ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАЗДЕЛА «СТЕРЕОМЕТРИЯ»

102 109 0

Авторы

  • Б. Алиханова Международный казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмеда Ясави
  • Г. Утебаева Международный казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмеда Ясави

Ключевые слова:

исследовательская способность, деятельность, формирование, стереометрия, критическое мышление, пространственное мышление, творчество.

Аннотация

В статье рассматривается важность выработки опыта исследовательской деятельности обучающихся при изучении геометрии, а в частности раздела «Стереометрия». Актуальность исследования заключается в развитии педагогической практики учителей математики для формирования навыков исследовательской деятельности учащихся старших классов, которые лучше определяют поисковую способность, критическое мышление через обдумывание, осмысление при решении задач. В процессе проведения исследования для выработки способности мышления ученика, была проанализирована собственная педагогическая практика преподавания. На уроках геометрии применялись методы преподавания для формирования исследовательских способностей при решении задач обучающимися: умение работать с текстом, записывать краткую запись, применять теоретический материал, работать с дополнительными линиями. Для разработки теоретического материала, определения исследовательской деятельности обучающихся были изучены передовые работы ученых-педагогов, и исследовательская практика методом педагогического анализа.
В результате наблюдения и исследования педагогической практики преподавания, было замечено, что дети больше начали интересоваться геометрией, пространственно мыслить, появилось осмысленное понимание предмета. Была организована исследовательская деятельность учеников через математические проекты. При работе с проектом, у учеников наблюдалась активность изучения новых тем, самооценка, мотивация к развитию, навыки к поисковой работе, умение исследовать. При наблюдении за процессом обучения геометрии, установлено, что выработка исследовательских способностей при решении задач увеличили процент качества обучения. Поэтому необходимо учителю математики внедрять в свою практику преподавания больше задач стереометрического направления, которые рассчитаны на формирование критического мышления и представление пространственного мышления. Для формирования мотивации, самооценки обучающегося учителя математики могут организовать работу над проектами.

Библиографические ссылки

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Виноградова Н.Ф. Как организовать личностно-ориентированное образование в начальной школе. М., Начальная школа, 2001. – № 9. – 10–15 с.

Olivares S. Facultad de Psicologia, Avda. de la Merced / Analysis of mathematical problem-posing ability Spain, 2013. – Р.109–131. https://www.scopus.com/sourceid/18800156721?origin=resultslist

Villalba Ernesto. European Center for the Development of Vocational Training. / Thermi, Greece, 2016. – Р. 123–131 https://www.scopus.com/display/book.uri?sourceId=21100945363&requestedPage=book

Wang Shuilan, Hong Kong Normal University. // European Review of Applied Psychology. – 2019. –Vol. 62. – Iss. 2. – P. 49-62 https://www.scopus.com/sourceid/5700171852?origin=resultslist

Mukhametzyanova A.G. The Effects of Cognitive and Meta-Cognitive Methods of Teaching in Mathematics Procedia // Social and Behavioral Sciences. – 2012. – Vol. 46. – P. 5894-5899 https://www.scopus.com/sourceid/130053?origin=resultslist/

Асланян И.В. Методика контроля развития пространственного мышления 5-6 классов средней школы при изучении геометрического материала – М.: ООО «Издательский центр «Академия», 2006. – 432 с.

Подходова Н.С. Программа курса «Ориентируемся в пространстве, представляем, мыслим» (образная геометрия с элементами логики для учащихся 5-6 классов). — Москва: Издательство Юрайт, 2018. – 460 с.

Серюкова А.С. Методические подходы к организации пошагового решения обучающимися средней школы задач по стереометрии // А.С.Серюкова, С.А. Подпятникова // Вестник совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. – Челябинск, 2019. – №4. – 12–24 с.

Смирнова И.М. Задачи на нахождение объёмов многогранников, развивающие пространственные представления / И.М. Смирнова, В.А. Смирнов // Математика в школе. – 2012. – №10. – 28–34 с.

Середенко П.В. Развитие исследовательских умений и навыков младших школьников в условиях перехода к образовательным стандартам нового поколения: Монография. Южно-Сахалинск. СахГУ, 2014, – 208 – 138 с.

