ЦИФРОВИЗАЦИЯ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ

0 0

Авторы

  • А.Х. АЗАМАТОВА Университет КИМЭП
  • Н.Ж. БЕКЕЕВА Университет КИМЭП
  • А.К. САДИБЕКОВ Международный казахско-турецкий университет имени Х.А.Ясави

Ключевые слова:

русский язык как иностранный, образовательный процесс, цифровые технологии, искусственный интеллект.

Аннотация

Данная статья посвящена исследованию процесса трансформации языкового образования в вузах в условиях стремительного развития цифровых технологий. Целью работы является анализ теоретических и прикладных факторов интеграции цифровых ресурсов в образовательный процесс казахстанских вузов, а также в изучении их воздействия на контент учебных программ, методику преподавания и виды педагогических практик в обучении русскому языку как иностранному. Особое внимание уделено когнитивным и социальным аспектам восприятия и усвоения языкового материала в цифровой среде. В статье рассматриваются основные модели и концепции цифровой трансформации в образовательной среде, приводятся примеры использования искусственного интеллекта, автоматизированных систем оценивания, виртуальных и дополненных реальностей, а также чат-ботов в процессе обучения. Одним из ключевых выводов работы является признание необходимости комплексного подхода к цифровизации, который включает не только техническое оснащение, но и развитие цифровой грамотности, адаптацию педагогических методик и учет этических аспектов. В статье также выделены основные вызовы и риски цифровизации, связанные с безопасностью данных, доступностью ресурсов, зависимостью от технологий и их влиянием на психическое здоровье студентов. В заключении предложены рекомендации по оптимизации учебного процесса и улучшению подготовки специалистов в контексте цифрового преобразования сферы обучения языку. Практическая ценность проведенного исследования определяется возможностью применения его основных результатов при совершенствования образовательных программ и методов преподавания, а также для создания учебных материалов, адаптированных под современную цифровую среду.

Библиографические ссылки

Haleem A., Javaid M., Qadri M.A., Suman R. Understanding the role of digital technologies in education: A review // Sustainable Operations and Computers. – 2022. – №3. – P. 275–285. https://doi.org/10.1016/j.susoc.2022.05.004

Молчанова Г.Г. Цифровая трансформация образования и общества: возможности и сложности // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2022. – №1. – С. 9–16. / Molchanova G.G. Cifrovaia transformacia obrazovania i obshestva: vozmojnosti i slojnosti [Digital transformations in education and society: potentialities and complications] // Vestn. Mosk. un-ta. Ser. 19. Lingvistika i mejkulturnaia kommunikacia. – 2022. – №1. – S. 9–16. [in Russian]

Holmes W., Bialik M., Fadel C. Artificial Intelligence in Education. Promise and Implications for Teaching and Learning. – Boston, MA: Center for Curriculum Redesign, 2019. – 39 p.

Chen X., Xie H., Hwang G. A multi-perspective study on Artificial Intelligence in Education: grants, conferences, journals, software tools, institutions, and researchers // Computers and Education: Artificial Intelligence. – 2020. – № 1(3). – P. 1–11. https://doi.org/10.1016/j.caeai.2020.100005

Аралова С., Кулахметова М. Особенности использования VR-технологий в области языкового образования // Вестник Кокшетауского университета им. Ш.Уалиханова. Серия филологическая. – 2022. – №1. – С. 83–89. https://vestnik.kgu.kz/index.php/kufil/article/view/29 / Aralova S., Kulahmetova M. Osobennosti ispolzovania VR-tehnologiy v oblasti iazykovogo obrazovania [Features of the use of VR technologies in the field of language education] // Vestnik Kokshetauskogo universiteta im. Sh.Ualihanova. Seria filologicheskaia. – 2022. – №1. – S. 83–89. https://vestnik.kgu.kz/index.php/kufil/article/view/29 [in Russian]

