Двуязычные лингвистические основы изучения иностранного языка

38 57

Авторы

  • С. Полатова Мирас университета
  • А. Шымырбекова Южно-Казахстанского университета имени М. Ауезова
  • Б. Спатаев Южно-Казахстанского университета имени М. Ауезова

Ключевые слова:

билингвизм, трехъязычное образование, иностранный язык, влияние, исследование.

Аннотация

В статье исследуется значительное влияние двуязычных лингвистических основ на процесс изучения иностранного языка с особым акцентом на контексте трехъязычного образования в Казахстане. В ней освещаются преимущества и проблемы, связанные с интеграцией казахского, русского и английского языков в образовательную систему. В 2015 году Министерство образования и науки инициировало программы по увеличению количества зачетных часов на языковых курсах в университетах и подготовке преподавателей для преподавания предметов на английском языке. В связи с этим была реализована политика по улучшению языкового образования. Эти меры были направлены на повышение профессиональной квалификации преподавателей и повышение уровня владения языком учащимися.
Кроме того, в этой научной статье подчеркиваются когнитивные, лингвистические и социальные преимущества билингвизма и многоязычия, такие как улучшение структуры мозга, улучшение когнитивных способностей и улучшение успеваемости. Кроме того, в нем представлена теоретическая модель трехъязычного образования, направленная на поощрение языкового и культурного разнообразия, межкультурной компетентности и эффективных коммуникативных стратегий. Полученные результаты свидетельствуют о том, что многоязычное образование приобретает все большее значение в мировом сообществе, позволяя людям заниматься профессиональной деятельностью, эффективно общаться и ценить различные культуры. В исследовании делается вывод о том, что казахстанская трехъязычная программа – это дальновидный подход, который отвечает современным требованиям общества, создавая в стране благоприятную с лингвистической точки зрения среду.

Библиографические ссылки

Дорожная карта трехъязычного образования на 2015–2020 годы, Указ Президента Республики Казахстан №622 от 5 ноября 2015 года. [Электронный ресурс]. URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=35182262#pos=3;-88 (дата обращения: 7.04.2019)

Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года №319-III «Об образовании» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 11.01.2020 г.). [Электронный ресурс]. URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30118747&show_di=1 (дата обращения: 15.09.2020) 3. Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2020–2025 годы. [Электронный ресурс]. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/P1900000988 (дата обращения: 23.05.2019) 4. Botes E’Louise, Dewaele Jean-Marc, Greiff Samuel. The Power to Improve: Effects of Multilingualism and Perceived Proficiency on Enjoyment and Anxiety in Foreign Language Learning // European Journal of Applied Linguistics. – 2020. – №8 (2). – P. 279–306. https://doi.org/10.1515/eujal-2020-0003 5. Aguasvivas J.A., Carreiras M. Bilingualism, Foreign Language Learning, and Cognition: Insights for Education // Cognitive Sciences and Education in Non-WEIRD Populations. -Springer, Cham. – 2022. https://doi.org/10.1007/978-3-031-06908-6_10 6. Крупченко А.К., Кузнецов А.Н. Лингводидактические основы лингвистического обеспечения информационной безопасности организации // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. – 2022. – №12(6). – C. 72–80. https://doi.org/10.26794/2226-7867-2022-12-6-72-80

Galskova N.D. Modern Linguodidactics as a Scientific Foundation for FLT in Russia // Examining Content and Language Integrated Learning (CLIL) Theories and Practices. – 2020. – P. 1–20. IGI Global. https://doi.org/10.4018/978-1-7998-3266-9.ch001 8. Залевская А.А. Введение в психолингвистику: учеб. пособие. – М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2007. – 382 с.

Тулепова С.Б. Влияние казахского языка на английскую речь билингвов на уровне простого предложения: автореф. … канд. пед. наук. – Алматы, 2010. – 14 с.

Коновалов Е.А. Проблема определения билингвизма // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. – 2011. – Т. 24, № 63(1). – С. 263–271.

Алтынбекова О.Б. Этноязыковые процессы в Казахстане: монография. – Алматы, 2006. – 416 с.

