущность понятия профессиональной компетентности педагога и особенности ее формирования

4 10

Авторы

  • Н.Б. Жангир Южно-Казахстанского университета имени М. Ауезова
  • М.К. ТУЙЕБАЕВ Международный казахско-турецкий университет имени Х.А.Ясави

Ключевые слова:

компетентность, профессиональная компетентность, знание, умение, навыки, образованный специалист, квалифицированный специалист, рефлексия.

Аннотация

Одним из приоритетных направлений деятельности современных казахстанских педагогов является совершенствование профессионального мастерства педагогов путем применения и распространения передового опыта. Поэтому сфера образования должна быть активной и мобильной, ориентированной на педагога, который активно занимается своим делом, четко понимает свои профессиональные цели и оптимистично относится ко всем новым и инновациям.
Главный вопрос, который мы рассматриваем в нашей статье, также является результатом наших поисков ответа на этот вопрос. На сегодняшний день «компетентность» – одно из основных базовых понятий в педагогической науке.
Многие исследователи отмечают, что понятие компетентности гораздо шире понятий знаний, умений, навыков. Понятие компетентности предполагает как направленность личности, так и ее способность преодолевать стереотипы, чувствовать проблемы, рациональность, гибкость мышления. Отличие компетентности от навыка делается осознанно, а в отличие от умения оно очень подвержено изменениям и совершенствованию, в отличие от знания оно принимает форму созерцательного действия (осуществляемого на реальной практике или мыслительного труда).
Поэтому современная система образования в Казахстане должна быть ориентирована на активного и мобильного учителя, который проявляет инициативу в своей работе, четко знает свои профессиональные цели, открыт ко всему новому и оптимистично относится к инновациям.

Библиографические ссылки

ПАЙДАЛАНЫЛҒАН ӘДЕБИЕТТЕР ТІЗІМІ

Назарбаев Зияткерлік мектептері ДББҰ. Мұғалімдерге арналған нұсқаулық: I-II-III деңгейлер. – Астана: «Педагогикалық шеберлік орталығы» ЖМ типографиясы, 2016. – 260 б. 2. Печеркина А.А., Сыманюк Э.Э., Умникова Е.Л. Развитие профессиональной компетентности педагога: теория и практика: монография. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 2011. – 233 с. 3. Разуваева Т.Н. Социально-психологическая структура педагогического коллектива как субъекта инновационной деятельности. – Сургут: ОАО «Сургутский государственный педагогический университет», 2009. 4. Равен Д. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. – М.: Когито- Центр, 2002. – 396 с. 5. Эльконин Б.Д. Понятие компетентности с позиций развивающего обучения // Современные подходы к компетентностноориентированному образованию. – Красноярск, 2002. 6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]. URL: https://ozhegov.info/slovar/ (қаралған күні 11.10.2024) 7. Чошанов М.А. Дидактическое конструирование гибкой технологии обучения // Педагогика. – 1997. – Т. 2. – С. 21–29. 8. Кальней В.А., Шишов С.Е. Непрерывность как принцип повышения квалификации // Вестник РМАт. – 2016. – №2. – С. 93–97. 9. Новиков А.М. Интеграция базового профессионального образования // Педагогика. – 1993. – №3. – С. 3–5. 10. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. – Л.: Знание, 1985. – 32 c. 11. Андронова Н.В. Умение разрабатывать психолого-педагогические рекомендации как компонент психологической компетентности учителя: автореф. ... канд. психол. наук. – Казань, 2000. – 20 с. 12. Костылева Н.Е. Психолого-педагогические условия эффективности управления развитием профессиональной компетентности учителя в процессе гуманизации и демократизации школы: дис. ... канд. пед. наук. – Казань, 1997. – 252 с. 13. Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования: Пособие для школьных психологов по работе с учителем и педагогическим коллективом. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 496 с. 14. Добудько Т.В. Формирование профессиональной компетентности учителя информатики в условиях информатизации образования: дис. ... док. пед. наук. – Самара, 1999. – 349 с. 15. Волкова Е.Н. Субъектность педагога: теория и практика: дис. ... док. психол. наук. – Москва, 1998. – 308 с. 16. Исаева З.А. Формирование профессионально-исследовательской культуры педагога в системе университетского образования: Автореф. ... док. пед. наук. – Алматы, 1997. – 47 с. 17. Таубаева Ш.Т. Научные основы формирования исследовательской культуры учителя общеобразовательной школы. – Алматы: Әлем, 2000. – 381 с. 18. Оналбеков Е.С. Взаимодействие университета и общеобразовательной школы по организации профильного обучения учащихся старшей ступени: автореф. ... канд. пед. наук. – Алматы, 2010. – 26 с.