Istenič Starčič A. Human learning and learning analytics in the age of artificial intelligence // British Journal of Educational Technology. – 2019. – № 50(6). – P. 2974–2976. https://doi.org/10.1111/bjet.12879

Quarteroni S., Manandhar S. Designing an interactive open-domain question answering system. // Natural Language Engineering. – 2009. – №15(1). – P. 73–95. https://doi.org/10.1017/S1351324908004919

Moriuchi E., Landers V., Colton D., Hair N. Engagement with chatbots versus augmented reality interactive technology in e-commerce // Journal of Strategic Marketing. – 2020. – №29 (11). – P. 1–15. https://doi.org/10.1080/0965254X.2020.1740766

Johnson W. Pedagogical agent research at CARTE // AI Magazine. – 2001. – №22(4). – P. 85–94. https://doi.org/10.1609/aimag.v22i4.1594

Kerly A., Bull S. The potential for chatbots in negotiated learner modelling: A wizard-of-oz study // Lecture Notes in Computer Science. – 2006. – №4053. – P. 443–452. https://doi.org/10.1007/11774303_44

Tegos S., Demetriadis S., Karakostas A. Promoting academically productive talk with conversational agent interventions in collaborative learning settings // Computers & Education. – 2015. – №87. – P. 309–325. https://doi.org/10.1016/j. compedu.2015.07.014

Castañeda L., Selwyn N. More than tools? Making sense of the ongoing digitizations of higher education // International Journal of Educational Technology in Higher Education. – 2018. – №15. – P. 1–10. https://doi.org/10.1186/s41239-018-0109-y

Hwang G., Xie H., Wah B., Gasevic D. Vision, challenges, roles and research issues of Artificial Intelligence in Education // Computers and Education: Artificial Intelligence. – 2020. – №1. – P. 1–5. https://doi.org/10.1016/j.caeai.2020.100001

Zawacki-Richter O., Marín V., Bond M., Gouverneur F. Systematic review of research on artificial intelligence applications in higher education – where are the educators? // International Journal of Educational Technology in Higher Education. – 2019. – №16. – P. 1–27. https://doi.org/10.1186/s41239-019-0171-0

Deeva G., Bogdanova D., Serral E., Snoeck M., Weerdt J. A review of automated feedback systems for learners: Classification framework, challenges and opportunities // Computers & Education. – 2020. – №162(3). https://doi.org/10.1016/j.compedu.2020.104094

Амиров Р.А., Билалова У.М. Перспективы внедрения технологий искусственного интеллекта в сфере высшего образования // Управленческое консультирование. – 2020. – №3 (135). – С. 80–88. / Amirov R.A., Bilalova U.M. Perspektivy vnedrenija tehnologij iskusstvennogo intellekta v sfere vysshego obrazovanija [Prospects for the implementation of artificial intelligence technologies in higher education] // Upravlencheskoe konsul'tirovanie. – 2020. – №3 (135). – S. 80–88. [in Russian]

Пичкова Л.С., Караваева Е.М., Кулемекова М.В. Роль цифровых технологий в изучении иностранного языка в контексте парадигмы непрерывного образования // Право и управление. XXI век. – 2023. – № 19(1). – С. 66–73. https://doi.org/10.24833/2073-8420-2023-1-66-66-73 / Pichkova L.S., Karavaeva E.M., Kulemekova M.V. Rol cifrovyh tehnologiy v izuchenii inostrannogo iazyka v kontekste paradigmy nepreryvnogo obrazovania [The role of digital technologies in learning a foreign language in the context of the continuous education paradigm] // Pravo i upravlenie. XXI vek. – 2023. – №19(1). – S. 66–73. https://doi.org/10.24833/2073-8420-2023-1-66-66-73 [in Russian]

Christopoulos A., Sprangers P. lntegration of educational technology during the Covid-19 pandemic: An analysis of teacher and student receptions // Cogent Education. – 2021. – №8 (1). – P. 1–21. https://doi.org/10.1080/2331186X.2021.1964690

