Постколониальное сознание и употребление фольклоризмов в романе Арслана Койчиева «Баксы и Чингисхан»
43 69
Ключевые слова:
кыргызская литература, Чингисхан, роман, фольклоризм, постколониализм, религия, легенда, миф.Аннотация
В статье рассматривается поэтическая функция фольклорных мотивов, интерпретирующих колониальные и постколониальные проявления в романе кыргызского писателя Арслана Койчиева «Баксы и Чингисхан». Цель исследования – определить литературно-эстетическую функцию фольклоризмов, использованных автором в романе при интерпретации постколониальных признаков.
Известно, что последствия политики христианизации Российской империи и сталинских политических репрессий служили толчком для усиления взаимной конфронтации между народами, связывающих свое происхождение с Чингисханом, завоевавшим огромные территории. Сознательное подозрительное отношение или отрицание исторической миссии своих предков, недооценка таких национальных ценностей, как религия, язык и безсознательное отдаление от собственной исторической и национальной уникальности среди представителей поколений, пострадавших от колониализма, поспособствовали развязыванию колониальной политики. Подобная тенденция проявляется и в современных постсоветских социумах. Наряду с этим, в дискурсе названного романа рассматриваются такие политические проблески, как применение несвойственных казахскому языку аффиксов в фамилиях и пропаганда сравнения религии с опиумом в Советскую эпоху. В упомянутом романе автор дает преимущество демонстрации национально-этнографичекой специфики традиции построения могильных сооружений с куполом для своих умерших предков в культуре кыргызского и казахского народов. При изучении контекста романа герменевтическим, психологическим, сравнительно-типологическим и антропологическим методами была определена тенденция вытеснения функции покровительства зооантропоморфных зверей и птиц (марал, олень, лебедь, волк, орел), считавшихся первопредками рода, которые встречаются в былинах и легендах тюркских народов, в более поздние периоды такими обладателями мистических сакральных сил, как Тенгри, культ духа предков, искусство баксы. Автор статьи в своем труде всесторонне акцентирует внимание на приемы изображения колониальных и постколониальных символов в произведении через фольклоризмы.
Библиографические ссылки
ПАЙДАЛАНЫЛҒАН ӘДЕБИЕТТЕР ТІЗІМІ
Frantz F. Black skin, White masks. – London: Pluto Press, 1986. – 232 p.
Bryan T. Orientalism, Postmodernism and Globalism. – London and New York: Routledge, 1994. – 244 р.
Койчиев А. Бакшы менен Чынгыс хан. – Бишкек: Турар, 2016. – 484 б.
Ыбыраев Ш. Қазақтың ғұрыптық фольклоры. – Нұр-Сұлтан: Л.Н. Гумилев атындағы ЕҰУ, 2021. – 254 б.
Бабалар сөзі: Жүзтомдық. Т. 60: Тарихи жырлар. – Астана: Фолиант, 2010. – 448 б.
Басилов В.Н. Культ святых в исламе. – М.: Мысль, 1970. – 144 с.
Потапов Л.П. Алтайский шаманизм. – Ленинград: Наука, 1991. – 319 с.
Уәлиханов Ш. Алтышаһарға сапар. – Алматы: Атамұра, 2006. – 304 б.
Қондыбай С. Әруақ хақында // Рух-мирас. – 2004. – №1. – Б. 33–45.
Матыжанов К. Отбасы ғұрып фольклоры: филол. ғыл. док. ... автореф. – Алматы, 2004. – 50 б.
Қашқари М. Алып Ер Тоңға // Аңыз адам. – 2014. – №23. – Б. 8.
Батырханов Ғ. Шоқындыру саясатының шырғалаңдары // Қазақ тарихы. – 2006. – №4. – Б. 37–38.
Мырзахметов М. Қазақ қалай орыстандырылды? – Алматы: Атамұра – Қазақстан, 1993. – 128 б.
Нестеров С.П. Конь в культах тюркоязычных племен Центральной Азии в эпоху средневековья. – Новосибирск: Наука, 1990. – 143 с.
