Иccледование строения мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави XII века
263 170
Ключевые слова:
Ходжа Ахмед Ясави, мавзолей, усыпальница, помещение мечети, терракота, исследования, архитектура.Аннотация
В результате исследовательских работ были собраны и внесены в научный оборот сведения о возведении, этапах строительства мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави. Как известно, мавзолей был построен по приказу Эмира Тимура в XIV веке, однако уже в XX веке на основе материалов, найденных во время историко-археологичеких, а также ремонтных работ было установлено, что в XII веке он представлял собой сооружение, состоящее из помещения Усыпальницы и мечети. Ремонтные работы в 1923 году, археологические исследования 1928 года, ремонтные работы 1938–1939 гг., а также архитектурные и археологические исследования в 1950-е годы, археологические исследования в 1997 году стали основой для выстраивания определенной системы хронологии сооружения и этапов строительства мавзолея Ахмеда Ясави. Результаты многолетнего изучения и анализа учеными древних строительных материалов, найденных на кровле мавзолея указывают на несколько этапов возведения мавзолея. В статье рассматриваются научные исследования о некрополе, который несколько веков находился на территории мавзолея, места и порядок захоронений, а также этапы развития мавзолея и территории вокруг него.
В результате научного изучения материалов древнего строения было доказано, что строительство мавзолея Азрет Султан датируется не только второй половиной XIV века. С этой точки зрения, делается вывод о том, что данное место еще до строительства здания Эмиром Тимуром на протяжении веков было святым местом для паломничества и совершения ритуалов.
Установлено, что материалы, найденные во время научных исследований 1997 года относятся к древнему строению. В XII веке существовало здание той эпохи, над которым спустя два столетия по приказу Эмира Тимура сообразно сущестующему строению была построена система помещений различного назначения.
В статье приводятся данные и выводы научных исследований этапа формирования мавзолея, а также территории мавзолея на месте древнего строения.
Библиографические ссылки
Свод памятников истории и культуры Казахстана. – Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 1994. – 368 с.
Массон М.Е. Мавзолей Ходжа Ахмеда Ясеви. – Ташкент: Типолит №2 Узполитграфтреста, 1930. – 94 с.; Массон М.Е. Мавзолей Ходжа Ахмеда Ясеви. –Шымкент: Жібек Жолы, 2000. – 64 б.
Маньковская Л.Ю. Некоторые архитектурно-археологические наблюдения по реставрации комплекса Ходжи Ахмеда Ясеви в г. Туркестане // Загадки древнего Туркестана. Сборник научных статьей. – Алматы: Санат, 1998. – 176 с.
Елгин А. Археологические и архитектурные исследования мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави: вторая половина XIX в. – середина 1950-х годов (очерки и материалы). – Алматы: Ә.Марғұлан ат. Археологиялық институты ҚК, 2013. – 225 с.
Тұяқбаев Қ. Реставрация – жаңғырту өнері. – Алматы: Арыс, 208. – 68 б.
Маньковская Л.Ю. Типологические основы зодчества Средней Азии (IX – начало XX в.). – Ташкент: Фан, 1980. – 161 с.
Тұяқбаев М. Түркістанда жерленген тарихи тұлғалар. – Алматы: Атамұра, 2000. – 96 б.
Смагулов Е.А., Туякбаев М.К. Новое в ранней истории некрополя г. Туркестана // ИМНАН РК: Серия общественных наук. – 1998. – №1. – С. 18–25.
Снесарев Г.П. Реликты домусульманских верований и обрядов у узбеков Хорезма. – М.: Наука, 1969. – 331 с.
Қожа М. Ортағасырлық Отырар тарихы. – Нұр-Сұлтан: Өрнек, 2017. – 424 б.
Ажигали С.Е. Архитектура кочевников – феномен истории и культуры Евразии. (Памятники Арало-Каспийского региона). – Алматы: НИЦ «Ғылым», 2002. – 654 с.
Туякбаева Б.Т. Эпиграфический декор архитектурного комплекса Ахмеда Ясави. – Алма-Ата: Өнер, 1989. – 176 с.