ТЮРКИЗМ НАЧАЛА ХХ ВЕКА КАК ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
50
Ключевые слова:
Джадидизм. Тюркизм. Мусульманское движение. «Союз российских мусульман». Мусульманский съезд.Аннотация
Тюрко-мусульманские народы в целом к началу ХХ столетия находилось на ранних стадиях перехода от традиционного, аграрного общества к гражданскому, индустриальному. О замедленной динамике процессов модернизации в его среде свидетельствовала социальная структура тюрко-мусульманского населения России. Кроме того, традиционализм в среде тюрко-мусульман базировалься на стойком религиозном сознании, коллективистской психологии мусульманской уммы. Одновременно с исламским реформаторством в тюрко-мусульманском обществе крепло светское направления философской мысли – просветительство, ориентированное на ценности европейского просвещения. Синтез базовых идей мусульманского реформаторства и просветительства стал концептуальной основой особой формы национального религиозно-культурного и общественно-политического движения среди российских тюрко-мусульман – тюркизма. Тюркизм как движение было направлено на создание национальной светской школы, реформирование конфессионального образования и всего образа жизни и быта тюрко-мусульманских народов на европейский лад.
Необходимость достижения поставленной цели потребовало от них участия в общероссийской политической борьбе и создания собственной политической элиты. Формировалась она, как правило, из представителей образованных «верхов»- элитных слоев населения (дворянства, духовенства, интеллигенции). Среди идейно-политических воззрений тюрко-мусульманской политической элиты доминировали умеренно оппозиционные взгляды, обусловленные как социальным благополучием их носителей, так и этно-религиозными ментальными традициями тех народов, от имени которых они выступали. Возглавляемое национальной элитой общественно-политическое движение тюрко-мусульман было оппозиционно российской власти. Провоцировалась эта оппозиционность религиозной и национальной политикой православного государства.