Кудайбергенова А.М. Развитие системы непрерывной научно-исследовательской работы студентов в классических университетах Республики Казахстан: дис. ... канд. пед. наук. – Алматы, 2010.

Ахметова Г.К., Пфейфер Н.Э., Бурдина Е.И. Азбука для начинающего учителя. – Павлодар: ПГУ, 2003. – 108 с. 21. Мынбаева А.К. История, теория и технологии научной деятельности высшей школы. – Алматы: «ИП Волкова», 2010. – 257 с. 22. Булатбаева А.А. Развитие концептуальных и прикладных основ процесса овладения магистрантами военного вуза методологией исследовательской деятельности: автореф. ... док. пед. наук. – Алматы, 2009. – 50 с.

Кенжебеков Б.Т. Формирование профессиональной компетентности будущих специалистов в системе высшей школы: дис. ... док. пед. наук. – Алматы, 2005.

Турсынова Ж.Ж. Формирование профессиональной компетентности студентов в условиях производственной практики на основе информационных технологий: дис. ... канд. пед. наук. – 2010. 25. Құдайбергенова К.С. Құзырлылық бiлiм сапасының критерийi: әдiснамасы және ғылыми-теориялық негiзi. – Алматы: ДОИВА, 2008. – 328 с.

Мизимбаева А.С. Развитие исследовательской культуры магистрантов: дис. ... доктора философии (PhD). – Алматы, 2014. – 158 с.

Джексембаева Г.С. Теоретические основы разработки и проектирования содержания образования на основе компетентностного подхода: дис. ... доктора философии (PhD). – Алматы, 2016.

Сыздыкбаева А.Д. Формирование исследовательской компетентности будущего учителя начальных классов: дис. ... доктора философии (PhD). – Алматы, 2016.

Туйебаев М.Қ. Құзыреттілік – заманауи білім берудің жаңа парадигмасы // «Жаңа формацияда кәсіптік білім берудің өзекті мәселелері» Халықаралық ғылыми-тәжірибелік конференция материалдары. – 2015. – Т. 1. – Б. 439–441.

Туйебаев М.Қ. Құзыреттілік және оны тұлға бойына қалыптастыру тәсілдері // Қазақстанның ғылымы мен өмірі. – 2018. – №3 (58). – Б. 156–159.

Туйебаев М.Қ. Жаңартылған білім беру бағдарламасының өзекті мәселелері. – Шымкент, 2021. – 121 б.

Туйебаев М.Қ. Жаңа технологиялардың оқу мен оқытудағы құзыреттілікті қалыптастыруға әсері. – Шымкент, 2023. – 188 б.

REFERENCES

Nazarbaev Ziatkerlіk mektepterі DBBU. Mugalіmderge arnalgan nusqaulyq: I-II-III dengeiler [Teacher's guide: levels I-II-III]. – Astana: «Pedagogikalyq sheberlіk ortalygy» ZhM tipografiasy, 2016. – 260 b. [in Kazakh]

Pecherkina A.A., Symaniuk E.E., Umnikova E.L. Razvitie professionalnoi kompetentnosti pedagoga: teoria i praktika: monografia [Development of professional competence of a teacher: theory and practice: monograph]. – Ekaterinburg: Ural. gos. ped. un-t., 2011. – 233 s. [in Russian]

Razuvaeva T.N. Socialno-psihologicheskaia struktura pedagogicheskogo kollektiva kak subiekta innovacionnoi deiatelnosti [The socio-psychological structure of the teaching staff as a subject of innovation activity]. – Surgut: OAO «Surgutski gosudarstvennyi pedagogicheski universitet», 2009. [in Russian]

