Использование ситуационных задач на уроках химии как средства формирования универсальных учебных действий учащихся

135 161

Авторы

  • Д.А. Муратова Международный казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмеда Ясави
  • А.К. Мамырбекова Международный казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмеда Ясави

Ключевые слова:

школа, курс химии, ситуационные задачи, метод, прикладной эксперимент.

Аннотация

При использовании в образовательном процессе ситуационных задач по химии формируется универсальное учебное действие – умение вести исследовательскую работу. Каждая ситуационная задача, составленная учеником, может рассматриваться как мини исследовательский проект. При составлении таких задач учащиеся учатся ставить перед собой цели и намечать пути их реализации (регулятивные универсальные учебные действия). При работе с ситуационными задачами учащиеся учатся применять предметные знания в нестандартных ситуациях, близких к реальной жизни. Поэтому повышение уровня успешности в работе с ситуационными задачами ведет к повышению уровня сформированности данного универсального учебного действия. Анализ результатов констатирующего этапа исследования свидетельствует о преобладании у учащихся репродуктивного и частично-поискового уровней сформированности умения работать с информацией (информационной компетентности), а также о низком уровне успешности в работе с ситуационными задачами и, соответственно, низком уровне сформированности коммуникативной компетенции. Анализ результатов, полученных нами в контрольной и экспериментальных группах на констатирующем и формирующем этапах опытно-экспериментальной работы, позволяет сделать вывод о том, что формирование универсальных учебных действий учащихся протекает эффективнее при реализации структурно-функциональной модели формирования универсальных учебных действий учащихся посредством использования ситуационных задач по химии в учебном процессе.

Библиографические ссылки

Приказ Министра просвещения Республики Казахстан от 3 августа 2022 года №348 «Об утверждении государственных общеобязательных стандартов дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования». [Электронды ресурс]. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/V1800017669 (қаралған күні 15.08.2022)

Шабанова И.А., Ковалева С.В., Кец Т.С. Ситуационные задачи по химии как один из компонентов. Научно-педагогическое обозрение // Pedagogical Review. – 2017. – №2(16). – С. 79–86.

Жулькова Н.В. Роль и место ситуационных задач в современном уроке // Химия в школе. – 2013. – №9. – С. 45–47.

IAC Achievements in reading, mathematics and science: Results of PISA 2018 in Kazakhstan, National Report. Information and Analytical Center, 2020. [Электронды ресурс]. URL: https://www.oecd.org/pisa/publications/PISA2018_CN_KAZ.pdf (қаралған күні 15.08.2022)

Abylkassymova A. System modernization of General Secondary Education in the Republic of Kazakhstan // Revista Tempos e Espaços Em Educação. – 2020. – №13(32). – P. 46–57. https://doi.org/10.20952/revtee.v13i32.13334

Toybazarova N., Nazarova G. The modernization of education in Kazakhstan: Trends. Perspective and Problems // Bulletin of National Academy of Sciences of the Republic of Kazakhstan. – 2018. – №6(376). – P. 104–114. https://doi.org/10.32014/2018.2518-1467.33

Avvisati F., Echazarra A., Givord P. and Schwabe M. Kazakhstan Country note. Results from PISA 2018. OECD. Retrieved 24 May, 2021. [Электронды ресурс]. URL: https://www.oecd.org/pisa/publications/PISA2018_CN_KAZ.pdf (қаралған күні 15.08.2022)

Hermanns Jolanda Perceived relevance of tasks in organic chemistry by preservice chemistry teachers // Chemistry Teacher International. – 2021. – Vol. 3. – №1. – P. 31–44. https://doi.org/10.1515/cti-2020-0002

Inkinen J., Klager Ch., Juuti K., Schneider B., Salmela-Aro K., Krajcik J., Lavonen J. High school students' situational engagement associated with scientific practices in designed science learning situations // Science Educational. – 2020. – Vol. 104. – №4. – P. 667–692. https://doi.org/10.1002/sce.21570

Cheung D. The key factors affecting students' individual interest in school science lessons // International Journal of Science Education. – 2018. – №40(1). – P. 1– 23. https://doi.org/10.1080/09500693.2017.1362711

Inkinen J., Klager C., Schneider B., Juuti K., Krajcik J., Lavonen J., & Salmela-Aro K. Science classroom activities and student situational engagement // International Journal of Science Education. – 2019. – №41(3). – P. 316–329.

