ТЮРКИЗМ НАЧАЛА ХХ ВЕКА КАК ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

50

Авторы

  • Магрипа Жолсеитова Международный казахско-турецкий университет имени Х.А. Ясави https://orcid.org/0000-0001-7296-2653
  • Мурат Беркинбоев Международный казахско-турецкий университет имени Х.А. Ясави

Ключевые слова:

Джадидизм. Тюркизм. Мусульманское движение. «Союз российских мусульман». Мусульманский съезд.

Аннотация

Тюрко-мусульманские народы в целом к началу ХХ столетия находилось на ранних стадиях перехода от традиционного, аграрного общества  к гражданскому, индустриальному. О замедленной динамике процессов  модернизации  в его среде свидетельствовала  социальная структура тюрко-мусульманского населения России. Кроме того, традиционализм в среде тюрко-мусульман базировалься на стойком религиозном сознании, коллективистской психологии мусульманской уммы. Одновременно с исламским реформаторством в тюрко-мусульманском обществе крепло светское направления философской мысли – просветительство, ориентированное на ценности европейского просвещения. Синтез базовых идей мусульманского реформаторства и просветительства  стал концептуальной основой особой формы национального религиозно-культурного и общественно-политического движения среди российских тюрко-мусульман – тюркизма. Тюркизм как движение было направлено на создание национальной светской школы, реформирование конфессионального образования и всего образа жизни и быта тюрко-мусульманских народов на европейский лад.

       Необходимость достижения поставленной цели потребовало от них участия в общероссийской политической борьбе и создания собственной политической элиты. Формировалась она, как правило, из представителей образованных «верхов»- элитных слоев населения  (дворянства, духовенства, интеллигенции). Среди идейно-политических воззрений тюрко-мусульманской политической элиты доминировали умеренно  оппозиционные взгляды, обусловленные как социальным благополучием их носителей, так и этно-религиозными ментальными  традициями тех народов, от имени которых они выступали. Возглавляемое национальной элитой  общественно-политическое движение тюрко-мусульман было оппозиционно российской власти. Провоцировалась эта оппозиционность  религиозной и национальной политикой православного государства.

Биографии авторов

Магрипа Жолсеитова, Международный казахско-турецкий университет имени Х.А. Ясави

кандидат исторических наук

 доцент Международного казахско-турецкого университета имени Х.А. Ясави (Казахстан, Туркестан)

Мурат Беркинбоев, Международный казахско-турецкий университет имени Х.А. Ясави

магистрант Международного казахско-турецкого университета имени Ходжи Ахмеда Ясави

(Kazakhstan, Turkistan)

Опубликован

2024-12-26

Выпуск

Раздел

История