О проблеме формирования навыка чтения при обучении языка

Авторы

  • А. Бердикулова
  • Ш. Капантайкызы

Ключевые слова:

навыки чтения, речевая деятельность, методы обучения языку, коммуникативно направленное обучение, методы обучения

Аннотация

Сегодня очень важно изучить эффективные способы организации читательской деятельности, выявить пути развития техники изучения языка, определить требования к чтению текстов, изучить виды работы с текстом, способствующие получению конечного результата. В данной статье представлены результаты исследования роли чтения в овладении языком – одного из видов речевой деятельности, связанной с коммуникативной компетенцией. Проведен анализ научно-методических работ по данной теме, написанных в разные годы. В результате анализа были оценены указания и рекомендации ученых, связанные с развитием навыков чтения. Кроме того, в данной статье рассмотрены с научно-теоретической и методологической точки зрения эффективные способы и методы развития навыков чтения, виды работ по чтению текстов, приемы обучения и требования к чтению текстов. Также были анализированы ряд стратегий достижения хороших результатов при развитии навыка чтения обучающегося. Исследования показали, что метод развития навыков чтения должен выходить за рамки индивидуальной работы изучающего язык и ориентироваться на развитие продуктивной деятельности, которая ведет к общению с другими, позволяя им общаться.

Библиографические ссылки

ПАЙДАЛАНЫЛҒАН ӘДЕБИЕТТЕР ТІЗІМІ

Курманова А.К., Курманбаева Ш.К. Қатысымдық бағдарлы оқыту мәселесінің зерттелуі // Торайғыров университетінің Хабаршысы, Педагогикалық сериясы. – 2022. – №1. – Б. 400–412.

Оразбаева Ф. Тілдік қатынас пен қатысым әдісінің ғылыми-теориялық негіздері: пед. ғыл. докт. ... дисс. – Алматы, 1996. – 417 б.

Бейсенбекова Г.Т. Қазақ тілін басқа ұлт өкілдеріне оқылым әрекеті арқылы үйрету әдістемесі: пед. ғыл. канд. ... дисс. ‒ Алматы, 2001. ‒ 146 б.

Вайсбурд М.Л., Блохина С.А. Обучение пониманию иноязычного текста при чтении как поисковой деятельности. [Электронный ресурс] URL: https://studwood.ru/1815092/pedagogika/obuchenie_ponimaniyu_inostrannogo_ teksta (қаралған күні: 15.03.2022).

Оразбаева Ф. Тілдік қатынас. Шығармалар жинағы. 2-т. Тілдік қатынас: ғылыми монография. – Алматы: Ан-Арыс, 2019. – 584 б.

Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: продвинутый курс: пособие для студентов пед. вузов и учителей. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 219 с.

Колесникова И.Л., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. [Электронный ресурс] URL: https://dispace.edu.nstu.ru/didesk/course/show/2517/10 (қаралған күні: 16.03.2022).

Пассов Е.И., Кузнецова Е.С. Обучение чтению: учебное пособие. – Воронеж: Интерлингва, 2002. – 236 с.

Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Просвещение, 1991. – 287 с.

Коваль О.И. Самостоятельная работа при обучении чтению на иностранном языке // Вестник ВГАВТ, вып. 39. Раздел III. Философские, социально-педагогические и филологические науки. – 2014. – С. 79–82.

Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность: коллективная монография / под ред. А.А. Миролюбова. – Обнинск: Титул, 2010. – 464 с.

Леонтьев А.А. Некоторые проблемы обучения русскому языку как иностранному (психологические очерки). – М.: Изд-во МГУ, 1970. – 88 с.

Грузинская, И.А. Методика преподавания английского языка: учебное пособие. 5-е изд. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1947. 223 с. 14. Birkner V. Reading Comprehension in Teaching English as a Foreign Language. [Электронды ресурс] URL: https://www.monografias.com/trabajos68/readinscomprehension-teaching-english/readins-comprehension-teaching-english2.shtml (қаралған күні: 03/16/2022). 15. Железнова Е.Г. Чтение как один из способов обучения английскому языку // Научный вестник Южного института менеджмента. – 2019. – №1. – С. 110–114.

Рустемова С.К., Алимжанова Б.Е., Байгошкарова М.И., Бабжанова Р.Ж. Methods of teaching reading at English lessons // Молодой ученый. – 2015. – №11. – С. 1478–1481.

