Основные дидактические принципы построения цифрового учебно-методического комплекса по физике

18 16

Авторы

  • Г. Ревалде Рижский технический университет
  • И. Есенгабылов Жетысуский университет имени И. Жансугурова
  • Г. Жапсарбай Жетысуский университет имени И. Жансугурова

Ключевые слова:

учебно-методический комплекс, информационно-коммуникационные технологии, учитель, цифровые технологии, физика.

Аннотация

В этой работе описаны фундаментальные дидактические принципы построения цифрового учебно-методического комплекса по физике. В нем рассматриваются такие аспекты, как индивидуализация обучения, взаимодействие преподавателя и студента, интерактивность материалов, доступность и простота использования, а также максимальное использование современных технологий для эффективного обучения. Особое внимание уделяется разработке интерактивных заданий, визуализации материала, возможности оценивать знания и получать обратную связь. Такой подход делает обучение более увлекательным, доступным и эффективным для студентов. Данный комплекс предназначен для эффективной организации обучения и повышения мотивации учащихся. В первую очередь, необходимо учитывать принцип индивидуализации учебного процесса. Цифровой учебно-методический комплекс должен предлагать задания различного уровня, которые позволят каждому студенту реализовать свои способности и потребности. Еще одним важным принципом является активное участие студента в образовательном процессе. Интерактивные упражнения, лабораторные работы и визуализация физических явлений должны быть включены в цифровой комплекс, чтобы стимулировать активное вовлечение учащихся в учебный процесс. При создании цифрового учебно-методического комплекса необходимо учитывать фундаментальные принципы, а также их связь с реальным миром и применимость. Студентам важно видеть, как изучаемые физические законы и явления применяются в повседневной жизни. Это повысит интерес и мотивацию студентов к изучению предмета. Цифровой учебно-методический комплекс по физике, основанный на этих дидактических принципах, будет способствовать повышению качества образования и эффективности учебного процесса. Были показаны цифровой учебно-методический комплекс, который будет способствовать глубокому пониманию физики учащимися. А также  внедрены современные цифровые технологии в образовательный процесс, чтобы повысить мотивацию и интерес студентов к изучению физики. Данный принцип предполагает, что в центре обучения находится личность ученика во всей совокупности ее индивидуальных, личностных качеств. Этот дидактический принцип предполагает учет индивидуальных особенностей обучающихся в процессе занятий. Определены методы и формы организации работы учащихся с цифровой учебно-методическим комплексом, включая как самостоятельное, так и групповое обучение. Цели и задачи помогли создать целостный и эффективный цифровой учебно-методический комплекс по физике, который будет отвечать современным требованиям образовательного процесса.

Библиографические ссылки

Гончаренко Г.С. Цифровые учебники как средство обучения иностранным языкам // Региональная научно-методическая конференция «Современные информационные технологии в образовании: опыт, проблемы, перспективы». – 2016. – №6. – С. 75–77.

Мельников В.Б. Цифровые образовательные ресурсы и электронные учебники в современном образовательном процессе // Педагогическое мировоззрение. – 2019. – №4. – С. 114–115.

Левиптес Д.Г. Теоретические основы моделирования образовательных технологий в условиях послевузовского образования педагогов: Автореф. ... док. пед. наук. – СПб., 2008. – 48 с.

Harris J. Rewired: Understanding the iGeneration and the Way They Learn. – Stenhouse Publishers, 2009. – 256 p.

Алдабергенова А.О., Есенгабылов И.Ж. Дидактические возможности мобильных технологий // «XIV Торайғыров оқулары» атты Халықаралық ғыл.-прак. конф. – Павлодар: Торайғыров атындағы ун., 2022. – Б. 557–581.

Симоненко В.В., Гаврилов А.В. Использование цифровых технологий в образовательном процессе // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. – 2018. – №4. – С. 37–46.

Филяева Н.А. Принципы дидактического проектирования информационных образовательных сред // Информационная технология в образовании. – 2017. – №4. – С. 21–29.

Абил А.С., Капина Э.А., Сугралиева А. Роль информационных технологий в цифровой трансформации высшего образования // Ясауи университетінің хабаршысы. – 2023. –№3(129). – Б. 345–359. https://doi.org/10.47526/2023-3/2664-0686.26

Вяльдин М.В. Информационное планирование содержания физики: Методические советы начинающему. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 208 с.

Sharples M., Taylor J., Vavoula G. A Theory of Learning for the Mobile Age. // In: R. Andrews, C. Haythornthwaite (Eds.). The Sage Handbook of E-Learning Research. – SAGE Publications, 2007. – P. 221–247.

Mayer R.E. Learning and Instruction. – Routledge, 2008. – 560 p.

Siemens G. Connectivism: A Learning Theory for the Digital Age // International Journal of Instructional Technology and Distance Learning. – 2005. – №2(1). – P. 3–10.

Елманова В.К. Формирование гностических умений будущих педагогов: дис. … канд. пед. наук. – Л., 1973. – 183 с.

Шаронова Н.В. Формирование научного мировоззрения при изучении физики: дисс. … канд. пед. наук. – М., 2004. – 116 с.

