Методика эффективного использования фильмов в формировании компетенций языковой и межкультурной коммуникации

Авторы

  • З. Жуматаева Назарбаев университет
  • С. Жуматаева Международный казахско-турецкий университет имени Ходжа Ахмеда Ясави

Ключевые слова:

межкультурная коммуникативная компетенция, кино, казахский язык, язык, культура, образование, методология.

Аннотация

В данном исследовании представлен анализ теории развития
межкультурной компетенции и теории использования фильмов в формировании
межкультурной коммуникативной компетенции при обучении иностранным языкам, а также
апробация методики использования фильмов в содержательных курсах данной компетенции
на курсах казахского языка. Развитие межкультурной коммуникативной компетенции – это
развитие способности выстраивать гармоничные и продуктивные отношения между
представителями разных культур. Межкультурная компетенция, признанная одним из
ключевых компонентов обучения в новом веке, поэтому увеличивается потребность в
адаптации методов и материалов обучения с целью повышения межкультурной
осведомленности будущих специалистов. Чтобы быть конкурентоспособными на
международной арене, быть готовыми к новым возможностям и различным вызовам,
современным молодым специалистам необходимо уметь формировать и развивать навыки
взаимодействия и сотрудничества в мультикультурной среде, межкультурных и деловых
отношениях, критическое мышление и равитие навыков использования передовых цифровых
технологий.
Результаты исследования, проведенного в рамках курса «Культурология и казахская
культура» с участием 45 студентов продвинутого уровня, показали, что практика
межкультурной компетенции развивает их позитивное отношение к своей культуре и
культуре других стран и повышает развитие общеязыковой компетенций.

Библиографические ссылки

Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. – М.: Русский язык, 1990. – 246 с.

Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. – М.: Слово/Slovo, 2000. – 624 с.

Садохин А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации [Language and intercultural communication]. – M.: Высшая школа. 2005. – 310 с.

Головлева Е.Л. Основы межкультурной коммуникации. – Ростов на Дону: Феникс, 2008. – 224 с.

Bennett J.M., Bennett M.J. Developing Intercultural Sensitivity: An integrative approach to global and domestic diversity / J.M. Bennet, M.J. Bennett // Handbook of Intercultural learning 3rd ed. / D. Landis, J.M. Bennett, M.J. Bennett. – Thousand Oaks, CA: Sage, 2004. – P. 147–165.

Wiseman R.L. Intercultural communication competence. In W.B. Gudykunst, & B. Mody (Eds.), Handbook of international and intercultural communication. Thousand Oaks, CA: Sage. – 2002. – P. 207–224.

Байрам М. Обучение и оценка межкультурной коммуникативной компетенции. Клеведон, Великобритания: Multilingual Matters Ltd. 1997. – 159 с.

Леонтович О.А. Россия и США. Введение в межкультурную коммуникацию: Руководство. – Волгоград, 2003. – 399 с.

Кунанбаева С.С. Теория и практика современного иноязычного образования. – Алматы, 2010. – 350 с.

Нурлыбекова А. Межкультурная компетенция в контексте культурного диалога. Материалы Международной научно-практической конференции. Польша, 2008. – 186 с.

Cardon P.W. Using Films to Learn About the Nature of Cross-Cultural Stereotypes in Cross-Cultural Business Communication Courses. Business Communication Quarterly. Volume 73, Number 2, June 2010. – P. 150–165.

Sturm J. Using film in the L2 classroom: A graduate course in film pedagogy. Foreign Language Annals. – 2012. – №45(2). – P. 246–259.

Wood D. Film communication theory and practice in teaching English as a foreign language. – New York, NY: Edwin Mellen Press, 1995. – 179 р.

Ельцова К.К. Менталитет народов в кино. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2003. – 210 с.

Канафьева В.В. Кино как наглядное пособие для изучения межкультурных аспектов // Вестник ПАГС. – 2013. – №5 (38). – С. 86–92.

Щукин А.Н. Методика обучения речевому общению на иностранном языке: Учебник для преподавателей и студентов языковых вузов. – Москва: Икар, 2011. – 454 с.

Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: углубленный курс: Учебник для студентов и преподавателей вузов. 2-е изд. – Москва: Астрель, 2010. – 238 с.

Комарова Ю.А. Использование видео при изучении языка в средней школе. Модернизация общего образования. – Санкт-Петербург, 2006. – 225 с.

Лихоманова Л.Ф., Серышева И.Л. Возможности использования видео в процессе обучения иностранному языку // Материалы научно-методической конференции Северо-Западного института управления. – 2011. – №1. – 293 с.

Ildiko Lazar. Incorporating intercultural communication training in language teacher education. ICCinTE ECML, Graz, October 12–16th. 2004. Workshop.

Mark Mallinger, Gerard Rossy. Film as a Lens for Teaching Culture: balancing concepts, ambiguity, and paradox // Journal of Management Education, 27. 2003. – P. 608–624.

Загрузки

Опубликован

2021-09-30

Выпуск

Раздел

ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