Этно-фольклорный символ в рассказе Зейноллы Саник «Шаштагы шарапат» («Сила волос»)
50 77
Ключевые слова:
магия, художественный метод, авторское мастерство, историческое познание, этно-фольклорный символ.Аннотация
В статье научно всесторонне проанализировано значение этно-фольклорных понятий, относящихся к человеческим волосам, в основе рассказа писателя-этнографа З. Саник «Шаштағы шарапат» («Сила волос»). В ходе сравнительного анализа научных выводов писателя в области этнографии и народных понятий в художественном произведении выявлен свой стиль автора в использовании этнографического материала в соответствии с характерными закономерностями каждой отрасли науки. В соответствии с казахским мировоззрением, сущность понятий, приемов и ритуалов рассматривается в соотнесении с этнографическими данными народов мира, определены своеобразные особенности творческого освоения этих понятий писателем. Наряду с характером древних магических, ритуальных, почитательных представлений о волосах в жанрах поминальные песни, сказки, истории раскрывается соотношение художественной реальности и реальности жизни в проявлении природы, которая является основой для подлинных научных экспериментов. Создание композиции рассказа в виде диалога учителя и ученика является своеобразным художественным методом автора. Историческое познание и современное понимание в основной идее рассказа подкреплены исчерпывающими примерами взаимосвязи и художественной ценности. Научно по-новому изучена межпредметная преемственность художественной литературы в творчестве писателя с такими фундаментальными науками, как история, этнография, химия, археология, педагогика, в представлении на примерах жизни исторических личностей, помимо этого была продемонстрирована сила одной пряди волос в определении основных причин жизни и смерти человека, а также уникальность человеческой натуры, на примерах из жизни исторических личностей.
В ходе анализа были приняты во внимание и произведения других писателей, которые поддерживали традиционное мировозрение. В статье использованы методы описания, сравнительного исследования, анализа, герменевтики.
Библиографические ссылки
Нұрғали Р. Сөз өнерінің эстетикасы. – Астана: Елорда, 2003. – 388 б.
Әзібаева Б. Қазіргі проза мәтіндеріндегі мәдени код: онтологиясы, семантикасы және функциясы. – Алматы: «Литера-М» ЖШС, 2003. – 400 б.
Зейнолла С. Көптомдық шығармалар жинағы. – Т. 9. Шалқыма әңгіме-новеллалар, хикаяттары. – Алматы: Ан-Арыс, 2017. – 332 б.
Orda G., Sarsenbayeva Zh., Abilkhaiyrov N., Sultangaliyeva R., Mekebayeva L. The nature and human ecology in modern kazakh literature // Artículos. Utopía y praxis latinoamericana. Año: 24, n° extra 5, 2019, pp. 79-89. Revista internacional de filosofía y teoría social. Cesa-fces-universidad del zulia. Maracaibo-venezuela. ISSN 1315-5216 / ISSN: 2477-9555. 5. Қартаева Т. Сыр өңірі қазақтары: тарихи этнографиялық зерттеу. – Алматы: Liters, 2014. – 390 б.
Матыжанов К. Қазақтың отбасы фольклоры. – Алматы: Ғылым, 2017. – 356 б.
Толеубаев А.Т. Реликты доисламских верований в семейной обрядности казахов (ХІХ–начало ХХ в.). – Алматы: Ғылым, 1991. – 289 с.
Традиционное мировозрение тюрков Южной Сибири: Человек и общество. Новосибирск: Наука, 1989. 243 с.
Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре (структурно семантический анализ восточнославянских обрядов). Санкт Петербург: Наука, 1993. 237 с.
Гродеков Н.И. Киргизы и каракиргизы Сыр-Дарьинской области. Т.І. Юридический быт. – Ташкент, 1889. – 544 с.
Арғынбаев Х. Қазақ отбасы: (қазақ отбасының кешегісі мен бүгінгісі жайындағы ғылыми зерттеу еңбек). – Алматы: Қайнар, 1996. – 288 б.
Жақан Д. Жерлеу ғұрпының фольклоры «Қазақ әдебиетінің тарихы». Фольклорлық кезең. – Алматы: ҚазАқпарат, 2008. – 899 б.
Бергер В.П., Каримсакова А.С. Концепт волос в казахской и индийской концептосфере (на материале психолингвистического эксперимента) «Теория речевой деятельности: вызовы современности». Материалы XIX Международного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации, Москва, 6-8 июня 2019 г. – М.: Изд-во «Канцлер», 2019. – С. 71–72.
Құнанбаев А. Сен де бір кірпіш дүниеге. Өлеңдер мен қарасөздер. – Алматы: Атамұра, 2014. – 288 б. 15. Мақатаев М. Аманат. Жыр жинағы. – Алматы: Атамұра, 2002. – 304 б.
Балтабаева Г. Тәуелсіздік кезеңіндегі қазақ прозасының көркемдік әлемі. – Алматы: Қайнар, 2016. – 325 б.
Пірәлиева Г. Ішкі монолог. – Алматы: Ғылым, 1994. – 212 б.
