Совершенствование обучения задачам геометрического построения в процессе подготовки будущих учителей математики
141 119
Ключевые слова:
геометрия, задачи на построение, «Живая геометрия», практические работы, будущий учитель математики, компьютерные технологии.Аннотация
В статье рассматривается проблема совершенствования преподавания задач геометрического построения с использованием средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе подготовки будущих учителей математики в педагогических вузах. В ходе уточняющего эксперимента были выявлены методические проблемы в обучении задачам на геометрическое построение, а в качестве одного из путей их решения обоснована необходимость методической подготовки будущих учителей математики к использованию прикладных информационно-компьютерных ресурсов при обучении задачам на геометрическое построение. Выполнен анализ информационно-компьютерных технологий и программ, предназначенных для использования в преподавании курсов геометрии, и показана эффективность использования программы «Живая геометрия» при создании геометрических задач построения. Учащихся больше интересуют задачи по геометрии и конструированию, и они могут сохранять всю работу в электронном формате для использования в будущем. При изучении темы инструменты программы помогут рисовать фигуры и использовать эти фигуры при решении задач, формулировать свойства геометрических фигур и использовать их для моделирования геометрических тел.
В данной статье авторы проанализировали государственные программы и концепции, работы отечественных и зарубежных ученых, а также результаты онлайн-опроса и интервью со студентами. В педагогическом эксперименте приняли участие 54 студента образовательной программы математики, результаты которых были подробно показаны. Как показывают результаты эксперимента, после использования на уроке программы «Живая геометрия» у учащихся произошло опознание с определенной личностно-субъективной точки зрения, регулирующей их познавательную и практическую деятельность, а также прирост теоретических знаний и практических навыков. Математическими и статистическими методами доказано, что использование программы «Живая геометрия» при обучении структурным задачам позволяет эффективно и рационально организовать обучение и повысить методическую подготовку будущих учителей математики.
Библиографические ссылки
Қазақстан Республикасында білім беруді және ғылымды дамытудың 2020–2025 жылдарға арналған мемлекеттік бағдарламасын бекіту туралы Қазақстан Республикасы Үкіметінің 2019 жылғы 27 желтоқсандағы №988 қаулысы. [Электронды ресурс]. URL: http://adilet.zan.kz/kaz/docs/P1900000988 (қаралған күні: 11.10.2022)
Рахымбек Д., Мадияров Н.К. Геометриялық салу есептері. – Алматы: Эверо, 2015. – 85 б.
Ташимова А.Л. Болашақ мұғалімдерді ақпараттық компьютерлік технологияны кәсіби іс-әрекеттерде пайдалануға даярлау: пед. ғыл. канд. ... дисс. – Астана, 2010. – 176 б.
Жайдақбаева Л.Қ. Негізгі мектепте планиметрия курсын оқытуды ақпараттық технология негізінде жетілдіру әдістемесі: пед. ғыл. канд. ... дисс. – Астана, 2009. – 170 б.
Angell C., Guttersrud О., Henriksen E., Isnes A. Physics: frightful, but fun. “Pupils and teachers” views of physics and physics teaching // Science Education. – 2004. – №88 (5). – Р. 683–706.
Klein P., et al. Classical Experiments revisited: Smartphone and Tablet PC as Experimental Tools in Acoustics and Optics // Physics Education. – 2014. – №49 (4). – Р. 412–418.
Панюкова С.В. Концепция реализации личностно-ориентированного обучения при использовании информационных и коммуникационных технологий. – М.: Изд-во ИОСО РАО, 1998. – 120 с.
Реан А.А. Психология личности. – Санкт-Петербург: Питер, 2017. – 286 с.
José Carlos Pinto Leivas, Anne Desconsi Hasselmann Bettin. Teorema de pitagoras e o fractal arvore pitagorica: Um experiment no Ensino fundamental // Brazilian Journal of Education, Technology and Society (BRAJETS) // Br. J. Ed., Tech. Soc. – 2018. Jul.-Sep. – v.11, n.3. – P. 444–457.
Дубровский В.Н., Лебедева Н.А., Белайчук О.А. 1С: Математический конструктор – новая программа динамической геометрии // Компьютерные инструменты в образовании. –2007. – №3. – С. 47–56.
Дубровский В.Н. Стереометрия с компьютером // Компьютерные инструменты в образовании. – 2003. – №6. – С. 3–11.
Михалкидо К.С., Хабаров С.К. КОМПАС-3DV6. Практическое руководство. – М.: ООО «Бином-Пресс», 2004. – 288 с.
