Изучение биоразнообразия в процессе подготовки будущих учителей биологии

101 98

Авторы

  • Тавстуха О.Г. Оренбургсий государственный педагогический университет
  • Байхожаева Г.М. Кызылординский университет имени Коркыт ата
  • Ибадуллаева С.Ж. Кызылординский университет имени Коркыт ата

Ключевые слова:

биоразнообразие, учителя биологии, образование, процесс, студент, экосистема.

Аннотация

В данной статье рассмотрены вопросы изучения биологического разнообразия в процессе подготовки будущих учителей биологии. В настоящее время вопросы сохранения биоразнообразия рассматриваются на глобальном, региональном и локальном уровнях. Интенсификация использования природных ресурсов, растущие темпы загрязнения окружающей среды в ХХ в., привели к кризисным явлениям и во многих случаях стали причиной экологических катастроф. Тревога за будущее планеты сегодня осознается обществом и сегодня становится очевидным, что техническими решениями обеспечить устойчивость биосферы невозможно, поскольку современный экологический кризис во многом обусловлен кризисом культуры. Взаимодействие человека с природой, устойчивость жизни на Земле будут возможными, если достижения науки, образование и культура в целом будут ориентированы на развитие понимания природы как универсальной и абсолютной ценности. Ключевая роль в преодолении кризиса и переходе к устойчивому развитию принадлежит системе образования.

Наука и образование являются стержнем современной цивилизации. Единство учебного и научного процессов является необходимым условием развития личности и гармоничной подготовки специалиста высокой квалификации, определении научных основ и разработке методики изучения содержания о биоразнообразии в процессе подготовки будущих учителей биологии в вузе. Изучение содержания о биоразнообразии в процессе подготовки студентов-биологов в вузе может содействовать успешному формированию знаний и умений, содействующих формированию профессиональных компетенций учителя биологии. Анкетирование студентов позволило получить результаты, свидетельствующие о низком качестве усвоения основных знаний, раскрывающих содержание и связанных с понятием «биоразнообразие». На констатирующем этапе исследования с целью выявления состояния проблемы формирования у студентов-биологов знаний о биоразнообразии был проведен контрольный срез знаний. Результаты контрольного среза знаний свидетельствуют о том, что слабее всего студентами усвоены знания об уровнях биоразнообразия и подходах к сохранению биоразнообразию. У большинства студентов усвоение знаний, контроль которых осуществлялся в рамках констатирующего эксперимента, и соответствовал II и III уровням, что в свою очередь подтверждает актуальность проблемы исследования.

Библиографические ссылки

Kinchin I.M., De‐Leij FA, Hay DB. The evolution of a collaborative concept mapping activity for undergraduate microbiology students // Journal of Further and Higher Education. – 2005. №29 (1). P. 1–14. https://doi.org/10.1080/03098770500037655

Chou Y.Y., Wu PF, Huang CY, Chang SH, Huang HS, Lin WM, Lin ML. Effect of digital learning using augmented reality with multidimensional concept map in elementary science course // The Asia-Pacific Education Researcher. – 2022. – №31 (4). – P. 383–393. https://link.springer.com/article/10.1007/s40299-021-00580-y (date of access: 17.10.2022)

Schaal S. Enriching traditional biology lectures – Digital concept maps and their influence on achievement and motivation // World Journal on Educational Technology. – 2010. – №2 (1). – P. 42–54. https://psycnet.apa.org/record/2012-24282-004 (date of access: 15.10.2022)

Исаев Ғ.И., Абдалимова Ш.Б. Студенттерге ботаникалық бақтағы интродукцияланған өсімдіктердің көбею технологиясын үйретудің тиімділігі // Ясауи университетінің хабаршысы. – 2022. – №1 (123). – Б. 256–266. https://doi.org/10.47526/2022-1/2664-0686.22

Hafeez M. Assessment of academics achievements and memorization power of students by concept map strategy and traditional lecturer approach // International Journal of Learning and Teaching. – 2021. – №13 (3). – P. 133–145. https://doi.org/10.18844/ijlt.v13i3.5922

Андреева Н.Д. Теория и методика обучения экологии: учебник для студентов высш. учеб. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2009. – 208 с.

Андреева Н.Д. Система эколого-педагогического образования студентов-биологов в педагогическом вузе: Автореф. дисс. … д-ра пед. наук. – СПб.: ИПТО РАО, 2000. – 65 с.

Полянская Е.И. Педагогические условия развития экологической культуры учащихся краеведческими средствами: дисс. … канд. пед. наук. – Воронеж, 2010. – 235 с.