Thomas D.T. Sedumedi Practical Work Activities as a Method of Assessing Learning in Chemistry Teaching // EURASIA Journal of Mathematics Science and Technology Education. – 2017. – Vol. 13(6). – P. 1765–1784. DOI 10.12973/eurasia.2017.00697a

Broman K., Bernholt S., Christensson С. Relevant or interesting according to upper secondary students? Affective aspects of context-based chemistry problems // Research in Science & Technological Education. – 2020. – Vol. 8. – №10. – P. 1–21. https://doi.org/10.1080/02635143.2020.182417

Беседина Л.Л. Исследовательская деятельность как средство формирования ключевых компетенций // Химия в школе. – 2012. – №7. – C. 21–25.

Жулькова Н.В. Использование ситуационных задач по химии в учебном процессе // Наука и школа. – 2013. – №5. – С. 122–125.

Дерябина Н.Е. Использование качественных задач для формирования учебной мотивации // Химия в школе. – 2012. – №1. – C. 43–45.

17. Мещерякова Л.М., Шалашова М.М., Оржековский П.А. Формирование универсальных учебных действий: Система дидактических заданий // Химия в школе. – 2013. – №1. – C. 9–12.

Фишман И.С. Тесты внешней оценки уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся: метод. пособие. – Самара: Изд-во ЦПО, 2005. – 133 с.

Сладков С.А. Формирование информационной компетентности старшеклассников как фактор успешности в профильном обучении: дисс. … канд. пед. наук. – М., 2008. – 170 с.

Стерчо И.П. Применение метода аналогий при изучении неорганической химии в школе // Молодой ученый. – 2015. – №21. – 835 с.

REFERENCES

Prikaz Ministra prosvesheniia Respubliki Kazakhstan ot 3 avgusta 2022 goda № 348 «Ob utverjdenii gosudarstvennyh obsheobiazatelnyh standartov doshkolnogo vospitaniia i obucheniia, nachalnogo, osnovnogo srednego i obshego srednego, tehnicheskogo i professionalnogo, poslesrednego obrazovaniia» [On the approval of the State mandatory standards of preschool education and training, primary, basic secondary and general secondary, technical and vocational, post-secondary education]. [Electronic resource]. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/V1800017669 [in Russian] (qaralgan kuni 15.08.2022)

Shabanova I.A., Kovaleva S.V., Kets T.S. Situacionnye zadachi po himii kak odin iz komponentov. Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie [Situational tasks in chemistry as one of the components. Scientific and pedagogical review] // Pedagogical Review. – 2017. – №2(16). – S. 79–86. [in Russian]

Julkova N.V. Rol i mesto situacionnyh zadach v sovremennom uroke [The role and place of situational tasks in the modern lesson] // Himiia v shkole. – 2013. – №9. – S. 45–47. [in Russian]

IAC Achievements in reading, mathematics and science: Results of PISA 2018 in Kazakhstan, National Report. Information and Analytical Center, 2020. [Electronic resource]. URL: https://www.oecd.org/pisa/publications/PISA2018_CN_KAZ.pdf (qaralgan kuni 15.08.2022)

Abylkassymova A. System modernization of General Secondary Education in the Republic of Kazakhstan. Revista Tempos e Espaços Em Educação. – 2020. – №13(32). – P. 46–57. https://doi.org/10.20952/revtee.v13i32.13334

Toybazarova N., Nazarova G. The modernization of education in Kazakhstan: Trends. Perspective and Problems // Bulletin of National Academy of Sciences of the Republic of Kazakhstan. – 2018. – №6(376). – P. 104–114. https://doi.org/10.32014/2018.2518-1467.33

