ОТЕЦ, СЫН И СВЯТАЯ ВОДА: СВЯТОСТЬ ВО ВРЕМЯ ВЗРОСЛЕНИЯ ГЕРОЯ В ДАСТАНЕ КЁРОГЛЫ ИРАНСКИХ ТЮРКОВ
157 138
Ключевые слова:
дастан Кѐроглы, Мехтер Алы, Кѐроглы, святость, взросление.Аннотация
Главный герой эпоса Кѐроглы, который является одним из самых распространенных эпосов от Балкан до Восточного Туркестана и признанный общей ценностью тюркского мира, упоминается словами Кѐроглы или Гороглу, что означает «сын слепого» или «рожденного в могиле». Мудрая личность отца Кѐроглы, Мехтера Алы, играет роль в становлении героя в «Эпосе Мехтер Алы», в котором воспевается появление этого героя, имя которого Кѐроглы, в повествованиях иранских тюрков.В данной статье, в которой рассматриваются знаки, считающиеся священными в этом взрослении, и то, как мудрость Мехтера Алы строится в эпическом повествовании, признаки необычайного, полученные при взрослении как героя, так и его коня, иллюстрируются в нескольких ответвлениях эпоса Кѐроглы, составленного в той же стране. Взросление героя (Уршана), которого в этой ветви назовут Кѐроглы, развивается по мере того, как Мехтер Алы, осознающий исключительные силы, данные ему природой, превращает своего сына Уршана, обычного человека, в героя, используя свою мудрость. В повествовании на всех этапах взросления героя, Уршан, благодаря мудрости своего отца, имел меч(Мысри кылыч),сделанный из камня молнии, который считается священным в тюркской культуре, лошадей (Кырат и Дорат), которые являются дополнением и самым важным помощником героя, стратегическое место (Чамлыбель), где он поселился, и, наконец, святую воду (Коша Булак), которая является самым действенным оружием героя и помогает ему как в любви, так и в победе над врагом. В этом исследовании мы рассмотрим мудрость Мехтера Алы и взросление Кѐроглы, а также показатели, которые эффективны для превращения человека в героя.
Библиографические ссылки
Chodzko, Alexander. Specimen of the Popular Poetry of Persia, as Found in the Adventures and Improvisations of Kurroglou, the Bandit-Minstrel of Northern Persia, and in the Songs of the People Inhabiting the Shores of the Caspian Sea; Orally Collected and Translated, with Philological and Historical Notes by Alexander Chodzko. London: Printed for the Oriental Translation Fund of Great Britain and Ireland. 1842.
Özdamar, Fazıl. (2019). Köroğlu’nun Ġran Türkleri Anlatmaları Üzerine Bir Ġnceleme. (Tez No.578246) [Doktora tezi, Ege Üniversitesi]. YÖK Tez Merkezi. https://tez.yok.gov.tr/UlusalTezMerkezi/sistemGiris.jsp
Karadavut, Zekeriya. Köroğlu’nun Ortaya ÇıkıĢı. BiĢkek: Kırgızistan-Türkiye Manas Üniversitesi Yay. 2002.
Ekici, Metin. Türk Dünyasında Köroğlu (Ġlk Kol) -Ġnceleme ve Metinler-. Ankara: Akçağ Yay. 2004.
ÂĢık Ali Ġbadî (Karahanlı): 1972 doğumlu. Derleme, 03.09.2016‘da Tebriz‘de yapılmıĢtır.
Hacıyeva, Maarife; Köktürk, ġahin; PaĢayeva, Mehebbet. Azerbaycan Folklor ve Etnoğrafya Sözlüğü. Ankara: KB Yay. 1999.
Kaya, Doğan. YaĢnâmeler. Ankara: Akçağ Yay. 2004.
TDK Sözlük (2021). https://sozluk.gov.tr/ [eriĢim tarihi: 26.05.2021]
Kuçuradi, Ġoanna. Sanata Felsefeyle Bakmak. Ankara: Ayraç Yay. 1997.
Önal, Mehmet Naci. ―Kutsalın Türk Kültüründeki Ġzleri: Tanrısal Simgecilik‖, Millî Folklor Dergisi. S 84, s. 57-72.
Örnek, Sedat Veyis. ―Türk Folklorunda Ad Seçme ve Ad Koyma‖, Boğaziçi Üniversitesi Halk Bilimi Yıllığı 1975. Ġstanbul: Boğaziçi Üniversitesi, Folklor Kulübü Yay., 1975. s. 101-112.
Konukçu, Enver. ―Begüm‖, Türkiye Diyanet Vakfı Ġslam Ansiklopedisi. 1992. C 5, s. 344.
Bekki, Salahaddin. ―Türkiye‘de Epitetler Üzerine Yapılan ÇalıĢmalar ve Köroğlu‘nun Bir ġiirinin Tahlili‖, Millî Folklor. S 95, 2012. s. 202-214.
Raglan, Lord. ―Geleneksel Kahraman‖, çev.: Metin Ekici, Millî Folklor Dergisi. S 37, 1998. s. 126-138.
Yıldız, Naciye. ―Türk Destanlarında ‗Çocuksuzluk‘‖, Millî Folklor Dergisi. S 82, 2009. s. 76-88.
Çelebi, Mehmet Surur. Türk Halk Kültüründe Rüya. Konya: Kömen Yay. 2017.