Raven D. Kompetentnost v sovremennom obshestve. Vyiavlenie, razvitie i realizacia [Competence in modern society. Identification, development and implementation]. – M.: Kogito- Centr, 2002. – 396 s. [in Russian] 5. Elkonin B.D. Poniatie kompetentnosti s pozici razvivaiushego obuchenia [The concept of competence from the perspective of developmental learning] // Sovremennye podhody k kompetentnostnoorientirovannomu obrazovaniu. – Krasnoiarsk, 2002. [in Russian]

Ozhegov S.I., Shvedova N.Iu. Tolkovyi slovar russkogo iazyka [Explanatory dictionary of the Russian language]. [Electronic resource]. URL: https://ozhegov.info/slovar/ (date of access 11.10.2024) [in Russian]

Choshanov M.A. Didakticheskoe konstruirovanie gibkoi tehnologii obuchenia [Didactic construction of flexible learning technology] // Pedagogika. – 1997. – T. 2. – S. 21–29. [in Russian]

Kalnei V.A., Shishov S.E. Nepreryvnost kak princip povyshenia kvalifikacii [Continuity as a principle of professional development] // Vestnik RMAt. – 2016. – №2. – S. 93–97. [in Russian]

Novikov A.M. Integracia bazovogo professionalnogo obrazovania [Integration of basic vocational education] // Pedagogika. – 1993. – №3. – S. 3–5. [in Russian]

Kuzmina N.V. Sposobnosti, odarennost, talant uchitelia [Abilities, giftedness, talent of a teacher]. – L.: Znanie, 1985. – 32 c. [in Russian]

Andronova N.V. Umenie razrabatyvat psihologo-pedagogicheskie rekomendacii kak komponent psihologicheskoi kompetentnosti uchitelia: avtoref. ... kand. psihol. nauk [The ability to develop psychological and pedagogical recommendations as a component of a teacher's psychological competence: abstract]. – Kazan, 2000. – 20 s. [in Russian]

Kostyleva N.E. Psihologo-pedagogicheskie uslovia effektivnosti upravlenia razvitiem professionalnoi kompetentnosti uchitelia v processe gumanizacii i demokratizacii shkoly: dis. ... kand. ped. nauk [Psychological and pedagogical conditions for effective management of the development of professional competence of teachers in the process of humanization and democratization of schools: dis.]. – Kazan, 1997. – 252 s. [in Russian]

Rogov E.I. Uchitel kak obiekt psihologicheskogo issledovania: Posobie dlia shkolnyh psihologov po rabote s uchitelem i pedagogicheskim kollektivom [The teacher as an object of psychological research: A guide for school psychologists on working with teachers and teaching staff]. – M.: Gumanit. izd. centr VLADOS, 1998. – 496 s. [in Russian]

Dobudko T.V. Formirovanie professionalnoi kompetentnosti uchitelia informatiki v usloviah informatizacii obrazovania: dis. ... dok. ped. nauk [Formation of professional competence of a computer science teacher in the context of informatization of education: dis.]. – Samara, 1999. – 349 s. [in Russian]

Volkova E.N. Subiektnost pedagoga: teoria i praktika: dis. ... dok. psihol. nauk [Teacher's subjectivity: theory and practice: dis.]. – Moskva, 1998. – 308 s. [in Russian]

Isaeva Z.A. Formirovanie professionalno-issledovatelskoi kultury pedagoga v sisteme universitetskogo obrazovania: Avtoref. ... dok. ped. nauk [Formation of professional research culture of a teacher in the university education system: Abstract]. – Almaty, 1997. – 47 s. [in Russian]

Taubaeva Sh.T. Nauchnye osnovy formirovania issledovatelskoi kultury uchitelia obsheobrazovatelnoi shkoly [The scientific foundations of the formation of the research culture of the teacher of secondary schools]. – Almaty: Alem, 2000. – 381 s. [in Russian]

Onalbekov E.S. Vzaimodeistvie universiteta i obsheobrazovatelnoi shkoly po organizacii profilnogo obuchenia uchashihsia starshei stupeni: avtoref. ... kand. ped. nauk [The interaction of the university and secondary schools on the organization of specialized education for senior students: abstract]. – Almaty, 2010. – 26 s. [in Russian]

