Изучение обучающих материалов CLIL
188 242
Ключевые слова:
предметно-языковое интегрированное рбучение, CLIL, учебные материалы, специализированные CLIL-материалы, соответствие между учащимися и учебным материалом, адаптация к языковому уровнюАннотация
Предметно-языковое интегрированное обучение как широко используемая и востребованная технология в области обучения иностранному языку не так давно начала
внедряться в практику средних общеобразовательных школ в нашей стране. Cвязанные с внедрением CLIL проблемам, можно отнести культурный, языковой и профессиональный опыт учителей (и обучающихся), относительную неподготовленность учителей к использованию этого сложного и комплексного подхода, проблемы оценки в контексте двустороннего, т.е. предметно-языкового образования и, что наиболее важно, ограниченный
доступ к специализированным учебным материалам по CLIL. При этом поиск, адаптация и подготовка подходящего и привлекательного учебного материала, соответствующего
языковому уровню учащихся и учитывающего их возрастные особенности, - это работа, требующая много времени, труда и специальных компетенций. Не секрет, что серьезных исследований в этой области нет. В предлагаемой статье рассматриваются учебные материалы, используемые при предметно-языковом интегрированном обучении в качестве одной из актуальных проблем в этой области. С каким учебным материалом предпочитают работать учителя и ученики и почему? Учителя составляют дополнительные учебные материалы, не ограничиваясь использованием готовых учебных пособий. Как воспринимаются учащимися учебные материалы, которые помогают учителю адаптироваться к языковому уровню учащихся, ориентируясь на соответствие между учащимися и учебным материалом, тем самым улучшая самостоятельность учащихся и создавая безопасную учебную среду?
Мы считаем, что наши результаты могут рассматриваться как отправная точка для будущих исследований в области теории и практики разработки учебных материалов CLIL на курсах подготовки учителей и повышения квалификации предметных учителей, задействованных в процесс полилингвального обучения.
Библиографические ссылки
Coyle, D., Hood, P. and Marsh, D. (2010) CLIL. Content and Language Integrated Learning. Cambridge: Cambridge University Press.
Mehisto, P., Marsh, D. and Frigols, M. (2008) Uncovering CLIL. Content and Language Integrated Learning in Bilingual and Multilingual Education. Oxford: Macmillan Education.
[Электронды ресурс]. URL: http://europa.eu/documents/comm/white_papers/pdf/com95_590_en.pdf:33
Makiranta, P. (2014) CLIL Teachers as Materials Designers. MA Thesis. [Электронды ресурс]. URL: https://jyx.jyu.fi/dspace/bitstream/handle/123456789/43689/URN%3ANBN%3 Afi%3Ajyu-201406122008.pdf?sequence=1
Tomlinson, B. (2003) Introduction: Are Materials Developing? In: B. Tomlinson (ed.) Developing materials for language teaching. London: Continuum. 1-11.
Morton, T. (2013). Critically evaluating materials for CLIL: Practitioners’ practices and perspectives. In J. Gray (Ed.), Critical perspectives on language teaching materials (pp. 111–136). Basingstoke, UK: Palgrave Macmillan. 7. Исабекова Г., Дүйсенова Н.Т. (2020) CLIL сабағында АКТ қолдана отырып оқу материалдарын құрастырудың дидактикалық жағы // Дулати университетінің Хабаршысы, «Педагогикалық ғылымдар» сериясы. – 2020 ж. – №3 (43). – Б. 119–124.
Чусляева Е.А. Content and language integrated learning – Интегрирование преподавания иностранного языка и других учебных дисциплин // «…И помнит мир спасенный…»: сб. науч. тр. по итогам Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 70-летию Победы в Великой Отечеств. войне, 20 апр. 2015 г., г. Саратов: в 2 ч. / Саратов. социал.-экон. ин-т; отв. ред. Н.С. Яшин. – Саратов, 2015. – Ч. 1. – С. 269–270.
Mehisto P. (2012) Criteria for producing CLIL learning material. [Electronic resource]. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED539729.pdf. (Қаралған күні 21.01.2022)
Мектептердің оқу үдерісінде CLIL-технологияны қолдану бойынша әдістемелік ұсынымдар. – Астана: Ы. Алтынсарин атындағы Ұлттық білім академиясы, 2018. – 73 б.