Макарченко М.Г. Контекстуальный анализ учебных текстов по математике. Известия РГПУ имени А.И. Герцена. – 2008. – №11. – 268–276 с.

Крайнева С.В. Психологические особенности процесса решения прикладных естественнонаучных задач / С.В. Крайнева, О.Р. Шефер // Психология обучения. – 2018. –№6. –139–145 с.

Фридман Л.М., Турецкий Е.Н. Как научиться решать задачи / Л.М. Фридман, Е.Н. Турецкий // М. Просвещение. – 1989. – 192 с .

Санина Е.И. Развитие пространственного мышления в процессе обучения стереометрии / Е.И. Санина, О.А. Гришина // Вестник РУДН. Психология и педагогика, 2013. – №4. – 99–102 с.

Шефер О.Р. Комплексные задачи по физике как средства достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов: монография / О.Р. Шефер, Ю.Г. Ваганова // Челябинск, 2014. – 196 с.

Фридман Л.М. Теоретические основы методики обучения математике. Уч. пос. Едиториал УРСС – 2005. – 248 с.

Панкратова Л.В. О формировании исследовательской компетентности школьников в условиях современного математического образования. – 2011. – 84 с.

Мазяркина Т.В. Педагогические науки / Т.В. Мазяркина, С.В. Первак // Современные наукоемкие технологии. –2011. – №1 – 121–123 с.

Мухина В.С. Психологический смысл исследовательской деятельности для развития личности. Школьные технологии. – 2006. – № 2. – 19 с.

Обухов А.С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. Народное образование .– 1999. – № 10. – 159 с.

Сефибеков С.Р. Формирование исследовательской деятельности школьников по математике на основе авторских разработок. Махачкала. – 2004.– 3 с.

REFERENCES

Vinogradova N.F. Kak organizovat lichnostno-orientirovannoe obrazovanie v nachalnoi chkole [How to organize personality-oriented education in elementary school]. М., – Elementary School, 2001. – No. 9. 10–15 s. [in Russian]

Olivares S. Facultad de Psicologia, Avda. de la Merced / Analysis of mathematical problem-posing ability Spain, 2013. – Р.109–131. https://www.scopus.com/sourceid/18800156721?origin=resultslist [in English]

Villalba, Ernesto. European Center for the Development of Vocational Training. / Thermi, Greece, 2016. – Р. 123–131 https://www.scopus.com/display/book.uri?sourceId=21100945363&requestedPage=book [in English]

Wang, Shuilan, Hong Kong Normal University. // European Review of Applied Psychology. – 2019. –Vol. 62. – Iss. 2. – P. 49–62 https://www.scopus.com/sourceid/5700171852?origin=resultslist [in English]

Mukhametzyanova A.G. The Effects of Cognitive and Meta-Cognitive Methods of Teaching in Mathematics Procedia // Social and Behavioral Sciences. – 2012. – Vol. 46. – P. 5894–5899 https://www.scopus.com/sourceid/130053?origin=resultslist/ [in English]

Yakimanskaya I.S. Razvitie prostranstvennogo michlenia chkolnikov [Development of spatial thinking of schoolchildren]. – Pedagogy, 1980. [in Russian]

Aslanyan I.V. Metodika kontrola razvitia prostranstvennogo miachlenia 5-6 klassov srednei chkolia pri izuchenii geometricheskogo materiala [Methods for controlling the development of spatial thinking in grades 5-6 of high school in the study of geometric material], – 2006. [in Russian]

Podkhodova N.S. Programma kursa «Orientiruemsa v prostranstve, predstavlaem, miaslim» (obraznaia geometria s elementami logiki dlia uchachihsia 5-6 klassov) [The program of the course «Orienting in space, imagine, think» (figurative geometry with elements of logic for students in grades 5-6)]. – P. 4. [in Russian]