Dilek I. Kült Kavramı ve Söz Kültü // Bilig. – 2020. – № 95. – S. 47–77.
Ахметова Г.М. С. Раевтың «Жанжаза» және Т. Нұрмағанбетовтың «Періштелердің өлімі» романдарындағы фольклорлық ұғымдар қызметі» // Ясауи университетінің хабаршысы. – 2023. – №2 (128). – Б. 101–112.
Ania L. Colonialism-Postcolonialism. – London: Routledge, 1998. – 263 р.
Мағауин М. Шыңғыс ханның ең негізігі мұрагері – қазақ халқы // Аңыз адам. – 2017. – №1. – Б. 20.
REFERENCES
Frantz F. Black skin, White masks. – London: Pluto Press, 1986. – 232 p.
Bryan T. Orientalism, Postmodernism and Globalism. – London and New York: Routledge, 1994. – 244 р.
Koichiev A. Bakshy menen Shyngys han [Baksy and Genghis Khan]. – Bishkek: Turar, 2016. – 484 b. [in Kyrgyz]
Ybyraev Sh. Qazaqtyn guruptyq folklory [Kazakh ritual folklore]. – Nur-Sultan: L.N. Gumilev atyndagy EUU, 2021. – 254 b. [in Kazakh]
Babalar sozі: Juztomdyq [The word of the ancestors: A hundred volumes]. – Astana: Foliant, 2010. T. 60: Tarihi jyrlar. – 448 b. [in Kazakh]
Basilov V.N. Kult sviatyh v islame [The Cult of Saints in Islam]. – M.: Mysl, 1970. – 144 s. [in Russian]
Potapov L.P. Altaiskiy shamanizm [Altai shamanism]. – Leningrad: Nauka, 1991. – 319 s. [in Russian]
Ualihanov Sh. Altyshaһarga sapar [Trip to Altyshahar]. – Almaty: Atamura, 2006. – 304 b. [in Kazakh]
Qondybai S. Aruaq haqynda [About ghosts] // Ruh-miras. – 2004. – №1. – B. 33–45. [in Kazakh]
Matyjanov K. Otbasy guryp folklory [Family ritual folklore]: filol. ғyl. dok. ... avtoref. – Almaty, 2004. – 50 b. [in Kazakh]
Qashqari M. Alyp Er Tonga [Giant Er Tongа] // Anyz adam. – 2014. – № 23. – B. 8. [in Kazakh]
Batyrhanov G. Shoqyndyru saiasatynyn shyrgalandary [The Challenges of Baptism Policy] // Qazaq tarihy. – 2006. – №4. – B. 37–38. [in Kazakh]
Myrzahmetov M. Qazaq qalai orystandyryldy [How was Kazakh Russified?]. – Almaty: Atamura – Qazaqstan, 1993. – 128 b. (in Kazakh)
Nesterov S.P. Kon v kultah tiurkoiazychnyh plemen Centralnoi Azii v epohu srednevekovia [The horse in the cults of the Turkic-speaking tribes of Central Asia in the Middle Ages]. – Novosibirsk: Nauka, 1990. – 143 s. [in Russian]
Dilek I. Kult Kavramy ve Soz Kultu [The Concept of Cult and the Cult of Words] // Bilig. – 2020. – № 95. – S. 47–77. [in Turkish]
Ahmetova G.M. S. Raevtyn «Janjaza» jane T. Nurmaganbetovtyn «Perіshtelerdіn olіmі» romandaryndagy folklorlyq ugymdar qyzmetі» [The Function of Folklore Concepts in the Novels of S.Raev «Zhanzhaza» and T.Nurmaganbetov «Death of Angels»] // Iasaui universitetіnіn habarshysy. – 2023. – №2(128). – B. 101–112. [in Kazakh]
Ania L. Colonialism-Postcolonialism. – London: Routledge, 1998. – 263 р.
Magauin M. Shyngys hannyn eң negіzgі muragerі – qazaq halqy [The primary heir of Genghis Khan is the Kazakh people] // Anyz adam. – 2017. – №1. – B. 20. [in Kazakh]