Kara Düzgün, Ülkü. ―Türk Destanlarında Merkezi Kahraman Tipinin Tipolojisi‖, Folklor/Edebiyat. 2012. S 69, s. 9-46.
Bang W. ve Rahmeti, G. R. Oğuz Kağan Destanı. Ġstanbul: Burhaneddin Basımevi. 1936.
Ergin, Muharrem. Dede Korkut Kitabı I (GiriĢ-Metin-Faksimile). 4. Baskı, Ankara: TDK Yay. 1997.
Balkaya, Adem. Halk Anlatılarında Kahramanın Yardımcıları-Anaomik Sınırlılığı AĢmadan Kutsalın Görüntü Biçimlerine. Erzurum: Fenomen Yay. 2015.
Mahir, Behçet (anl.) Köroğlu Destanı. Kaplan, Mehmet; Akalın, Mehmet; Bali, Muhan (drl.). AÜ Yay. 1973.
Eliade, Mircea. Demirciler ve Simyacılar. çev.: Mehmet Emin Özcan, Ġstanbul: Kabalcı Yay. 2003.
Eliade, Mircea. Babil Simyası ve Kozmolojisi. çev.: Mehmet Emin Özcan, Ġstanbul: Kabalcı Yay. 2002.
Beydilli, Celal. Türk Mitolojisi Ansiklopedik Sözlük. çev.: Eren Ercan, Ankara: Yurt Kitap Yay. 2004.
Hakkı, Behruz ―Türk Mitolojisi Köroğlu‘da SavaĢ Tanrısı Bozkurt ve Misrî Kılıç‖, Uluslararası Köroğlu, Bolu Tarihi ve Kültürü Sempozyumu Bildirileri (17-18 Ekim 2009). Bolu: BAMER Yay., 2009. s. 321-334.
Tilav, Abdullah Murat. ―Sudan Çıkan At‖, akt.: Selami Fedakar, Millî Folklor Dergisi. 1997. S 34, s. 60-63.
Vural, Feyzan Göher. Ġslamiyet’ten Önceki Türklerde Kültür ve Müzik: Hun, Kök Türk ve Uygur Devletleri. Ġstanbul: Ötüken NeĢriyat. 2016.
Abbaslı, Ġsrafil ve Abdulla, Behlul. (Haz.) Koroğlu. Bakü: Lider NeĢriyyat. 2005.
Rezzaki, Mehemmed. ―Zengan ÂĢık Muhitinde Koroğlu‘nun Derbend Seferi‖, IV. Uluslararası Bolu Halk Kültürü ve Köroğlu Sempozyumu Bildirileri. Ġstanbul: Akçağ Yay., 2015. s. 729-749.
Ryley Scott, George. ĠĢkencenin Tarihi. çev.: Hamide Koyukan, Ankara: Dost Kitabevi Yay. 1995.
Arat, ReĢit Rahmeti. Baburnâme (Babur’un Hatıratı) I. Ġstanbul: Millî Eğitim Basımevi. 1970.
Akün, Ömer Faruk. (1991). ―Bâbürnâme‖, Türkiye Diyanet Vakfı Ġslam Ansiklopedisi. C 4, s. 404-408.
Pakalın, Mehmet Zeki. Osmanlı Tarih Deyimleri ve Terimleri Sözlüğü. C II, Ankara: MEB Yay. 1993.
Finkel, Caroline. Rüyadan Ġmparatorluğa Osmanlı / Osmanlı Ġmparatorluğu’nun Öyküsü 1300-1923. çev.: Zülal Kılıç, Ġstanbul: TimaĢ Yay. 2017.
Arık, Feda ġamil. ―Eski Türk Ceza Hukukuna Dair Notlar I. Suçlar ve Cezalar‖, Tarih AraĢtırmaları Dergisi. C 17, 1963. S 28, s. 1-50.
Roux, Jean Paul. Türklerin ve Moğolların Eski Dini. çev.: Aykut Kazancıgil, Ġstanbul: Kabalcı Yay. 2002.
Esin, Emel. Orta Asya’dan Osmanlı’ya Türk Sanatında Ġkonografik Motifler. Ġstanbul: Kabalcı Yay. 2004.
Elçin, ġükrü. Halk Edebiyatı AraĢtırmaları II. Ankara: KTB Yay. 1988.
Seyidoğlu, Bilge. Mitoloji Üzerine AraĢtırmalar (Metinler ve Tahliller). Ġstanbul: Dergâh Yay. 2015.
ġenocak, Ebru. ―Köroğlu Destanı‘nda Simgesel Değerler‖, 21. Yüzyılda Köroğlu ve Bolu AraĢtırmaları, Uluslararası Köroğlu, Bolu Tarihi ve Kültürü Sempozyumu Bildirileri, 17-18 Ekim 2009, Bolu/Türkiye. Bolu: BAMER Yay., 2011. s. 618-634.
Arsunar, Ferruh. (drl.) Köroğlu. Ankara: Türkiye ĠĢ Bankası Kültür Yay. 1963.
Karayev, Safa. ―Oedipus Kompleksinin Kültürdeki ĠliĢkilere Etkisi: Alı KiĢi ve Köroğlu‖, VI. Uluslararası Köroğlu Sempozyumu -Köroğlu ve Türk Dünyası Destan Kahramanları- Bildiriler Kitabı. Ġstanbul: AĠBÜ BAMER Yay., 2016. s. 637-652.