Развитие алгоритмической компетенции учащихся на урοках математики с испοльзованием инфοрмационно-коммуникационных технолοгий

Авторы

  • Смагулов Е.Ж. Жетысуский университет имени И. Жансугурова
  • Карасёва Л.Н. Жетысуский университет имени И. Жансугурова

Ключевые слова:

алгоритмическая компетенция, математическая грамотность, грамотность в сфере ИКТ, обучение математике, информационно-коммуникационные технологии.

Аннотация

В данной статье приводится краткий обзор научных работ, авторы
которых проводят исследования в сфере обучения, направленного на развитие алгоритмической компетенции учащихся при обучении математике. Основная задача исследования – показать важность развития у учащихся алгоритмической компетенции с
помощью информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). А также, рассматривается понятие и формирование алгоритмической компетенции на занятиях математики посредством ИКТ. Описано подробное решение задачи с составлением алгоритма.
Предложенная модель решения задач по математике будет полезна для развития математической грамотности учащихся и грамотности учащихся в сфере ИКТ. Представлены элементы авторской методики преподавания предмета «математическая грамотность» с
применением алгоритмизации учебного процесса. Предлагаемая методика преподавания способствует развитию интуиции, логики у учащихся, ученики не боятся ошибиться, высказывая свой ответ, свою точку зрения. Обосновывается мысль о том, что развитие
алгоритмической компетенции у учащихся на уроках математики посредством ИКТ остается актуальной на сегодняшний день, так как это подчеркивается междунарοдными исследοваниями по прοграмме PISA (Prοgramme fοr Internatiοnal Student Assessment), где оцениваются математическая грамотность и грамотность в сфере информационно-коммуникативных технологий. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных, познавательных и практических задач, а также οценивать пοлученные результаты – это необходимость цифровизации современной жизни.

Библиографические ссылки

Мырзахметова А.Ж., Ильина Н.Ф. Современные тенденции в обновлении содержания школьного исторического образования в Республике Казахстан // Вестник КарГУ. – 2017. – №2(86). – С. 17–27. 2. Баймуханов Б.Б., Бекболганов Е.Ж., Избасарова М.А. Развитие логического мышления младших школьников как педагогическая проблема // Евразийский Союз Ученых. – 2016. – №1-3 (22). – С. 18–20. 3. Çetin Güler. Algorithmic Thinking Skills without Computers for Prospective Computer Science Teachers // Journal of Theoretical Educational Science. – 2021. – №14(4). – С. 570–585.

Шкерина Л.В. Измерение и оценивание уровня сформированности профессиональных компетенций студентов – будущих учителей математики: учебное пособие. – Красноярск: Красноярский гос.пед.инст. имени В.П. Астафьева, 2014. – 152 с.

Попова В.В. Формирование алгоритмической компетентности студентов – будущих ИКТ-специалистов в системе среднего профессионального образования в процессе обучения математике: дис. … канд. пед. наук. – Красноярск, 2019. – 233 с.

Корчемкина Ю.В. Формирование профессиональных компетенций студентов в курсе линейной алгебры на основе алгоритмического подхода // Педагогика и психология. – 2019. – №1(167). – С. 140–147. 7. Удовенко Л.Н. Уровни сформированности алгоритмических компетенций школьников // Ярославский педагогический вестник. – 2013. – № 1. – Том II. – С. 103–107.

Smagulov Y., Yessengabylov I. Factors in the productive use of information and communication technologies by mathematics teachers // Copyright © 2021 World Institute for Engineering and Technology Education (WIETE), ABN: 50 135 362 319 Last updated: 21 Nov. 2021.

Темербекова А.А., Чугунова И.В., Байгонакова Г.А. Методика обучения математике: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – ГорноАлтайск: РИО ГАГУ, 2013. – 352 с.

Temerbekova A. Algorithmic Thinking as One of the Factors Determining the Quality of the Educational Process in the Field of Mathematics, Computer Science and Project Activities // Selected Papers of the IV All-Russian scientific and practical conference with international participation «Distance Learning Technologies» (DLT 2019), Yalta, Crimea, September 16-21, 2019.

REFERENCES

Myrzakhmetova A.J., Ilyina N.F. Sovremennye tendentsii v obnovlenii soderzhanii schkolnogo istoricheskogo obrazovaniia v Respublike Kazakhstan [Modern trends in updating the content of school history education in the Republic of Kazakhstan] // Vestnik KarGu. 2017. – №2(86). – S.17-27. [in Russian]

Baimukhanov B.B., Bekbolganov E.J., Izbasarova M.A. Razvitie logicheskogo myschleniya mladschikh schkolnikov kak pedagogicheskaya problema [Development of logical thinking of younger schoolchildren as a pedagogical problem] // Eurasiskiy Soiuz Uchionykh. – 2016. – №1-3 (22). – S. 18–20. [in Russian]

Çetin Guler. Algorithmic Thinking Skills without Computers for Prospective Computer Science Teachers // Journal of Theoretical Educational Science. – 2021. – №14(4). – S. 570-585. [in English]

Shkerina L.V. Izmerenie i oсenivanie urovnia sformirovannosti professionalnyh kompetencii studentov – budushih uchitelei matematiki: uchebnoie posobiie [Measurement and assessment of the level of formation of professional competencies of students – future teachers of mathematics]. – Krasnoiarsk: Krasnojarskij gos.ped.inst. imeni V.P. Astafieva, 2014. – 152 s. [in Russian] 5. Popova V.V. Formirovanie algoritmicheskoi kompetentnosti studentov – budushih IKT-specialistov v sisteme professionalnogo obrazovaniia v processe obucheniia matematike: dis. … kand. ped. nauk [Formation of algorithmic competence of students - future ICT specialists in the system of secondary vocational education in the process of teaching mathematics: PhD in Sciences]. – Krasnoiarsk, 2019. – 233 s. [in Russian]

Korchemkina Yu.V. Formirovanie professional’nykh kompetentsiy studentov v kurse lineynoy algebry na osnove algoritmicheskogo podchoda [Formation of professional competencies of students in the course of linear algebra based on the algorithmic approach] // Pedagogika i psyhologia. – 2019. – №1(167). – S. 140–147. [in Russian]

Udovenko L.N. Urovni sformirovannosti algoritmicheskih kompetencii shkolnikov // Iaroslavskii pedagogicheskii vestnik [Levels of formation of algorithmic competencies of schoolchildren]. – 2013. – №1. – Tom II. – S. 103–107. [in Russian]

Smagulov Y., Yessengabylov I. Factors in the productive use of information and communication technologies by mathematics teachers // Copyright © 2021 World Institute for Engineering and Technology Education (WIETE), ABN: 50 135 362 319 Last updated: 21 Nov 2021.

Temerbekova A.A., Chugunova I.V., Baigonakovа G.A. Metodika obucheniya matematike: ucheb. posobiye dlia stud. vyssh. ucheb. zavedenii [Methods of teaching mathematics: textbook for students high institutions]. – Gorno-Altaisk: RIO GAGU, 2013. – 352 s. [in Russian]

Temerbekova A. Algorithmic Thinking as One of the Factors Determining the Quality of the Educational Process in the Field of Mathematics, Computer Science and Project Activities // Selected Papers of the IV All-Russian scientific and practical conference with international participation «Distance Learning Technologies» (DLT 2019), Yalta, Crimea, September 16-21, 2019.

Загрузки

Опубликован

2022-09-30

Выпуск

Раздел

ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