ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД КАК ДИДАКТИЧЕСКИЙ РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

60 84

Авторы

  • А.Б. ИСКАКОВА Торайгыров университета
  • К.А. НУРУМЖАНОВА Торайгыров университета

Ключевые слова:

трансдисциплинарный подход, квалиметрический метод, трансдисциплинарное профессионально-ориентированное задание, профессиональное мышление, диагностика профессиональных компетенций, дидактический ресурс, профессиональная компетентность.

Аннотация

Методологической базой исследования являются трандисциплинарный, деятельностный и ресурсный подходы, с позиции которых подготовка бакалавров естествознания по образовательной программе 6В05301 – «Физика» рассматривается как ресурс, обеспечивающий формирование и развитие профессиональных компетенций. Применение трансдисциплинарного подхода при изучении базовых и профильных дисциплин предполагает формирование системы профессиональных компетенций у студентов необходимых в будущей профессиональной деятельности. Исходя из современных реалий повышения наукоемкости знаний и технологий, возникает проблема необходимости конструирования нового системного качества знаний и технологий, где системообразующим фактором становится трансдисциплинарный подход. Целью исследования является разработка и апробация в учебном процессе трансдисциплинарных профессионально-ориентированных заданий (ТПОЗ), обеспечивающих формирование профильных, базовых и универсальных компетенций у студентов и оценка их эффективности на основе квалиметрического метода. В соответствии с задачами исследования: 1) проведена экспертная оценка содержания, структуры, результатов обучения, перечня учебных дисциплин, входящих в образовательную программу 6В05301 – «Физика» на основе разработанной нами шкалы критериев профессиональных компетенций; 2) разработана система ТПОЗ, обеспечивающая повышение уровня профессионального мышления студентов как ведущей характеристики качества деятельности; 3) разработана технология реализации обучения студентов на основе ТПОЗ; 4) проведена оценка результатов экспериментальной апробации на основе экспертной оценки специалистов и оценки потребителей (результатов обучения (РО) студентов) с применением квалиметрического метода.

Библиографические ссылки

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Канашевич Т.Н. Условия эффективности изучения физико-математических дисциплин при формировании профессиональной компетентности у студентов технического университета // Университетский педагогический журнал. – 2021. – №1. – С. 22–30. 2. Нурумжанова К.А., Искакова А.Б., Каирбаева А.К. Развитие предпринимательского мышления студентов технических специальностей на основе применения трансдисциплинарного дидактического контента спецкурса по физике // Перспективы науки и образования. – 2022. – №4(58). – С. 225–242. http://dx.doi.org/10.32744/pse.2022.4.14

Искакова А.Б., Нурумжанова К.А. Трансдисциплинарный подход как ресурс развития у студентов метакогнитивных навыков при изучении физико-технических дисциплин // Образование и наука. – 2024. – №2(26). – С. 113–139. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-2-113-139

Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Методологические ориентиры развития транспрофессионализма педагогов профессионального образования // Образование и наука. – 2017. – №8(19). – С. 9–28. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-8-9-28

Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результатов образования // Эксперимент и инновации в школе. – 2009. – №2. – С. 7–14.

Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированного образования // Народное образование. – 2003. – №2. – С. 58–64.

Канашевич Т.Н. Инженерная компетентность как образовательный результат подготовки специалиста в техническом университете // Вышэйшая школа. – 2020. – №4. – С. 56–61.

Искакова А.Б., Ахметова Г.К., Каирбаева А.К., Досанов Т.С., Зейтова Ш.С., Нурумжанова К.А. Оценка эффективности развития когнитивно-экономической субъектности личности при формировании положительной мотивации к предпринимательскому делу // Science for Education Today. – 2022. – №5(12). – С. 162–184. http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2205.09

Klein J.T. Discourses of Transdisciplinarity: Looking Back to the Future // Futures.– 2015. – №65. – P. 10-16. https://doi.org/10.1016/j.futures.2014.08.008

Andreev V.V., Gorbunov V.I., Evdokimova O.K. Transdisciplinary approach to improving study motivation among university students of engineering specialties // Education and Self Deveopment. – 2020. – №1(15). – P. 21–37. http://dx.doi.org/10.26907/esd15.1.03

Тестов В.А., Перминов Е.А. Трансдисциплинарная роль физико-математических дисциплин в современном естественно-научном и инженерном образовании // Образование и наука. – 2023. – №7(25). – С. 14–43. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-7-14-43