Аманжолова К.Б. Проблемы казахско-русского двуязычия и их интерпретация в трудах современных лингвистов // Ученые записки Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. – 2019. – №7 (25). https://doi.org/10.34680/2411-7951.2019.7(25).2

Ахметжанова З.К. Сопоставительное языкознание: казахский и русский языки. – Алматы: КазУМО и МЯ им. Абылай хана, 2005. – 408 с.

Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. – М.: RUGRAM, Серия: ЁЁ Медиа, 2022. – 134 с.

Kaushanskaya M., Prior A. Variability in the effects of bilingualism on cognition: It is not just about cognition, it is also about bilingualism // Bilingualism: Language and Cognition. – 2015. – №18(1). – P. 27–28.

Bialystok E. Acquisition of literacy in bilingual children: A framework for research // Language Learning. – 2002. – Vol.52. – P. 159–199.

Martin-Rhee M.M., Bialystok E. The development of two types of inhibitory control in monolingual and bilingual children // Bilingualism: Language and Cognition. – 2008. – Vol.11. –P. 81–93.

Burman D.D., Bitan T., Booth J.R. Sex differences in neural processing of language among children // Neuropsychologia. – 2008. – Vol.46 (5). – P. 1349–1362.

Bialystok E., Craik F.I.M., Klein R., Viswanathan M. Bilingualism, aging, and cognitive control: Evidence from the Simon task // Psychology & Aging. – 2004. – Vol.19, №2. – P. 290–303. https://doi.org/10.1037/0882-7974.19.2.290 20. Ortega L. Understanding second language acquisition. – New York: Routledge, 2013. – 321 p.

Baker Colin. A parents’ and teachers’ Guide to Bilingualism. – Toronto: Multilingual Matters Ltd, 2000. – 158 p.

Гальперин П.Я. Введение в психологию: учебное пособие. – М.: КДУ, 2005. – 336 с.

Миролюбов А.А. Методика или дидактика иностранных языков? // Иностранные языки в школе. – 2005. – №2. – С. 34–37.

Xiaoyi Xie, Yu Qi Zhou, Adam John Privitera. What are the Benefits of Learning a Second Language? // Frontiers for Young Minds. – 2023. – №11. https://doi.org/10.3389/frym.2023.844499 25. Jamie Wallin. Non-Linguistic Benefits of Learning a Second Language? // Benefits of Bilingualism. – 2019. – №2(2). – P. 57–66.

Florian Salomé, Séverine Casalis, Eva Commissaire. Bilingual advantage in L3 vocabulary acquisition: evidence of a generalized learning benefit among classroom-immersion children // Bilingualism: Language and Cognition. – 2021. – P. 1–14. https://doi.org/10.1017/S1366728921000687

Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Аркти, 2003. – 335 с.

Ellis Nick, Wulff Stefanie. Usage-based approaches in second language acquisition. In: Bilingual cognition and language: the state of the science across its subfields. – John Benjamins Publishing Company, 2018. – P. 37–56.

Midrigan-Ciochina L., Vodacek K., Corina D.P. A comparison of structural brain differences in monolingual and highly proficient multilingual speakers // Bilingualism: Language and Cognition. – 2024. – №27. – P. 117–127. https://doi.org/10.1017/S1366728923000445 30. Pliatsikas C. Bilingualism and brain structure. In: Studies in bilingualism. – John Benjamins Publishing Company, 2023. – P. 301–316. https://doi.org/10.1075/sibil.64.14pli

Language acquisition and language use: An ecological perspective / Ed. by Kramsch C. – New York: Continuum, 2002. – 324 p.

Надеина Т.М. Фразовая просодия как фактор речевого воздействия. – М.: Ин-т языкознания, 2003. – 144 с.

Полатова С.Д. Психолого-педагогические условия трехъязычного обучения будущих специалистов на основе инновационных технологий: дис. … доктора PhD. – Алматы, 2022. – 77 c.

