ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ

162 234

Авторы

  • А.Т. КЕНЖЕБАЕВА Казахский национальный педагогический университет имени Абая
  • Д.Б. САНСЫЗБАЕВА Казахский национальный педагогический университет имени Абая https://orcid.org/0000-0001-5607-6942
  • Г.К. КАСЫМОВА https://orcid.org/0000-0001-7004-3864

Ключевые слова:

образование, инновации, межкультурная коммуникация, трехъязычное образование, глобализация, национальная идентичность.

Аннотация

В статье рассматривается формирование межкультурной компетенции учащихся как одна из актуальных проблем в современной системе образования. Глубокие социально-экономические и политические изменения в нашей стране связаны с переходом к открытому гражданскому обществу, отличительной чертой которого является взаимодействие человека с представителями других стран и народов. В этом плане меняется и отечественная система образования. Процесс интеграции в мировое сообщество и создание открытого демократического общества поставил перед казахстанской системой образования новую цель. Задача состоит в том, чтобы воспитать человека, живущего в определенной стране, не только как представителя своей культуры, но и как гражданина мира, воспринимающего себя и ее носителя, обладающего способностями мирового уровня к восприятию богатое культурное наследие своего народа и других народов. Важное значение в общении имеет формирование культурной личности, стремящейся к взаимопониманию с ними, готовой осуществлять межличностное и межкультурное взаимодействие. Современному обществу требуются не просто преподаватели и психологи, а гораздо шире – специалисты по международному и межкультурному общению. Это выходит за рамки просто знания языка, которым общение между людьми отнюдь не исчерпывается. В процессе обучения студенты должны овладеть умениями, выступать в роли посредника между представителями своей и иноязычной культур, определять причины нарушения межкультурной коммуникации и эффективно устранять недопонимание и конфликтные ситуации, вызванные межкультурными различиями. Таким образом, в задачи профессиональной подготовки студентов входит изучение межкультурных различий, позволяющее четче осознать особенности своей культуры, более эффективно взаимодействовать с представителями другой культуры, избегать межэтнической напряженности и может служить руководством в ситуации этнических конфликтов. В связи с этим педагогико-психологические условия межкультурной компетенции студентов являются одним из наиболее интересных и актуальных вопросов на сегодняшний день.

Библиографические ссылки

Закон Республики Казахстан «Об образовании», 2007. [Электронды ресурс]. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z070000319_

Халеева Н.И. Основы теории обучения понимания иноязычной речи. – Москва: Высшая школа, 1989. – 236 с.

Поршнев В.Ф. О начале человеческой истории. – Москва: Мысль, 1974. – 350 с.

Ларин Б.А. О народной фразеологии. В кн.: История русского языка и общее языкознании. – Москва: Просвещение, 1997. – 380 с.

Маслова В.А. Лингвокултурология. – Москва: Издательский центр «Академия», 2001. – 208 с.

Byram M., Nicols A., Stevens D. Developing Intercultural competence in practice. – Great Britain by the Crownell press ltd, 2001. – 283 p.

Қашқынбаева З.Қ. Оқыту үдерісінде оқушылардың ғылыми тілмен сөйлеу мәдениетін қалыптастыру: пед. ғыл. канд. ... дисс. – Алматы: Ы. Алтынсарин атындағы Ұлттық білім беру академиясы, 2010.

Loreta Chodzkiene. What every student should know about intercultural communication. – Vilnius: Vilniaus universitetas, 2014. – 261 p. 9. Кунанбаева С.С. Теория и практика современного иноязычного образования. – Алматы: ДП «Эдельвейс», Казахский университет международных отношений и мировых языков, 2010. – 340 с.

Жумагулова А. Мәдениетаралық коммуникация – түрлі мәдениет иелерінің арасындығы тілдік қатынас құралы. [Электронды ресурс]. URL: http://group-global.org/ru/publication/24908-mdenietaralyk-kommunikaciya-turli-mdeniet-ielerinin-arasyndygy-tildik-katynas, 08.06.2015

Тарасов Е.Ф. Межкультурное общение – новая онтология анализа языкового сознания // Этнокультурная специфика языкового сознания: сб. статей / под ред. Н.В. Уфимцевой. – М., 1996. – С. 7–22.

Осиянова О.М. Лингвистическое образование и лингводидактика: учеб.-справочник. – Оренбург: Изд. центр Оренб. гос. аграрного ун-та, 2004. – 132 с.

Pratama H., Azman M.N.A., Zakaria N.A., Khairudin M. The effectiveness of the kit portable PLC on electrical motors course among vocational school students in Aceh, Indonesia // Комплексное использование минерального сырья. – 2022. – №320(1). – С. 75–87. https://doi.org/10.31643/2022/6445.09

Arpentieva M.R., Retnawati H., Akhmetova T.A., Azman M.N.A., Kassymova G.K. Constructivist approach in pedagogical science // Challenges of Science. Issue IV, 2021, pp. 12-17. https://doi.org/10.31643/2021.02

Kassymova G.K., Vafazov F.R., Pertiwi F.D., Akhmetova A.I., Begimbetova G.A. Upgrading Quality of Learning with E-Learning System // Challenges of Science. Issue IV, 2021, pp. 26-34. https://doi.org/10.31643/2021.04

Жұматаева З.Н., Жұматаева С.Н. Тілдік және мәдениетаралық қатынас құзыреттерін қалыптастыруда фильмдерді тиімді қолдану әдістемесі // Ясауи университетінің хабаршысы. – 2021. – №3 (121). – Б. 129–146.

Загрузки

Опубликован

2022-03-31

Выпуск

Раздел

ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