Аленова С.А. Планиметрия курсын оқытуда «GeoGebra» бағдарламасын қолданудың шарттары мен механизмдері. [Электронды ресурс]. URL: https://ustaz.kz/materials/word/planimetriya_kyrsyn_oqytyda_geogebra_bagdarlamasyn_qoldanydyng_sarttary_men_mehanizmderi-286055.html (қаралған күні: 11.10.2022)
Савельева И. Среда «Живая геометрия» // Компьютер на уроке математики. – 2010. – №15. – С. 17–24.
REFERENCES
Qazaqstan Respublikasynda bіlіm berudі jane gylymdy damytudyn 2020–2025 jyldarga arnalgan memlekettіk bagdarlamasyn bekіtu turaly Qazaqstan Respublikasy Ukіmetіnіn 2019 jylgy 27 jeltoqsandagy №988 qaulysy [The state program of development of education and science in the Republic of Kazakhstan for 2020–2025]. [Electronic resource]. URL: http://adilet.zan.kz/kaz/docs/P1900000988 (qaralgan kunі: 11.10.2022) [in Kazakh]
Rahymbek D., Madiiarov N.K. Geometriialyq salu esepterі [Geometric construction problems]. – Almaty: Evero, 2015. – 85 b. [in Kazakh]
Tashimova A.L. Bolashaq mugalіmderdі aqparattyq kompiuterlіk tehnologiiany kasіbi іs-areketterde paidalanuga daiarlau [Training future teachers to use information computer technology in professional activities]: ped. gyl. kand. ... diss. – Astana, 2010. – 176 b. [in Kazakh]
Jaidaqbaeva L.Q. Negіzgі mektepte planimetriia kursyn oqytudy aqparattyq tehnologiia negіzіnde jetіldіru adіstemesі [Methodology of improving the teaching of the planimetry course in the primary school based on information technology]: ped. gyl. kand. ... diss. – Astana, 2009. – 170 b. [in Kazakh]
Angell C., Guttersrud O., Henriksen E., Isnes A. Physics: frightful, but fun. “Pupils and teachers” views of physics and physics teaching // Science Education. – 2004. – №88 (5). – R. 683–706.
Klein P., et al. Classical Experiments revisited: Smartphone and Tablet PC as Experimental Tools in Acoustics and Optics // Physics Education. – 2014. – №49 (4). – R. 412–418.
Panjukova S.V. Koncepciia realizacii lichnostno-orientirovannogo obucheniia pri ispolzovanii informacionnyh i kommunikacionnyh tehnologiy [The concept of implementing personality-oriented learning using information and communication technologies]. – M.: Izd-vo IOSO RAO, 1998. – 120 s. [in Russian]
Rean A.A. Psihologiia lichnosti [Personality psychology]. – Sankt-Peterburg: Piter, 2017. – 286 s. [in Russian]
José Carlos Pinto Leivas, Anne Desconsi Hasselmann Bettin. Teorema de pitagoras e o fractal arvore pitagorica: Um experiment no Ensino fundamental // Brazilian Journal of Education, Technology and Society (BRAJETS) // Br. J. Ed., Tech. Soc. – 2018. Jul.-Sep. – v.11, n.3. – P. 444–457.
Dubrovskiy V.N., Lebedeva N.A., Belajchuk O.A. 1S: Matematicheskij konstruktor – novaja programma dinamicheskoj geometrii [Mathematical Constructor – a new dynamic geometry program] // Komp'juternye instrumenty v obrazovanii. –2007. – №3. – S. 47–56. [in Kazakh] [in Russian]
Dubrovskiy V.N. Stereometriia s kompiuterom [Computer tools in education] // Kompiuternye instrumenty v obrazovanii. – 2003. – №6. – S. 3–11. [in Russian]
Mihalkido K.S., Habarov S.K. KOMPAS-3DV6. Prakticheskoe rukovodstvo [COMPASS-3D V6. Practical guide]. – M.: OOO «Binom-Press», 2004. – 288 s. [in Russian]
Alenova S.A. Planimetriia kursyn oqytuda «GeoGebra» bagdarlamasyn qoldanudyn sharttary men mehanizmderі [Terms and mechanisms of using “GeoGebra” program in planimetry course teaching]. [Electronic resource]. URL: https://ustaz.kz/materials/word/planimetriya_kyrsyn_oqytyda_geogebra_bagdarlamasyn_qoldanydyng_sarttary_men_mehanizmderi-286055.html (qaralgan kunі: 11.10.2022) [in Kazakh]
Savelieva I. Sreda «Jivaia geometriia» [Living Geometry Environment] // Kompiuter na uroke matematiki. – 2010. – №15. – S. 17–24. [in Russian]