Исабекова Г.Б., Дүйсенова Н.Т. Цифрлы білім беру жағдайындағы мектеп пен мұғалімнің құзыреттілігін арттыру мәселесі // Ясауи университетінің хабаршысы. – 2022. – №4(126). – Б. 133–143. https://doi.org/10.47526/2022-4/2664-0686.11

Бисенгалиева А.М., Дюсегалиева К.О. ЖОО-да қашықтықтан оқытудың заманауи технологияларын меңгеру // Ясауи университетінің хабаршысы. – 2022. – №1(123). – Б. 136–143. https://doi.org/10.47526/2022-1/2664-0686.12

Sarybayeva A.H., Daribay Zh.Zh., Sambetova G.K. Problems of Application of Active Learning Methods in Physics and Methods of Solution // Ясауи университетінің хабаршысы. – 2021. – №3 (121). – Б. 147–159. https://doi.org/10.47526/habarshy.v3i121.742

REFERENCES

Goncharenko G.S. Cifrovye uchebniki kak sredstvo obuchenia inostrannym iazykam // Regionalnaia nauchno-metodicheskaia konferencia “Sovremennye informacionnye tehnologii v obrazovanii: opyt, problemy, perspektivy”. [Digital textbooks as a means of teaching foreign languages // Regional Scientific and Methodological Conference “Modern information technologies in education: experience, problems, prospects”]. – 2016. – №6. – 75 c. [in Russian]

Melnikov V.B. Cifrovye obrazovatelnye resursy i elektronnye uchebniki v sovremennom obrazovatelnom processe [Digital educational resources and electronic textbooks in the modern educational process] // Pedagogicheskoe obozrenie. – 2019. – №4. – S. 114–115. [in Russian]

Leviptes D.G. Teoreticheskie osnovy modelirovania obrazovatelnyh tehnologiy v usloviah poslediplomnogo obrazovania pedagogov. [Theoretical foundations of modeling educational technologies in the conditions of postgraduate education of teachers]: Avtoref. … dok. ped. nauk. – SPb., 2008. – 48 s. [in Russian]

Harris J. Rewired: Understanding the iGeneration and the Way They Learn. – Stenhouse Publishers, 2009. – 256 p.

Aldabergenova A.O., Esengabylov I.J. Didakticheskie vozmojnosti mobilnyh tehnologi [Didactic possibilities of mobile technologies] // «XIV Toraigyrov oqulary» atty Halyqaralyq gyl.-prak. konf. – Pavlodar: Toraigyrov atyndagy un., 2022. – B. 557–581. [in Russian]

Simonenko V.V., Gavrilov A.V. Ispolzovanie cifrovyh tehnologiy v obrazovatelnom processe [The use of digital technologies in the educational process] // Jurnal nauchnyh publikaciy aspirantov i doktorantov. – 2018. – №4. – S. 37–46 [in Russian]

Filiaeva N.A. Principy didakticheskogo proektirovania informacionnyh obrazovatelnyh sred [Principles of didactic design of information educational environments] // Informacionnaia tehnologia v obrazovanii. – 2017. – №4. – S. 21–29 [in Russian]

Abil A.S., Kapina E.A., Sugralieva A. Rol informacionnyh tehnologiy v cifrovoi transformacii vysshego obrazovania [The role of information technology in the digital transformation of higher education] // Iasaui universitetіnіn habarshysy. – 2023. – №3(129). – B. 345–359. https://doi.org/10.47526/2023-3/2664-0686.26 [in Russian]

Vialdin M.V. Informacionnoe planirovanie soderjania fiziki: Metodicheskie sovety nachinaiushemu [Information planning of physics content: Methodological tips for beginners]. – M.: VLADOS, 2003. – 208 s. [in Russian]

Sharples M., Taylor J., Vavoula G. A Theory of Learning for the Mobile Age. // In: R. Andrews, C. Haythornthwaite (Eds.). The Sage Handbook of E-Learning Research. – SAGE Publications, 2007. – P. 221–247.

Mayer R.E. Learning and Instruction. – Routledge, 2008. – 560 p.

Siemens G. Connectivism: A Learning Theory for the Digital Age // International Journal of Instructional Technology and Distance Learning. – 2005. – №2(1). – P. 3–10.

Elmanova V.K. Formirovanie gnosticheskih umeniy budushih pedagogov: dis. … kand. ped. nauk. [Formation of gnostic skills of future teachers: dis.]. – L., 1973. – 183 s. [in Russian]

Sharonova N.V. Formirovanie nauchnogo mirovozzrenia pri izuchenii fiziki: dis. … kand. ped.nauk. [Formation of a scientific worldview in the study of physics: dis.]. – M., 2004. – 116 s. [in Russian]

Isabekova G.B., Duisenova N.T. Cifrly bіlіm beru jagdaiyndagy mektep pen mugalіmnіn quzyrettіlіgіn arttyru maselesі [The problem of improving the competence of the school and teacher in the context of digital education] // Iasaui universitetіnіn habarshysy. – 2022. – №4(126). – B. 133–143. https://doi.org/10.47526/2022-4/2664-0686.11 [in Kazakh]

Bisengalieva A.M., Diusegalieva K.O. JOO-da qashyqtyqtan oqytudyn zamanaui tehnologialaryn mengeru [Mastering modern technologies of distance learning in universities] // Iasaui universitetіnіn habarshysy. – 2022. – №1(123). – B. 136–143. https://doi.org/10.47526/2022-1/2664-0686.12 [in Kazakh]

Sarybayeva A.H., Daribay Zh.Zh., Sambetova G.K. Problems of Application of Active Learning Methods in Physics and Methods of Solution // Iasaui universitetіnіn habarshysy. – 2021. – №3 (121). – B. 147–159. https://doi.org/10.47526/habarshy.v3i121.742

Загрузки

Опубликован

2024-12-30

Выпуск

Раздел

ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