ФРАНЦУЗСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИСЛАМСКИХ ВОПРОСОВ В ПОСТСОВЕТСКОЙ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ: ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
3 45
Ключевые слова:
Центральная Азия, постсоветский ислам, французский ориентализм, историография, эпистемология, Оливье Руа, Стефан Дудуаньон, Байрам Балджи, повседневный ислам, государственно-религиозные отношения, terrain.Аннотация
В данной статье представлен всесторонний и критический историографический анализ французской исследовательской школы, изучающей социально-политическую и культурную динамику ислама в постсоветской Центральной Азии. Исследование основано на качественной методологии, в частности на систематическом анализе источников с применением тематического и диахронного подходов. Основная цель работы — проследить эпистемологическую и методологическую эволюцию французских исследований с 1991 года по настоящее время, выявить ключевые парадигмальные изменения и определить особое место этой школы в мировой системе центральноазиатских исследований.
Анализ показывает, что французская школа прошла три основных интеллектуальных этапа: [1] Фундаментальный период 1990-х годов, когда внимание исследователей было сосредоточено на деконструкции парадигмы «политического ислама» и отказе от геополитического алармизма (О. Руа); [2] Антропологический поворот в 2000-е годы, связанный с переориентацией исследований на изучение «повседневного ислама», локальных практик, исторических традиций (С. Дудуаньон) и гендерных аспектов (Х. Фати); [3] Современный этап, характеризующийся появлением новых и более сложных тем, таких как транснациональные религиозные движения (Б. Балджи) и инструментализация религии государством (С. Пейруз).
В статье проводится сравнительный анализ методологических особенностей французской школы — таких как акцент на terrain (полевые исследования), longue durée (долгосрочная историческая перспектива) и деэссенциализация ислама — с подходами англоязычной и российской академических традиций. Также рассматриваются определённые методологические ограничения и проблемные аспекты французской школы.
В заключение статья оценивает фундаментальный вклад французских исследований в освобождение изучения ислама в регионе от упрощённых схем и раскрытие его сложной социальной реальности.