Использование методов визуализации в процессе обучения химии в вузе
178 116
Ключевые слова:
визуализация, химия, явления, рефлексия, эксперимент, активизации, анкетирование.Аннотация
В статье показано, что визуализация считается наиболее важным направлением для улучшения обучения. Визуализация учебного процесса открывает большие перспективы для развития образовательного процесса, поскольку студент приобретает такие качества, как образное, креативное мышление и умение эффективно работать в команде, быстро принимать решения на практике. Цель исследования - использовать визуализацию на уроках химии для повышения мотивации учащихся, улучшения учебной деятельности, демонстрации химических опытов, которые из-за их сложности или опасных материалов не могут проводиться во время занятий. Для достижения цели исследования был выбран метод опроса, использовались и анкеты с вопросами открытого и закрытого типа. В данной статье анализируются ответы открытого типа. Исследование проводилось в Южно-Казахстанском государственном педагогическом университете на кафедре «Химии» 2021–2022 учебном году. Положительное влияние визуализации подтверждаются во время проведения лабораторных и практических занятий, контрольной и самостоятельной работы студентов. После применения средств визуализации студенты начинают понимать физические и химические явления, химические реакции и могут делать обобщения о них, они легко описывают пространственное строение сложных молекул, обсуждают механизмы химических процессов. Таким образом, благодаря визуализации студенты легче оценивают важнейшие потоки информации, выделяют главное и могут проанализировать в доступной и легко усваиваемой форме.
Библиографические ссылки
Грошева И.Г. Цифровые образовательные технологии как средство развития познавательной активности учеников // Открытый урок. 1 сентября. 2011. [Электронды ресурс]. URL: https://urok.1sept.ru (қаралған күні: 25.03.2022)
Белоглазова Л.Б. Электронные средства обучения как основа образовательного процесса в современной высшей школе // Вестник Российского университета дружбы народов. – 2015. – №1. – С. 35–37.
Омарова С.К. Современные тенденции образования в эпоху цифровизации // Педагогика. Вопросы теории и практики. – 2018. – №1. – С. 78–83.
Карабельская И.В. Использование цифровых технологий в образовательном процессе высшей школы // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. – 2017. – №1(19). – С. 127–131.
Крюкова О.С. Традиционная и «цифровая» педагогика в современном образовательном пространстве // Россия: тенденции и перспективы развития. – 2018. – С. 852–853. [Электронды ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/traditsionnaya-i-tsifrovaya-pedagogika-v-sovremennom-obrazovatelnom-prostranstve (қаралған күні: 25.03.2022)
Баландина И.В. Компьютерная визуализация как развитие дидактического принципа наглядности // «Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения»: сб. материалов XII междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск, 14 апреля 2010 г. – Новосибирск: Изд. «СИБПРИНТ», 2010. – Ч. 2 – С. 9–13.
Chiu J., Linn M. The Role of Self-monitoring in Learning Chemistry with Dynamic Visualizations. In book: Metacognition in Science Educationю – 2012. – P. 133–163. [Электронды ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/226753562_The_Role_of_Self-monitoring_in_Learning_Chemistry_with_Dynamic_Visualizations (қаралған күні: 25.03.2022)
Dori Y.J., Rodrigues S., Schanze S. How to Promote Chemistry Learning Through the use of Ict. In: Eilks, I., Hofstein, A. (eds) Teaching Chemistry – A Studybook. Sense Publishers, Rotterdam. – 2013. https://doi.org/10.1007/978-94-6209-140-5_8
Kolil V.K., Muthupalani S., Achuthan K. Virtual experimental platforms in chemistry laboratory education and its impact on experimental self-efficacy.Int J Educ Technol High Educ 17, 30. – 2020. https://doi.org/10.1186/s41239-020-00204-3
Шағраева Б.Б., Битемирова А.Е., Байсеитова Н.М., Түймебаева Г.Е. Химия сабағын ағылшын тілінде интеграциялап оқытудағы заманауи әдістердің ерекшеліктері // Ясауи университетінің хабаршысы. – 2020. – №4 (118). – Б. 117–126. https://doi.org/10.47526/2020/2664-0686.041
Маханбет Қ.Н., Аскарова З.А. Биология пәнін оқытуда бейне дәрісті қолданудың тиімділігі // Ясауи университетінің хабаршысы. – 2022. – №1(123). – Б. 229–239. https://doi.org/10.47526/2022-1/2664-0686.20
Shertayeva N.T., Asil A.А., Gyulmamedova Sh., Batynova A.Z. Integrated lessons in chemical education // Вестник Торайгыров университета. Педагогическая серия. – 2022. – №1. – С. 114–122.