Азизова И.Ю. Формирование ценностных ориентаций у учащихся при обучении биологии в курсе «Человек и его здоровье»: Автореф. дисс. … канд. пед. наук. – СПб., 2006. – 19 с.

Рябова С.С. Формирование у школьников ценностного отношения к природе в условиях дополнительного образования: Дисс. … канд. пед. наук. – СПб., 2012. – 169 с.

Глазачев В.В. Методы и организационные формы обучения. Серия: Системные основания образовательной технологии. – М.: Народное образование, 2001. – 128 c.

Усова А.В. О критериях и уровнях сформированности познавательных умений учащихся // Советская педагогика. – 1980. – №12. – С. 45–48.

Айдарбаева Д.К., Шолпанкулова Г.А. Изучение биоразнообразия полезных растений Южного Казахстана // Сборник статей Международной научно-практической конференции «Перспективные направления исследований в методике обучения биологии и экологии». Санкт-Петербург, 19–22 ноября 2018 г. Выпуск 16. / под ред. проф. Н.Д. Андреевой. – СПб.: Свое издательство, 2018. – С. 194–197.

Nash R. American eivironmentalism: readigs in conservation history. – McGraw-Hill, 1990. – 364 p.

Boreiko V.Ye. Don Quixotes. History. People. Reserves. – Moscow: LOGATA, 1998. – 288 p.

Биологический энциклопедический словарь / Под ред. акад. М.С. Гилярова. – 2-е изд., исправ. – М.: Советская энциклопедия, 1986. – 831 с.

Dunlap R.E., Mertig A.G. American Environmentalism: The U.S. Environmental Movement. 1970-1990. – N.-Y.: Tayleor & Fracis, 1992. – 121 p.

Проблемы образования в области окружающей среды // Материалы Межправительственной конференции по образованию в области окружающей среды. Тбилиси, 14–26 октября 1977 г. – М.: ГКНТ СССР, 1979. – 279 с.

Байкеева Л.Т., Чилдебаев Ж.Б. Экологическое образование студентов в педагогических колледжах Казахстана // Сборник статей Международной научно-практической конференции «Перспективные направления исследований в методике обучения биологии и экологии». Санкт-Петербург, 19–22 ноября 2018 г. Выпуск 16 / под ред. проф. Н.Д. Андреевой. – СПб.: Свое издательство, 2018. – 386 с.

Суравегина И.Т., Шурхал Л.И. «Биоразнообразие». Новая тема в курсе биологии // Биология в школе. – 1999. – №7. – С. 31–35.

Тяптиргянов М.М. Биоразнообразие как предмет философского анализа. – М.: Экономика и информатика, 2002. – 184 с.

REFERENCES

Kinchin I.M., De‐Leij FA, Hay DB. The evolution of a collaborative concept mapping activity for undergraduate microbiology students // Journal of Further and Higher Education. – 2005. №29 (1). P. 1–14. https://doi.org/10.1080/03098770500037655

Chou Y.Y., Wu PF, Huang CY, Chang SH, Huang HS, Lin WM, Lin ML. Effect of digital learning using augmented reality with multidimensional concept map in elementary science course // The Asia-Pacific Education Researcher. – 2022. – №31 (4). – P. 383–393. https://link.springer.com/article/10.1007/s40299-021-00580-y (date of access: 17.10.2022)

Schaal S. Enriching traditional biology lectures – Digital concept maps and their influence on achievement and motivation // World Journal on Educational Technology. – 2010. – №2 (1). – P. 42–54. https://psycnet.apa.org/record/2012-24282-004 (date of access: 15.10.2022)

Isaev G.I., Abdalimova Sh.B. Studentterge botanikalyq baqtagy introdukciialangan osіmdіkterdіn kobeiu tehnologiiasyn uiretudіn tiіmdіlіgі [Effectiveness of Teaching Students the Technology of Reproduction of Introduced Plants in the Botanical Garden] // Iasaui universitetіnіn habarshysy. – 2022. – №1 (123). – B. 256–266. https://doi.org/10.47526/2022-1/2664-0686.22 [in Kazakh]

Hafeez M. Assessment of academics achievements and memorization power of students by concept map strategy and traditional lecturer approach // International Journal of Learning and Teaching. – 2021. – №13 (3). – P. 133–145. https://doi.org/10.18844/ijlt.v13i3.5922

Andreeva N.D. Teoria i metodika obuchenia ekologii: uchebnik dlia studentov vyssh. ucheb. zavedeni [Theory and methods of teaching ecology: a textbook for students of higher educational institutions]. – M.: Izd. centr «Akademia», 2009. – 208 s. [in Russian]