REFERENCES

Kurmanova A.K., Kurmanbaeva Sh.K. Qatysymdyq bagdarly oqytu maselesiniң zertteluі [Study of the problem of participatory-oriented learning] // Toraigyrov universitetіnіn Habarshysy, Pedagogikalyq seriyasy. – 2022. – №1. – B. 400–412. [in Kazakh]

Orazbaeva F. Tildik qatynas pen qatysym adisinin gylymi-teoriyalyq negizderi: ped. gyl. dokt. ... diss. [Scientific and theoretical foundations of the method of language communication and participation: diss.]. – Almaty, 1996. – 417 b. [in Kazakh]

Beisenbekova G.T. Qazaq tilіn basqa ult okilderine oqylym areketi arqyly uiretu adistemesi: ped. gyl. kand. ... diss. [Methods of teaching the Kazakh language to representatives of other nationalities through reading activities: diss.]. ‒ Almaty, 2001. ‒ 146 b. [in Kazakh]

Vaisburd M.L., Blohina S.A. Obuchenie ponimaniiu inoiazychnogo teksta pri chtenii kak poiskovoi deyatelnosti [Learning to understand a foreign language text when reading as a search activity]. [Electronic resource] URL: https://studwood.ru/1815092/pedagogika/obuchenie_ponimaniyu_inostrannogo_ teksta (qaralgan kuni: 15.03.2022). [in Russian]

Orazbaeva F. Tildik qatynas. Shygarmalar jinagy. 2-t. Tildik qatynas. Gylymi monografiia [Language communication. Collection of works. T 2. language communication: scientific monograph]. – Almaty: An-Arys, 2019. – 584 b. [in Kazakh]

Solovova E.N. Metodika obucheniia inostrannym iazykam: prodvinutyi kurs: posobie dlia studentov ped. vuzov i uchitelei [Methods of teaching foreign languages: advanced course: a manual for students and teachers]. – M.: AST: Astrel, 2008. – 219 s. [in Russian]

Kolesnikova I.L., Dolgina O.A. Anglo-russkiy terminologicheskiy spravochnik po metodike prepodavaniia inostrannyh iazykov [English-Russian terminological reference book on the methodology of teaching foreign languages]. [Electronic resource] URL: https://dispace.edu.nstu.ru/didesk/course/show/2517/10 (qaralgan kuni: 16.03.2022). [in Russian]

Passov E.I., Kuznecova E.S. Obuchenie chteniiu: uchebnoe posobie [Learning to read: a textbook]. – Voronej: Interlingva, 2002. – 236 s. [in Russian]

Rogova G.V., Rabinovich F.M., Saharova T.E. Metodika obucheniia inostrannym iazykam v srednei shkole [Methods of teaching foreign languages in secondary school]. – M.: Prosveshenie, 1991. – 287 s.[in Russian]

Koval O.I. Samostoyatelnaya rabota pri obuchenii chteniiu na inostrannom iazyke [Independent work in teaching reading in a foreign language] // Vestnik VGAVT, vyp. 39. Razdel III. Filosofskie, socialno-pedagogicheskie i filologicheskie nauki. – 2014. – S. 79–82. [in Russian]

Metodika obucheniia inostrannym iazykam: tradicii i sovremennost / pod red. A.A. Miroliubova. – Obninsk: Titul, 2010. – 464 s. [in Russian]

Leontiev A.A. Nekotorye problemy obucheniia russkomu iazyku kak inostrannomu (psihologicheskie ocherki) [Some problems of teaching Russian as a foreign language (psychological essays)]. – M.: Izd-vo MGU, 1970. – 88 s. [in Russian]

Gruzinskaya I.A. Metodika prepodavaniia angliiskogo iazyka: uchebnoe posobie [Methods of teaching English: textbook]. 5-e izd. – M.: Gosudarstvennoe uchebno-pedagogicheskoe izdatelstvo ministerstva prosvesheniia RSFSR, 1947. – 223 s. [in Russian] 14. Birkner V. Reading Comprehension in Teaching English as a Foreign Language. [Electrondy resurs] URL: https://www.monografias.com/trabajos68/readinscomprehension-teaching-english/readins-comprehension-teaching-english2.shtml (qaralgan kuni: 03/16/2022).

Jeleznova E.G. Chtenie kak odin iz sposobov obucheniia angliiskomu iazyku [Reading as one of the ways to learn English] // Nauchnyi vestnik Yujnogo instituta menedjmenta. – 2019. – №1. – S. 110–114. [in Russian]

Rustemova S.K., Alimjanova B.E., Baigoshkarova M.I., Babjanova R.J. Methods of teaching reading at English lessons // Molodoi uchenyi. – 2015. – №11. – S. 1478–1481.

Загрузки

Опубликован

2022-12-29

Выпуск

Раздел

ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