Kudaibergenova A.M. Razvitie sistemy nepreryvnoi nauchno-issledovatelskoi raboty studentov v klassicheskih universitetah Respubliki Kazahstan: dis. ... kand. ped. nauk [Development of a system of continuous research work of students at classical universities of the Republic of Kazakhstan: dis.]. – Almaty, 2010. [in Russian]

Ahmetova G.K., Pfeifer N.E., Burdina E.I. Azbuka dlia nachinaiushego uchitelia [ABC for a beginner teacher]. – Pavlodar: PGU, 2003. – 108 s. [in Russian]

Mynbaeva A.K. Istoria, teoria i tehnologii nauchnoi deiatelnosti vysshei shkoly [History, theory and technology of higher school scientific activity]. – Almaty: «IP Volkova», 2010. – 257 s. [in Russian]

Bulatbaeva A.A. Razvitie konceptualnyh i prikladnyh osnov processa ovladenia magistrantami voennogo vuza metodologiei issledovatelskoi deiatelnosti: avtoref. ... dok. ped. nauk [Development of the conceptual and applied foundations of the process of mastering the methodology of research activities by undergraduates of a military university: abstract ... doctor of pedagogical sciences]. – Almaty, 2009. – 50 s. [in Russian]

Kenzhebekov B.T. Formirovanie professionalnoi kompetentnosti budushih specialistov v sisteme vysshei shkoly: dis. ... dok. ped. nauk [Formation of professional competence of future specialists in the higher school system: dis.]. – Almaty, 2005. [in Russian]

Tursynova Zh.Zh. Formirovanie professionalnoi kompetentnosti studentov v usloviah proizvodstvennoi praktiki na osnove informacionnyh tehnologi: dis. ... kand. ped. nauk [Formation of professional competence of students in the conditions of industrial practice based on information technology: dis.]. – 2010. [in Russian]

Qudaibergenova K.S. Quzyrlylyq bilim sapasynyn kriterii: adisnamasy zhane gylymi-teorialyq negizi [Competence criterion for the quality of education: methodology and scientific and theoretical basis]. – Almaty: DOIVA, 2008. – 328 s. [in Kazakh]

Mizimbaeva A.S. Razvitie issledovatelskoi kultury magistrantov: dis. ... doktora filosofii (PhD) [Development of the research culture of undergraduates: dis.]. – Almaty, 2014. – 158 s. [in Russian]

Dzheksembaeva G.S. Teoreticheskie osnovy razrabotki i proektirovania soderzhania obrazovania na osnove kompetentnostnogo podhoda: dis. ... doktora filosofii (PhD) [Theoretical foundations of the development and design of educational content based on a competence-based approach: dis.]. – Almaty, 2016. [in Russian]

Syzdykbaeva A.D. Formirovanie issledovatelskoi kompetentnosti budushego uchitelia nachalnyh klassov: dis. ... doktora filosofii (PhD) [Formation of the research competence of the future primary school teacher: dis.]. – Almaty, 2016. [in Russian]

Tuiebaev M.Q. Quzyrettіlіk – zamanaui bіlіm berudіn zhana paradigmasy [Competence – a new paradigm of modern education] // «Zhana formaciada kasіptіk bіlіm berudіn ozektі maselelerі» Halyqaralyq gylymi-tazhіribelіk konferencia materialdary. – 2015. – T. 1. – B. 439–441. [in Kazakh]

Tuiebaev M.Q. Quzyrettіlіk zhane ony tulga boiyna qalyptastyru tasіlderі [Competence and approaches to its formation in the personality] // Qazaqstannyn gylymy men omіrі. – 2018. – №3 (58). – B. 156–159. [in Kazakh]

Tuiebaev M.Q. Zhanartylgan bіlіm beru bagdarlamasynyn ozektі maselelerі [Current issues of the updated educational program]. – Shymkent, 2021. – 121 b.

Tuiebaev M.Q. Zhana tehnologialardyn oqu men oqytudagy quzyrettіlіktі qalyptastyruga aserі [The impact of new technologies on the formation of competencies in teaching and learning]. – Shymkent, 2023. – 188 b. [in Kazakh]

Загрузки

Опубликован

2025-09-30

Выпуск

Раздел

ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