Gencel I.E., Saracaloğlu S. The Effect of Layered Curriculum on Reflective Thinking and on Self-Directed Learning Readiness of prospective teachers // International Journal of Progressive Education, INASED. – 2018. – №14 (1). – P. 8–20. https://doi.org/10.29329/ijpe.2018.129.2 20. Межвузовский стандарт по применению искусственного интеллекта в образовании. АО «МУИТ», Алматы. – 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://enic-kazakhstan.edu.kz/files/1703569802/o-proekte-mezhvuzovskogo-standarta-po-primeneniyu-iskusstvennogo-intellekta.pdf (дата обращения: 12.07.2024) / Mejvuzovskiy standart po primeneniu iskusstvennogo intellekta v obrazovanii [Interuniversity standard on the application of artificial intelligence in education]. AO «MUIT», Almaty. – 2023. [Electronic resource]. URL: https://enic-kazakhstan.edu.kz/files/1703569802/o-proekte-mezhvuzovskogo-standarta-po-primeneniyu-iskusstvennogo-intellekta.pdf (date of access: 12.07.2024) [in Russian]

Pliakos K., Joo S.H., Park J.Y., Cornillie F., Vens C., Van den Noortgate W. Integrating machine learning into item response theory for addressing the cold start problem in adaptive learning systems // Computers & Education. – 2019. – №137. – P. 91–103. https://doi.org/10.1016/j.compedu.2019.04.009

Kabudi T., Pappas I., Olsen D. H. AI-enabled adaptive learning systems: A systematic mapping of the literature // Computers and Education: Artificial Intelligence. – 2021. – №2. – P. 1–17. https://doi.org/10.1016/j.caeai.2021.100017

AlTwijri L., Alghizzi T. Investigating the integration of artificial intelligence in English as foreign language classes for enhancing learners’ affective factors: A systematic review // Heliyon. – 2024. – №10 (10). – P. 1–12. https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2024.e31053

Liu A., Kong D. Research on the Teaching Mode of College English Based on Artificial Intelligence // Journal of Physics: Conference Series. – 2021. – №1848 (1). – P. 1–6. https://doi.org/10.1088/1742-6596/1848/1/012117

Dong Y. Application of Artificial Intelligence Software based on Semantic Web Technology in English Learning and Teaching // Journal of Internet Technology. – 2022. – №23(1). – P. 145–154. https://doi.org/10.53106/160792642022012301015

Khan A., Zeb I., Zhang Y., Tahir. Impact of emerging technologies on cognitive development: the mediating role of digital social support among higher education students. // IJERI: International Journal of Educational Research and Innovation. – 2023. – №20. – P. 1–15. https://doi.org/10.46661/ijeri.8362

Popat A., Tarrant C. Exploring adolescents’ perspectives on social media and mental health and well-being–A qualitative literature review // Clinical child psychology and psychiatry. – 2023. – №28(1). – P. 323–337. https://doi.org/10.1177/13591045221092884

Fernández Sánchez M., Garrido-Arroyo M., Porras-Masero I. Curricular integration of digital technologies in teaching processes // Frontiers in Education. – 2022. – №7. – P. 1–16. https://doi.org/10.3389/feduc.2022.1005499

Grimus M. Emerging Technologies: Impacting Learning, Pedagogy and Curriculum Development. In book: Emerging Technologies and Pedagogies in the Curriculum. – Singapore: Springer Nature, 2020. – P. 127–151. https://doi.org/10.1007/978-981-15-0618-5_8

Azamatova A., Bekeyeva N., Zhaxylikova K., Sarbassova A., Ilyassova N. The effect of using artificial intelligence and digital learning tools based on project-based learning approach in foreign language teaching on students' success and motivation. // International Journal of Education in Mathematics, Science, and Technology (IJEMST). – 2023. – 11(6). – P. 1458–1475. https://doi.org/10.46328/ijemst.3712

Загрузки

Опубликован

2024-09-30

Выпуск

Раздел

ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