Экзистенциальное мировоззрение в кочевой цивилизации

Авторы

  • А. Абдина Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева
  • Н. Сарсенбеков Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева

Ключевые слова:

цивилизация кочевников, экзистенциальный мотив, смысл жизни, человеческое бытие, нравственность, счастье, жизнь, смерть.

Аннотация

Проблема смысла жизни волнует каждого человека, живущего в эпоху, когда на современном мировом уровне сложилась пандемическая ситуация. С этой точки зрения, эта статья может помочь широкой общественности, в том числе молодежи, подверженной контекстуальному беспорядку. Пандемия коронавируса, охватившая землю, является причиной страха, паники. Однако существуют и оптимистические установки, способные отразить экзистенциальные кризисы.
Для современного общества крайне важно, чтобы экзистенциальные, жизнеутверждающие позиции, имеющие позитивный характер, ориентированные на проведение короткой жизни в соответствии с человеческим существом, стали духовными потребностями, как это заложено в мировоззрении кочевников. Умение овладеть проблемой смысла жизни на высоком уровне сознания является одним из необходимых условий нравственного совершенствования. Смысл человеческой жизни в том, чтобы служить своей стране и защищать ее от врага, ставить эти цели выше личных интересов человека, стремиться не только к честолюбию и доблести, но и к бесчеловечности, избегать трагедий, мучающих человеческую душу перед смертью – вот главная идея мировоззрения кочевников.

Библиографические ссылки

Новости ООН [Электронный ресурс]. URL: https://news.un.org/ru/story

Нұғман Б.Ғ., Шаймұқанова С.Д. Ұлы дала өркениеті: Оқу құралы. – Қарағанды: ҚарМТУ баспасы, 2009. – 91 б.

Нугман Б.Г., Абдрахманова А.А., Жетписбаев А.О. Казахстан в истории кочевой цивилизации: учеб. пособие. – Караганда: Издательство КарГТУ, 2008. – 93 с.

Қалиева Э.І., Егенисова А.Қ. Жастарды этностық құндылықтар арқылы отбасылық өмірге дайындау // Педагогика және психология. – Алматы, 2014. – 213 б.

Yasemin Ş.A. Varoluş Felsefesi İle Suç Kavramına Bir Bakış // Bilecik Şeyh Edebali Üniversitesi Sosyal Bilimler Enstitüsü Dergisi. – 2017. Cilt/Volume: 2. – Б. 430–435.

Орынбеков М.С. Ежелгі қазақтың дүниетанымы. – Алматы: Ғылым, 1996. – 168 б.

Камалова Ф.Б., Байтенова Н.Ж., Кантарбаева Ж.О., Абдуразакова Г.А. Қазақстандағы киелі жерлердің өзара сабақтастығы // ҚазҰУ хабаршысы. Философия, мәдениеттану, саясаттану сериясы. Vol. 1. 2020. [Электронды ресурс]. URL: https://bulletin-philospolit.kaznu.kz

Келімбетов Н. Ежелгі дәуір әдебиеті (Қазақ әдебиеті бастаулары). – Алматы: Атамұра, 2005. – 336 б.

Бижанова М.А. Әл-Фараби шығармаларындағы ізгілікті қоғам идеясы. // Шығыстың ұлы ойшылы, «Әлемнің екінші ұстазы» Әбу Насыр әл-Фарабидың 1150 жылдығына арналған республикалық конференция материалдары. – Талдықорған, 2020. – Б. 28–32. 10. Ысқақұлы Д. Ғұлама философиясындағы бақытты адам концепциясы. // Бiлiмдi ел – Образованная страна. 26.08.2020.

Cüneyt A., Özkan Ö. Values of Honesty and Integrity in Kutadgu Bilig // Bilig, Türk Dünyası Sosyal Bilimler Dergisi. – 2017. – S. 123–145.

Kalın İ. Hoca Ahmed Yesevî, Hüküm ve Hikmet // Bilig, Türk Dünyası Sosyal Bilimler Dergisi. 2017. – S. 1–14.

Нысанбаев Ә. Диуани Хикмет даналық қазынасы // Ақиқат. – 1998. – №7. – Б. 24–32.

Toprak F. “İnsan-ı Kâmil’e Bakışlarıyla Yusuf Has Hacip ve Hoca Ahmed Yesevî // Bilig, Türk Dünyası Sosyal Bilimler Dergisi. – 2017. – S. 95–122.

Сартр Жан-Поль Экзистенциализм – это гуманизм. – Париж, 1946. – 37 c.

Загрузки

Опубликован

2021-06-30

Выпуск

Раздел

ФИЛОСОФИЯ, РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