Andreeva N.D. Sistema ekologo-pedagogicheskogo obrazovania studentov-biologov v pedagogicheskom vuze [The system of ecological and pedagogical education of biology students at a pedagogical university]: Avtoref. diss. … d-ra ped. nauk. – SPb.: IPTO RAO, 2000. – 65 s. [in Russian]

Polianskaia E.I. Pedagogicheskie uslovia razvitia ekologicheskoi kultury uchashihsia kraevedcheskimi sredstvami [Pedagogical conditions for the development of ecological culture of students by means of local history]: diss. … kand. ped. nauk. – Voronej, 2010. – 235 s. [in Russian]

Azizova I.Iu. Formirovanie cennostnyh orientaci u uchashihsia pri obuchenii biologii v kurse «Chelovek i ego zdorovie» [Formation of values-based orientationsamong students when teaching biology in the course “Man and his health”]: Avtoref. diss. … kand. ped. nauk. – SPb., 2006. – 19 s. [in Russian]

Riabova S.S. Formirovanie u shkolnikov cennostnogo otnoshenia k prirode v usloviah dopolnitelnogo obrazovania [Formation of a values-based attitude towards nature in schoolchildren in the context of additional education]: Diss. … kand. ped. nauk. – SPb., 2012. – 169 s. [in Russian]

Glazachev V.V. Metody i organizacionnye formy obuchenia. Seria: Sistemnye osnovania obrazovatelnoi tehnologii [Methods and organizational forms of teaching // Series: System foundations of educational technology]. – M.: Narodnoe obrazovanie, 2001. – 128 c. [in Russian]

Usova A.V. O kriteriah i urovnah sformirovannosti poznavatelnyh umeni uchashihsia [Regarding the criteria and levels of formation of students’ cognitive skills] // Sovetskaia pedagogika. – 1980. – №12. – S. 45–48. [in Russian]

Aidarbaeva D.K., Sholpankulova G.A. Izuchenie bioraznoobrazia poleznyh rasteni Iujnogo Kazahstana [Studying the biodiversity of useful plants of south Kazakhstan] // Sbornik statei Mejdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferencii «Perspektivnye napravlenia issledovani v metodike obuchenia biologii i ekologii». Sankt-Peterburg, 19–22 noiabria 2018 g. Vypusk 16. / pod red. prof. N.D. Andreevoi. – SPb.: Svoe izdatelstvo, 2018. – S. 194–197. [in Russian]

Nash R. American eivironmentalism: readigs in conservation history. – McGraw-Hill, 1990. – 364 p.

Boreiko V.Ye. Don Quixotes. History. People. Reserves. – Moscow: LOGATA, 1998. – 288 p.

Biologicheski enciklopedicheski slovar [Biological Encyclopedic dictionary] / Pod red. akad. M.S. Giliarova. – 2-e izd., isprav. – M.: Sovetskaia enciklopedia, 1986. – 831 s. [in Russian]

Dunlap R.E., Mertig A.G. American Environmentalism: The U.S. Environmental Movement. 1970-1990. – N.-Y.: Tayleor & Fracis, 1992. – 121 p.

Problemy obrazovania v oblasti okrujaiushei sredy [Problems of Environmental Education] // Materialy Mejpravitelstvennoi konferencii po obrazovaniu v oblasti okrujajushei sredy. Tbilisi, 14–26 oktiabria 1977 g. – M.: GKNT SSSR, 1979. – 279 s. [in Russian]

Baikeeva L.T., Childebaev J.B. Ekologicheskoe obrazovanie studentov v pedagogicheskih kolledjah Kazahstana [Еnvironmental education of students in teacher training colleges of Кazakhstan] // Sbornik statei Mejdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferencii «Perspektivnye napravlenia issledovani v metodike obuchenia biologii i ekologii». Sankt-Peterburg, 19–22 noiabria 2018 g. Vypusk 16 / pod red. prof. N.D. Andreevoi. – SPb.: Svoe izdatelstvo, 2018. – 386 s. [in Russian]

Suravegina I.T., Shurhal L.I. «Bioraznoobrazie». Novaia tema v kurse biologii [“Biodiversity”. New topic in biology course] // Biologia v shkole. – 1999. – №7. – S. 31–35. [in Russian]

Tiaptirgianov M.M. Bioraznoobrazie kak predmet filosofskogo analiza [Biodiversity as a subject of philosophical analysis]. – M.: Ekonomika i informatika, 2002. – 184 s. [in Russian]

Загрузки

Опубликован

2023-09-30

Выпуск

Раздел

ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