REFERENCES
Grosheva I.G. Cifrovye obrazovatelnye tehnologii kak sredstvo razvitiia poznavatelnoi aktivnosti uchenikov [Digital educational technologies as a means of developing students' cognitive activity] // Otkrytyi urok. 1 sentiabria. 2011. [Electronic resource]. URL: https://urok.1sept.ru (qaralgan kunі: 25.03.2022) [in Russian]
Beloglazova L.B. Elektronnye sredstva obucheniia kak osnova obrazovatelnogo processa v sovremennoi vysshei shkole [Electronic learning tools as the basis of the educational process in modern higher education] // Vestnik Rossiiskogo universiteta drujby narodov. – 2015. – №1. – S. 35–37. [in Russian]
Omarova S.K. Sovremennye tendencii obrazovaniia v epohu cifrovizacii [Modern trends in education in the era of digitalization] // Pedagogika. Voprosy teorii i praktiki. – 2018. – №1. – S. 78–83. [in Russian]
Karabelskaia I.V. Ispolzovanie cifrovyh tehnologii v obrazovatelnom processe vysshei shkoly [The use of digital technologies in the educational process of higher education] // Vestnik UGNTU. Nauka, obrazovanie, ekonomika. – 2017. – №1(19). – S. 127–131. [in Russian]
Kriukova O.S. Tradicionnaia i «cifrovaia» pedagogika v sovremennom obrazovatelnom prostranstve [Traditional and “digital” pedagogy in the modern educational space] // Rossiia: tendencii i perspektivy razvitiia. – 2018. – S. 852–853. [Electronic resource]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/traditsionnaya-i-tsifrovaya-pedagogika-v-sovremennom-obrazovatelnom-prostranstve (qaralgan kunі: 25.03.2022) [in Russian]
Balandina I.V. Kompiuternaia vizualizaciia kak razvitie didakticheskogo principa nagliadnosti [Computer visualization as the development of the didactic principle of visibility] // «Psihologiia i pedagogika: metodika i problemy prakticheskogo primeneniia»: sb. materialov XII mejdunar. nauch.-prakt. konf. Novosibirsk, 14 aprelia 2010 g. – Novosibirsk: Izd. «SIBPRINT», 2010. – Ch. 2 – S. 9–13. [in Russian]
Chiu J., Linn M. The Role of Self-monitoring in Learning Chemistry with Dynamic Visualizations. In book: Metacognition in Science Educationju – 2012. – P. 133–163. [Electronic resource]. URL: https://www.researchgate.net/publication/226753562_The_Role_of_Self-monitoring_in_Learning_Chemistry_with_Dynamic_Visualizations (qaralgan kunі: 25.03.2022)
Dori Y.J., Rodrigues S., Schanze S. How to Promote Chemistry Learning Through the use of Ict. In: Eilks, I., Hofstein, A. (eds) Teaching Chemistry – A Studybook. Sense Publishers, Rotterdam. – 2013. https://doi.org/10.1007/978-94-6209-140-5_8
9.Kolil V.K., Muthupalani S., Achuthan K. Virtual experimental platforms in chemistry laboratory education and its impact on experimental self-efficacy.Int J Educ Technol High Educ 17, 30. – 2020. https://doi.org/10.1186/s41239-020-00204-3
Shagraeva B.B., Bitemirova A.E., Baiseitova N.M., Tuimebaeva G.E. Himiia sabagyn agylshyn tіlіnde integraciialap oqytudagy zamanaui adіsterdіn erekshelіkterі [Features of NovelMethods in Integrated Teaching of a Chemistry Lesson in English] // Iasaui universitetіnіn habarshysy. – 2020. – №4 (118). – B. 117–126. https://doi.org/10.47526/2020/2664-0686.041 [in Kazakh]
Mahanbet Q.N., Askarova Z.A. Biologiia panіn oqytuda beine darіstі qoldanudyn tiіmdіlіgі [The Effectiveness of Uing Videolecture in Teaching Biology] // Iasaui universitetіnіn habarshysy. – 2022. – №1(123). – B. 229–239. https://doi.org/10.47526/2022-1/2664-0686.20 [in Kazakh]
Shertayeva N.T., Asil A.A., Gyulmamedova Sh., Batynova A.Z. Integrated lessons in chemical education // Vestnik Toraigyrov universiteta. Pedagogicheskaia seriia. – 2022. – №1. – S. 114–122.