Шатин Ю.В. Художественная целостность и жанрообразовательные процессы. – Новосибирск: Изд-во Новосибир. ун-та, 1991. – 189 с.
Nurgali R. Soz onerіnіn estetikasy [Aesthetics of speech art]. – Astana: Elorda, 2003. – 388 b. [in Kazakh]
Azіbaeva B. Qazіrgі proza matіnderіndegі madeni kod: ontologiasy, semantikasy jane funkciasy [Cultural code in modern prose texts: ontology, semantics and function] // Ruhani jangyru aiasyndagy ruhani madeniet. – Almaty: “Litera-M” JShS, 2023. – 400 b. [in Kazakh]
Zeinolla S. Koptomdyq shygarmalar jinagy. Shalqyma angіme-novellalar, hikaiattary [Multivolume collection of works. Short stories]. – T. 9. – Almaty: An-Arys, 2017. – 332 b. [in Kazakh]
Orda G., Sarsenbayeva Zh., Abilkhaiyrov N., Sultangaliyeva R., Mekebayeva L. The nature and human ecology in modern kazakh literature // Artículos. Utopía y praxis latinoamericana. Año: 24, n° extra 5, 2019, pp. 79-89. Revista internacional de filosofía y teoría social. Cesa-fces-universidad del zulia. Maracaibo-venezuela. ISSN 1315-5216 / ISSN: 2477-9555.
Qartaeva T. Syr onіrі qazaqtary: tarihi etnografialyq zertteu [Kazakhs of the Syr region: historical ethnographic study]. – Almaty: Liters, 2014. – 390 b. [in Kazakh]
Matyjanov K. Qazaqtyn otbasy folklory [Kazakh family folklore]. – Almaty: Gylym, 2017. – 356 b. [in Kazakh]
Toleubaev A.T. Relikty doislamskih verovaniy v semeinoi obriadnosti kazahov (XІX–nachalo XX v.) [Relics of pre-Islamic beliefs in Kazakh family rituals (XIX–early XX centuries)]. – Almaty: Gylym, 1991. – 289 s. [in Russian]
Tradicionnoe mirovozrenie tiurkov Iujnoi Sibiri: Chelovek i obshestvo [Traditional worldview of the Turks of Southern Siberia: Human and society]. – Novosibirsk: Nauka, 1989. – 243 s. [in Russian]
Baiburin A.K. Ritual v tradicionnoi kulture (strukturno-semanticheskiy analiz vostochnoslavianskih obriadov) [Ritual in traditional culture (structural-semantic analysis of Eastern Slavic rituals)]. – Sankt-Peterburg: Nauka, 1993. – 237 s. [in Russian]
Grodekov N.I. Kirgizy i karakirgizy Syr-Darinskoi oblasti, T.І. Iuridicheskiy byt [Kyrgyz and Karakirgiz of the Syr-Darya region, Vol. I. Legal life]. – Tashkent, 1889. – 544 b. [in Russian]
Argynbaev H. Qazaq otbasy: (qazaq otbasynyn keshegіsі men bugіngіsі jaiyndagy gylymi zertteu enbek) [Kazakh family: (scientific research work on the past and present of the Kazakh family)]. – Almaty: Qainar, 1996. – 288 b. [in Kazakh]
Jaqan D. Jerleu gurpynyn folklory [Folklore of funeral rites] // Qazaq adebietіnіn tarihy. Folklorlyq kezen. – Almaty: QazAqparat, 2008. – 899 b. [in Kazakh]
Berger V.P., Karimsakova A.S. Koncept volos v kazahskoi i indiskoi konceptosfere (na materiale psiholingvisticheskogo eksperimenta) [The concept of hair in the Kazakh and Indian conceptual sphere (on the material of the psycholinguistic experiment)] // Teoria rechevoi deiatelnosti: vyzovy sovremennosti. Materialy XIX Mejdunarodnogo simpoziuma po psiholingvistike i teorii kommunikacii, Moskva, 6-8 iunia 2019 g. – M.: Izd-vo «Kancler», 2019. – S. 71–72. [in Russian]
Qunanbaev A. Sen de bіr kіrpіsh duniege. Olender men qarasozder [You are a brick in the world. Poems and words of edification]. – Almaty: Atamura, 2014. – 288 b. [in Kazakh]
Maqataev M. Amanat. Jyr jinagy [Amanat. Collection of poems]. – Almaty: Atamura, 2002. – 304 b. [in Kazakh]
Baltabaeva G. Tauelsіzdіk kezenіndegі qazaq prozasynyn korkemdіk alemі [The artistic world of Kazakh prose in the period of independence]. – Almaty: Qainar, 2016. – 325 b. [in Kazakh]
Pіralieva G. Іshkі monolog [Internal monologue]. – Almaty: Gylym, 1994. – 212 b. [in Kazakh]
Shatin Iu.V. Hudojestvennaia celostnost i janroobrazovatelnye processy [Artistic integrity and genre-forming processes]. – Novosibirsk: Izd-vo Novosibir. un-ta, 1991. – 189 s. [in Russian]