МЫСЛИТЕЛИ ПРОШЛОГО О ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СУЩНОСТИ ГЕРОИЧЕСКОГО ЭПОСА

156 127

Авторы

  • Т. КОНЫРАТБАЙ Международный казахско-турецкий университет имени Ходжа Ахмеда Ясави
  • К. КОНЫРАТБАЙ Казахский национальный педагогический университет имени Абая

Ключевые слова:

материя, идея, базис, надстройка, фольклористика, героический эпос, теория познания, историзм, поэтика.

Аннотация

Статья посвящена анализу суждений мыслителей прошлого о формах художественного и исторического мышления. Эта проблема рассматривается в тесной связи с определением познавательной сущности героического эпоса. Фольклористика ХХ века, увлеченная художественно-поэтической структурой эпоса, мало занималась историко-этническими особенностями. Проблема упиралась в соотношение научных постулатов прежней исторической школы и методологических установок сравнительно-типологического метода в фольклористике.
К этой проблеме исследователи фольклора обращались и ранее. Однако изучение героического эпоса в рамках литературно-поэтического анализа к существенным результатам не привело. Почти полувековой период истории фольклористики характеризуется топтанием на одном уровне научного познания.
В статье отмечается, что героический эпос представляет собой эмпирический источник, откуда можно черпать весьма ценные сведения познавательного характера. Подвергаются аналитическому изучению мысли и суждения античных ученых-энциклопедистов о первичности материи и вторичности идеи. Определенное место отведено умозаключениям русских мыслителей XIX века, которые в один голос твердили о первичности материи. Анализу подвергнуты изыскания, в которых игнорируется исторический принцип исследования в фольклористике. На основе вышеизложенного подытоживается, что основная ценность героического эпоса заключается не только в художественно-поэтической системе, в историзме, но и в информативно-познавательной сущности.

Библиографические ссылки

Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. – М.: Высшая школа, 1991. – 383 с.

Пропп В.Я. Русский героический эпос, 2-е изд. – М.: Гослитиздат, 1958. – 603 с.

Аристотель. Поэтика. Об искусстве поэзии. – М.: Госиздат художественной литературы, 1957. – 182 с.

Былины / Вст. статья, подг. текста и примеч. Б.Н. Путилова. – Л., 1957. – Т.1. – 268 с.

Философская энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, 1960. – Т.1. – 504 с.

Гегель. Сочинения. Т. XYI. Лекции по эстетике. Кн. 3. – М.: Наука, 1958. – 440 с.

Розенталь М. Философские взгляды Н.Г. Чернышевского. – М.: ОГИЗ, 1947. – 312 с.

Чернышевский Н.Г. Полное собрание сочинений. – Т. 1. – М.: ОГИЗ, 1939. – 884 с.

Чернышевский Н.Г. Избранные философские сочинения. – М.: Соцэкгиз, 1938. – 621 с.

Белинский В.Г. Избранные философские сочинения. – М.: ОГИЗ, 1948. – Т.1. – 641 с.

Плеханов Г.В. Соч. Т. Х. – М.-Л.: Госиздат, 1925. – 422 с.

Герцен А.И. Избранные философские сочинения. – М.: ОГИЗ, 1948. – Т.1. – 370 с.

Добролюбов Н.А. Избранные философские сочинения. – М.: ОГИЗ, 1948. – Т.1. – 582 с.

Добролюбов Н.А. Соч. Т. 1. – М.: ОГИЗ, 1934. – 568 с.

Kongyratbay T., Kongyratbay K. Hermeneutical aspects of Kazakh heroic epic study // Middle East Jornal of Scientific Research (MEJSR) 18 (9), 2013. – P. 1330–1334.

Сөйлемез О., Алиева А. Образцы героя, женщины и коня в казахском эпосе // Ясауи университетінің хабаршысы. – 2020. – №2 (116). – Б. 103–112.

Ракитов А.И. Философские проблемы науки. Системный подход. – М.: Мысль, 1977. – 270 с.

Пирсон К. Грамматика науки. – СПб., 1911. – 284 с.

Каскабасов С. Казахская несказочная проза. – Алма-Ата: Наука, 1990. – 240 с.

Ибраев Ш. Мир эпоса. – Алматы: Наука, 1993. – 296 с.

Коныратбай Т.А. К методологии изучения этнического характера героического эпоса (историографические аспекты) // Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. Серия «Эпосоведение». – №1 (17) 2020. – С. 5–22.

Дмитриева С.И. Географическое распространение русских былин. – М.: Наука, 1975. – 112 с.

Виппер Р.Ю. Две интеллигенции и другие очерки. Сб. статей 1900–1912. – М., 1912. – 216 с.

Аникин В.П. Теория фольклорной традиций и ее значение для исторического изучения былин. – М.: Изд. МГУ, 1980. – 331 с.

Чудинов Э.М. Природа научной истины. – М.: Политиздат, 1977. – 312 с.

Кузьмин В.Ф. Объективное и субъективное (анализ процесса познания). – М.: Наука, 1976. – 217 с.

Свинцов В.И. К вопросу о соотношении понятий «истина» и «художественная правда» // Философские науки, 1984, №4. – C. 55–62.

Коркыт ата. Энциклопедический сборник. – Алматы: Казахская энциклопедия, 1999. – 798 с.

Загрузки

Опубликован

2021-03-30