Avvisati F., Echazarra A., Givord P. and Schwabe M. Kazakhstan Country note. Results from PISA 2018. OECD. Retrieved 24 May, 2021. https://www.oecd.org/pisa/publications/PISA2018_CN_KAZ.pdf (qaralgan kuni 15.08.2022)

Hermanns Jolanda Perceived relevance of tasks in organic chemistry by preservice chemistry teachers // Chemistry Teacher International. – 2021. – Vol. 3. – №1. – P. 31–44. https://doi.org/10.1515/cti-2020-0002

Inkinen J., Klager Ch., Juuti K., Schneider B., Salmela-Aro K., Krajcik J., Lavonen J. High school students' situational engagement associated with scientific practices in designed science learning situations // Science Educational. – 2020. – Vol. 104. – №4. – P. 667–692. https://doi.org/10.1002/sce.21570

Cheung D. The key factors affecting students' individual interest in school science lessons // International Journal of Science Education. – 2018. – №40(1). – P. 1– 23. https://doi.org/10.1080/09500693.2017.1362711

Inkinen J., Klager C., Schneider B., Juuti K., Krajcik J., Lavonen J., & Salmela-Aro K. Science classroom activities and student situational engagement // International Journal of Science Education. – 2019. – №41(3). – P. 316–329.

Thomas D.T. Sedumedi Practical Work Activities as a Method of Assessing Learning in Chemistry Teaching // EURASIA Journal of Mathematics Science and Technology Education. – 2017. – Vol. 13(6). – P. 1765–1784. DOI 10.12973/eurasia.2017.00697a

Broman K., Bernholt S., Christensson С. Relevant or interesting according to upper secondary students? Affective aspects of context-based chemistry problems // Research in Science & Technological Education. – 2020. – Vol. 8. – №10. – P. 1–21. https://doi.org/10.1080/02635143.2020.182417

Besedina L.L. Issledovatelskaia deiatelnost kak sredstvo formirovaniia kliuchevyh kompetencii [Research activity as a means of forming key competencies] // Himiia v shkole. – 2012. – №7. – S. 21–25. [in Russian]

Julkova N.V. Ispolzovanie situacionnyh zadach po himii v uchebnom processe [The use of situational tasks in chemistry in the educational process] // Nauka i shkola. – 2013. – №5. – S. 122–125. [in Russian]

Deriabina N.E. Ispolzovanie kachestvennyh zadach dlia formirovaniia uchebnoi motivacii [The use of qualitative tasks for the formation of educational motivation] // Himiia v shkole. – 2012. – №1. – S. 43. [in Russian]

Meshcheriakova L.M., Shalashova M.M., Orzhekovskii P.A. Formirovanie universalnyh uchebnyh deistvii: Sistema didakticheskih zadanii [Formation of universal educational actions: System of didactic tasks] // Himiia v shkole. – 2013. – №1. – S. 9–12. [in Russian]

Fishman I.S. Testy vneshnei ocenki urovnia sformirovannosti kliuchevyh kompetentnostei uchashihsia: metod. posobie [Tests of external assessment of the level of formation of key competencies of students: a methodological guide]. – Samara: Izd-vo TsPO, 2005. – 133 s. [in Russian]

Sladkov S.A. Formirovanie informacionnoi kompetentnosti starsheklassnikov kak faktor uspeshnosti v profilnom obuchenii [Formation of information competence of high school students as a success factor in specialized training]: diss. … kand. ped. nauk. – M., 2008. – 170 s. [in Russian]

Stercho I.P. Primenenie metoda analogii pri izuchenii neorganicheskoi himii v shkole [Application of the analogy method in the study of inorganic chemistry at school] // Molodoi uchenyi. – 2015. – №21. – 835 s. [in Russian]

Загрузки

Опубликован

2023-03-30

Выпуск

Раздел

ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