Тестов В.А., Перминов Е.А. Роль математики в трансдисциплинарности содержания современного образования // Образование и наука. – 2021. – №3(23). – С. 11–34. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-3-11-34

Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э., Лебедева Е.В. Транспрофессионализм как предиктор преадаптации субъекта деятельности к профессиональному будущему // Сибирский психологический журнал. – 2021. – №79. – С. 89-107. https://doi.org/10.17223/17267080/79/6

Krotenko T.Yu. Engineering economics and technological education: A transdisciplinary approach to the training of modern engineers // PNRPU Sociology and Economics Bulletin. – 2022. – №4. – P. 63–75. https://doi.org/10.15593/2224-9354/2022.4.5

Калинин С.И., Панкратова Л.В. О реализации трансдисциплинарного подхода в подготовке будущих учителей математики // Образование и наука. – 2022. – №9(24). С. 11–42. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-9-11-42

Гибадулин Р.Я., Проданов Г., Жданов Р.И. Институт перспективных исследований – новая форма подготовки педагогических кадров высшей квалификации в России // Интеграция образования. – 2017. – №4. – С. 623–636. https://doi.org/10.15507/1991-9468.089.021.201704.623-636

Безрукова В.С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике: монография. – Екатеринбург: ПО «Север», 1994. – 152 с.

Берулава М.Н. Интеграция содержания образования. – М.: Педагогика, 1993. – 172 с.

Веретенникова В.Б., Шихова О.Ф., Шихов, Ю.А., Валеев, А.А., Мена Маркос Х.Х. Структура и оценка качества профессионально-ориентированных заданий для будущих педагогов // Образование и наука. – 2023. – №4 (25). – С. 70–108. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-4-70-108

Реестр образовательных программ. [Электронный ресурс]. URL: https://epvo.kz/#/register/education_program/application/38174 (дата обращения 05.04.2024)

REFERENCES

Kanashevich, T.N. Uslovia effektivnosti izuchenia fiziko-matematicheskih disciplin pri formirovanii professionalnoi kompetentnosti u studentov tekhnicheskogo universiteta [Conditions for the effectiveness of studying physics and mathematics in the formation of professional competence in technical university students] // Universitetskiy pedagogicheskiy jurnal. – 2021. – №1. – S. 22–30. [in Russian] 2. Nurumjanova K.A., Iskakova А.B., Kairbayeva А.K. Razvitie predprinimatelskogo myshlenia studentov tehnicheskih specialnostei na osnove primenenia transdisciplinarnogo didakticheskogo kontenta speckursa po fizike [Development of entrepreneurial thinking of students of technical specialties based on the use of transdisciplinary didactic content of a special course in physics] // Perspektivy nauki i obrazovania. – 2022. – №4(58). – S. 225–242. http://dx.doi.org/10.32744/pse.2022.4.14 [in Russian]

Iskakova А.B., Nurumjanova K.A. Transdisciplinarnyi podhod kak resurs razvitia u studentov metakognitivnyh navykov pri izuchenii fiziko-tehnicheskih disciplin [Transdisciplinary approach as a resource to develop student metacognitive skills in studying physical and engineering disciplines] // Obrazovanie i nauka. – 2024. – №2(26). – S. 113–139. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-2-113-139 [in Russian]

Zeer E.F., Symaniuk E.E. Metodologicheskie orientiry razvitia transprofessionalizma pedagogov professionalnogo obrazovania [Methodological guidelines for the transprofessionalism development among vocational educators] // Obrazovanie i nauka. – 2017. – №8 (19). – S. 9–28. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-8-9-28 [in Russian]

Zimniaia I.A. Kliuchevye kompetencii – novaia paradigma rezultatov obrazovania [Key competencies – a new paradigm for educational outcomes] // Eksperiment i innovacii v shkole. – 2009. – №2. – S. 7–14 [in Russian]

Khutorskoi A.V. Kliuchevye kompetencii kak komponent lichnostno orientirovannogo obrazovania [Key competencies as a component of Person-oriented education] // Narodnoe obrazovanie. – 2003. – №2. – S. 58–64 [in Russian]

Kanashevich T.N. Injenernaia kompetentnost kak obrazovatelnyi rezultat podgotovki specialista v tehnicheskom universitete [Engineering competence as an educational result of specialist training at a technical university] // Vysheishaia shkola. – 2020. – №4. – S. 56–61. [in Russian]