Dorojnaia karta trehiazychnogo obrazovania na 2015–2020 gody, Ukaz Prezidenta Respubliki Kazahstan №622 ot 5 noiabria 2015 goda [Roadmap of Trilingual Education for 2015-2020, Decree of the President of the Republic of Kazakhstan No. 622 dated November 5, 2015]. [Electronic resource]. URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=35182262#pos=3;-88 (date of access: 7.04.2019) [in Russian]

Zakon Respubliki Kazahstan ot 27 iulia 2007 goda №319-III «Ob obrazovanii» (s izmeneniami i dopolneniami po sostoianiu na 11.01.2020 g.) [The Law of the Republic of Kazakhstan dated July 27, 2007 No. 319-III “On Education” (with amendments and additions as of 11.01.2020).]. [Electronic resource]. URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30118747&show_di=1 (date of access: 15.09.2020) [in Russian]

Gosudarstvennaia programma razvitia obrazovania i nauki Respubliki Kazahstan na 2020–2025 gody [The State Program for the Development of education and science of the Republic of Kazakhstan for 2020-2025]. [Electronic resource]. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/P1900000988 (date of access: 23.05.2019) [in Russian]

Botes E’Louise, Dewaele Jean-Marc, Greiff Samuel. The Power to Improve: Effects of Multilingualism and Perceived Proficiency on Enjoyment and Anxiety in Foreign Language Learning // European Journal of Applied Linguistics. – 2020. – №8 (2). – P. 279–306. https://doi.org/10.1515/eujal-2020-0003

Aguasvivas J.A., Carreiras M. Bilingualism, Foreign Language Learning, and Cognition: Insights for Education // Cognitive Sciences and Education in Non-WEIRD Populations. -Springer, Cham. – 2022. https://doi.org/10.1007/978-3-031-06908-6_10

Krupchenko A.K., Kuznecov A.N. Lingvodidakticheskie osnovy lingvisticheskogo obespechenia informacionnoi bezopasnosti organizacii [Linguodidactic foundations of linguistic provision of information security of an organization] // Gumanitarnye nauki. Vestnik Finansovogo universiteta. – 2022. – №12(6). – C. 72–80. https://doi.org/10.26794/2226-7867-2022-12-6-72-80 [in Russian]

Galskova N.D. Modern Linguodidactics as a Scientific Foundation for FLT in Russia // Examining Content and Language Integrated Learning (CLIL) Theories and Practices. – 2020. – P. 1–20. IGI Global. https://doi.org/10.4018/978-1-7998-3266-9.ch001

Zalevskaia A.A. Vvedenie v psiholingvistiku [Introduction to psycholinguistics]: ucheb. posobie. – M.: Rossiskiy gosudarstvennyi gumanitarnyi universitet, 2007. – 382 s. [in Russian]

Tulepova S.B. Vlianie kazahskogo iazyka na angliskuiu rech bilingvov na urovne prostogo predlojenia: avtoref. … kand. ped. nauk. [The influence of the Kazakh language on the English speech of bilinguals at the level of a simple sentence: abstract]. – Almaty, 2010. – 14 s. [in Russian]

Konovalov E.A. Problema opredelenia bilingvizma [The problem of defining bilingualism] // Uchenye zapiski Tavricheskogo nacionalnogo universiteta im. V.I. Vernadskogo. – 2011. – T. 24, № 63(1). – S. 263¬–271. [in Russian]

Altynbekova O.B. Etnoiazykovye processy v Kazahstane [Ethnolanguage processes in Kazakhstan]: monografia. – Almaty, 2006. – 416 s. [in Russian]

Amanjolova K.B. Problemy kazahsko-russkogo dvuiazychia i ih interpretacia v trudah sovremennyh lingvistov [Problems of Kazakh-Russian bilingualism and their interpretation in the works of modern linguists] // Uchenye zapiski Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta imeni Iaroslava Mudrogo. – 2019. – №7 (25). https://doi.org/10.34680/2411-7951.2019.7(25).2 [in Russian]

Ahmetjanova Z.K. Sopostavitelnoe iazykoznanie: kazahskiy i russkiy iazyki [Comparative linguistics: Kazakh and Russian languages]. – Almaty: KazUMO i MIa im. Abylai hana, 2005. – 408 s. [in Russian]

Vygotskiy L.S. Umstvennoe razvitie detei v processe obuchenia [The mental development of children in the learning process]. – M.: RUGRAM, Seria: IoIo Media, 2022. – 134 s. [in Russian]

Kaushanskaya M., Prior A. Variability in the effects of bilingualism on cognition: It is not just about cognition, it is also about bilingualism // Bilingualism: Language and Cognition. – 2015. – №18(1). – P. 27–28.