Seryukova A.S. Metodicheskie podphodia k organizacii pochagovogo rechenia obuchaiuchimisa srednei chkolia zadach po stereometrii [Methodical approaches to the organization of a step-by-step solution by students of a secondary school of problems in stereometry] / A.S. Seryukova, S.A. Podpyatnikova // Bulletin of the Council of Young Scientists and Specialists of the Chelyabinsk Region. – Chelyabinsk, 2019. – No. 4. –12–24 s. [in Russian]

Smirnova I.M. Zadachi na nahogdenie obemov mnogogrannikov, razvivaiuchie prostranstvennie predstavlenia [Problems for finding the volumes of polyhedra, developing spatial representations] / I.M. Smirnova, V.A. Smirnov // Mathematics at school. – 2012. – No.10. – 28–34 s. [in Russian]

Seredenko P.V. Razvitie issledovatelskiph umenii I navikov mladchiph chkolnikov v usloviiaph perephoda k obrazovatelnim standartam novogo pokolenia: monographia / [Development of research skills and abilities of junior schoolchildren in the context of the transition to the educational standards of the new generation: monograph]. – Yuzhno–Sakhalinsk. Sakhalin State University, 2014, – 208 – P.138. [in Russian]

Makarchenko M.G. Kontecstualnia analiz uchebniph tekstov po matematike [Contextual analysis of educational texts in mathematics]. – Proceedings of the Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen,2008. –#11. – 268–276 s. [in Russian]

Kraineva S.V. Psiphologicheskie osobennosti processa rechenia prikladniph estesstvennonauchniph zadaph [Psychological features of the process of solving applied natural science problems] / S.V. Kraineva, O.R. Shefer // – Educational Psychology, 2018. – #6. –WITH. 139–145 s. [in Russian]

Fridman L.M., Turetsky E.N. Kak nauchitsia rechat zadachi [How to learn to solve problems ]/ L.M. Fridman, E.N. Turetsky // – M. Enlightenment,1989. – P.192. [in Russian]

Sanina E.I. Razvitie prostranstvennogo miachlenia v processe obuchenia stereometrii [Development of spatial thinking in the process of teaching stereometry] / E.I. Sanina, O.A. Grishina // – Bulletin of RUDN University. Psychology and Pedagogy, 2013.– No. 4. – WITH . 99–102 s. [in Russian]

Shefer O.R. Kompleksniae zadachi po fizike kak sredstva doctigenia obuchauchimisia metapredmetniph I predmetniph rezultatov: monographia/ [Complex tasks in physics as a means for students to achieve meta–subject and subject results: monograph] / O.R. Shefer, Yu.G. Vaganova //– Chelyabinsk, 2014. – P. 196. [in Russian]

Fridman L.M. Teoreticheskie osnovi metodiki obuchenia matematike [Theoretical foundations of the methodology of teaching mathematics]. – Uch. settlement Editorial URSS, 2005. – 248 p. [in Russian]

Pankratova L.V. O phormirovanii issledovatelskoi kompetentnosti chkolnikov v usloviaph sovremennogo matematicheskogo obrazovania [On the formation of research competence of schoolchildren in the conditions of modern mathematical education], 2011. – S. 84. [in Russian]

Mazyarkina T.V. Pedagogicheskie nauki [Pedagogical Sciences] / T.V. Mazyarkina, S.V. Pervak // – Modern science–intensive technologies, 2011. – No.1 – 121–123 s. [in Russian]

Mukhina V.S. Psiphologicheskii smiasl issledovatelskoi deiatelnosti dlia razvitia lichnosti [The psychological meaning of research activities for the development of personality]. – School technologies, 2006. – No. 2. – 19 s. [in Russian]

Obukhov A.S. Issledovatelskaia deiatelnoct kak sposob phormirovania mirovozrenia [Research activity as a way of forming a worldview. Public education]. – 1999. – No. 10. 159 s. [in Russian]

Sefibekov S.R. Phormirovanie issledovatelskoi deiatelnosti chkolnikov po matematike na osnove avtorskih razrabotok [Formation of research activity of schoolchildren in mathematics on the basis of author's developments]. – Makhachkala, 2004. – S. 3. [in Russian]

Загрузки

Опубликован

2023-03-30