Iskakova A.B., Ahmetova G.K., Kairbaeva A.K., Dossanov T.S., Zeitova S.S., Nurumjanova K.A. Ocenka effektivnosti razvitia kognitivno-ekonomicheskoi subiektnosti lichnosti pri formirovanii polojitelnoi motivacii k predprinimatelskomu delu [Cognitive-economic subjectivity of individual’s development in the formation of positive motivation for entrepreneurship: Evaluation of the effectiveness] // Science for Education Today. – 2022. – №5(12). – S. 162–184. http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2205.09 [in Russian]

Klein J.T. Discourses of Transdisciplinarity: Looking Back to the Future // Futures. – 2015. – №65. – P. 10–16. https://doi.org/10.1016/j.futures.2014.08.008

Andreev V.V., Gorbunov V.I., Evdokimova O.K. [Transdisciplinary approach to improving study motivation among university students of engineering specialties] // Education and Self Deveopment. – 2020. – №1(15). – P. 21–37. http://dx.doi.org/10.26907/esd15.1.03

Testov V.A., Perminov E.A. Transdisciplinarnaia rol fiziko-matematicheskih disciplin v sovremennom estestvenno-nauchnom i injenernom obrazovanii [Transdisciplinary role of physical and mathematical disciplines in modern natural science and engineering education] // Obrazovanie i nauka. – 2023. – №7(25). – S. 14–43. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-7-14-43 [in Russian]

Testov V.A., Perminov E.A. Rol matematiki v transdisciplinarnosti soderjania sovremennogo obrazovania [The Role of Mathematics in Transdisciplinarity Content of Modern Education] // Obrazovanie i nauka. – 2021. – №3(23). – S. 11–34. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-3-11-34 [in Russian]

Zeer E.F., Symaniuk E.E., Lebedeva E.V. Transprofessionalizm kak predictor preadaptacii subiekta deiatelnosti k professionalnomu budushemu [Transprofessionalism as a Predictor of the Preadaptation of an Agent to the Professional Future] // Sibirskiy psihologicheskiy jurnal. – 2021. – №79. – S. 89–107. https://doi.org/10.17223/17267080/79/6 [in Russian]

Krotenko T.Iu. Engineering economics and technological education: A transdisciplinary approach to the training of modern engineers // PNRPU Sociology and Economics Bulletin. – 2022. – №4. – S. 63–75. https://doi.org/10.15593/2224-9354/2022.4.5

Kalinin S.I., Pankratova L.V. O realizacii transdisciplinarnogo podhoda v podgotovke budushih uchitelei matematiki [Оn the implementation of a transdisciplinary approach in preparing future mathematics teachers] // Obrazovanie i nauka. – 2022. – №9(24). – S. 11–42. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-9-11-42 [in Russian]

Gibadulin R.Ia., Prodanov G., Jdanov R.I. Institut perspektivnyh issledovaniy – novaia forma podgotovki pedagogicheskih kadrov vysshei kvalifikaciy v Rossii [Russian Institute for Advanced Study as a New Form of Training of Highly Trained Teaching Staff] // Integracia obrazovania. – 2017. – №4. – S. 623–636. https://doi.org/10.15507/1991-9468.089.021.201704.623-636 [in Russian]

Bezrukova V.S. Integracionnye processy v pedagogicheskoi teorii i praktike [Integration processes in pedagogical theory and practice]. – Ekaterinburg: Sever, 1994. – 152 p. [in Russian]

Berulava M.N. Integracia soderjania obrazovania [Integration of educational content]. – M.: Pedagogika, 1993. – 172 p. [in Russian]

Veretennikova, V.B., Shihova O.F., Shihov Iu.A., Valeev A.A., Mena Markos J.J. Struktura i ocenka kachestva professionalno-orientirovannyh zadaniy dlia budushih pedagogov [Structure and Quality Assessment of Professionally Oriented Tasks for Future Teachers] // Obrazovanie i nauka. – 2023. – №4(25). – S. 70–108. [in Russian]

Reestr obrazovatelnyh programm [Registry of Educational Programs]. [Electronic resource]. URL: https://epvo.kz/#/register/education_program/application/38174 (data of access 05.04.2024)

Загрузки

Опубликован

2024-06-30

Выпуск

Раздел

ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