Bialystok E. Acquisition of literacy in bilingual children: A framework for research // Language Learning. – 2002. – Vol.52. – P. 159–199.

Martin-Rhee M.M., Bialystok E. The development of two types of inhibitory control in monolingual and bilingual children // Bilingualism: Language and Cognition. – 2008. – Vol.11. –P. 81–93.

Burman D.D., Bitan T., Booth J.R. Sex differences in neural processing of language among children // Neuropsychologia. – 2008. – Vol.46 (5). – P. 1349–1362.

Bialystok E., Craik F.I.M., Klein R., Viswanathan M. Bilingualism, aging, and cognitive control: Evidence from the Simon task // Psychology & Aging. – 2004. – Vol.19, №2. – P. 290–303. https://doi.org/10.1037/0882-7974.19.2.290

Ortega L. Understanding second language acquisition. – New York: Routledge, 2013. – 321 p.

Baker Colin. A parents’ and teachers’ Guide to Bilingualism. – Toronto: Multilingual Matters Ltd, 2000. – 158 p.

Galperin P.Ia. Vvedenie v psihologiu [Introduction to Psychology]: uchebnoe posobie. – M.: KDU, 2005. – 336 s. [in Russian]

Miroliubov A.A. Metodika ili didaktika inostrannyh iazykov? [Methodology or didactics of foreign languages?] // Inostrannye iazyki v shkole. – 2005. – №2. – S. 34–37. [in Russian]

Xiaoyi Xie, Yu Qi Zhou, Adam John Privitera. What are the Benefits of Learning a Second Language? // Frontiers for Young Minds. – 2023. – №11. https://doi.org/10.3389/frym.2023.844499

Jamie Wallin. Non-Linguistic Benefits of Learning a Second Language? // Benefits of Bilingualism. – 2019. – №2(2). – P. 57–66.

Florian Salomé, Séverine Casalis, Eva Commissaire. Bilingual advantage in L3 vocabulary acquisition: evidence of a generalized learning benefit among classroom-immersion children // Bilingualism: Language and Cognition. – 2021. – P. 1–14. https://doi.org/10.1017/S1366728921000687

Galskova N.D. Sovremennaia metodika obuchenia inostrannym iazykam [Modern methods of teaching foreign languages]: posobie dlia uchitelia. 2-e izd., pererab. i dop. – M.: Arkti, 2003. – 335 s.

Ellis Nick, Wulff Stefanie. Usage-based approaches in second language acquisition. In: Bilingual cognition and language: the state of the science across its subfields. – John Benjamins Publishing Company, 2018. – P. 37–56.

Midrigan-Ciochina L., Vodacek K., Corina D.P. A comparison of structural brain differences in monolingual and highly proficient multilingual speakers // Bilingualism: Language and Cognition. – 2024. – №27. – P. 117–127. https://doi.org/10.1017/S1366728923000445

Pliatsikas C. Bilingualism and brain structure. In: Studies in bilingualism. – John Benjamins Publishing Company, 2023. – P. 301–316. https://doi.org/10.1075/sibil.64.14pli

Language acquisition and language use: An ecological perspective / Ed. by Kramsch C. – New York: Continuum, 2002. – 324 p.

Nadeina T.M. Frazovaia prosodia kak faktor rechevogo vozdeistvia [Phrasal prosody as a factor of speech influence]. – M.: In-t iazykoznania, 2003. – 144 s. [in Russian]

Polatova S.D. Psihologo-pedagogicheskie uslovia trehiazychnogo obuchenia budushih specialistov na osnove innovacionnyh tehnologiy: dis. … doktora PhD. [Psychological and pedagogical conditions of trilingual education of future specialists based on innovative technologies: dis.]. – Almaty, 2022. – 77 c. [in Russian]

Загрузки

Опубликован

2024-09-30

Выпуск

Раздел

ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