Важность развития сетевой коммуникативной культуры будущего учителя
172 212
Ключевые слова:
сетевая коммуникативная культура, трансформация, замена, улучшение, коммуникативная культура педагога, педагогическая коммуникация, сетевое сообщество, тренинг.Аннотация
В статье определяется значение понятия трансформации в соответствии с особенностями различных областей науки, уточняются особенности цифровой трансформации для образовательных организаций. Определены уровни замены, совершенствования, изменения и трансформации изменений в педагогической практике, которые являются ярким проявлением цифровой трансформации в образовании. Кроме того, определена роль коммуникативных революций в истории человечества. Определено значение коммуникативной культуры в условиях взаимодействия коммуникации и культуры. Изучаются коммуникативные качества личности, составляющие основу педагогических отношений. Определено значение понятий коммуникативная культура учителя, педагогическая коммуникация, межкультурная коммуникация. Рассмотрена роль компонентов коммуникативной культуры педагога в профессиональной педагогической деятельности. Коммуникативная культура педагога определяется как совокупность культурных норм, знаний и ценностей, знаний и умений, используемых в ходе его личностно-педагогического общения, способствующих его эффективности. Как компоненты коммуникативной культуры базируется на способности к межличностным отношениям, принятию и уважению мнений, дифференцированию и представлению аргументов, обсуждению проблем, готовности гармонично и вежливо общаться с незнакомыми людьми. В результате стремительного развития информационных и коммуникационных технологий Интернет оказал положительное влияние на увеличение доступа к информации для образования и учителей. Сетевое коммуникационное направление традиционной теории коммуникации сегодня часто обсуждается в центре внимания исследователей и ученых. Содержание этических принципов общения в Интернете уточняется через психологические, эмоциональные, технические, декоративные и административные категории. В статье педагогическое общение в электронной среде рассматривается как развивающееся педагогическое научное направление, изучающее эффективное взаимодействие участников образовательного процесса в электронной образовательной среде. Систематизированы актуальные коммуникативные умения педагога в условиях цифровизации образовательных процессов. Определены основные факторы реализации сетевых коммуникаций в образовательном пространстве организаций высшего образования. Изложена эффективность использования технологии тренингового обучения в развитии сетевой коммуникативной культуры будущих учителей.
Библиографические ссылки
BIBLIOGRAPHY
Худа-Гранат М. Феномен сетевой коммуникации – новый вид человеческих отношений или иллюзия интерперсональной связи? // История и современность. – 2010. – №2 (12). – С. 167–184.
Коммуникативные и организационные особенности управленческой культуры: учебное пособие / Сост. Т.Н. Лохтина, В.И. Метелица, В.И. Четвертаков. – Иркутск: Издательство «Аспринт», 2020. – 201 с.
Троянская С.Л. Педагогическая коммуникация: методология, теория и практика. – Ижевск: УдГУ, 2011. – 148 с.
Бархаев Б.П. Педагогическая психология. – СПб.: Питер, 2009. – 448 с.
Лотман Ю.М. Семиосфера. Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров. Статьи. Исследования. Заметки. – СПб.: «Искусство-СПб», 2000. – 704 с.
Сысоева Е.Ю. Коммуникативная культура преподавателя вуза: учебное пособие. – Самара: Изд-во «Самарский университет», 2014. – 144 с.
Самойленко Л.В. Виртуальная коммуникация INTERNET RELAI СНАТ как электронный жанр молодежной субкультуры // Материалы XIV Международной научной конференции «Риторика и культура речи: наука, образование, практика». 1–3 февраля 2010 г. – Астрахань: ИД «Астраханский университет», 2010. – С . 160–163.
Розина И.Н. Педагогическая коммуникация в электронной среде: теория, практика и перспективы развития // ОТО. – 2004. – №2. – С. 277–286. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya-kommunikatsiya-v-elektronnoy-srede-teoriya-praktika-i-perspektivy-razvitiya (дата обращения: 27.06.2022)
Сафина А.М. Сетевая культура как продукт и условие развития сетевых сообществ // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. – 2017. – №5. – С. 87–95. DOI: 10.17238/issn2227- 6564.2017.5.87.
Криштофик И.С. Развитие и оценка коммуникативной компетентности будущего педагога // Международный научно-исследовательский журнал. – 2017. – №5-2 (59). – С. 32–34.
Булаева М.Н., Лапшова А.В., Федосеева Л.А. Cетевые коммуникации в современном профессиональном образовании // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – №67-1. – С. 31–34. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/setevye-kommunikatsii-v-sovremennom-professionalnom-obrazovanii (дата обращения: 27.06.2022).
REFERENCES
Huda-Granat M. Fenomen setevoi kommunikacii – novyi vid chelovecheskih otnosheniy ili illiuziia interpersonalnoi sviazi? [The phenomenon of network communication – a new kind of human relations or an illusion of interpersonal communication?] // Istoriia i sovremennost. – 2010. – №2 (12). – S. 167–184. [in Russian]
Kommunikativnyye i organizatsionnyye osobennosti upravlencheskoy kultury: uchebnoye posobiye [Communicative and organizational features of managerial culture: textbook] / Sost. T.N. Lokhtina, V.I. Metelitsa, V.I. Chetvertakov. – Irkutsk: Izdatelstvo «Asprint», 2020. – 201 s. [in Russian]
Troyanskaya S.L. Pedagogicheskaya kommunikaсiya: metodologiya, teoriya i praktika [Pedagogical communication: methodology, theory and practice]. – Izhevsk: UdGU, 2011. – 148 s. [in Russian]
Barkhaev B.P. Pedagogicheskaya psikhologiya [Educational psychology]. – SPb.: Piter, 2009. – 448 s. [in Russian]
Lotman Yu.M. Semiosfera. Kultura i vzryv. Vnutri myslyashih mirov. Statii. Issledovaniya. Zametki [The semiosphere. Culture and explosion. Inside the thinking worlds. Articles. Researches. Notes]. – SPb.: «Iskusstvo-SPb», 2000. – 704 s. [in Russian]
Sysoyeva E.Yu. Kommunikativnaya kultura prepodavatelia vuza: uchebnoye posobiye [The communicative culture of a university teacher: a textbook]. – Samara: Izd-vo «Samarskiy universitet», 2014. – 144 s. [in Russian]
Samoylenko L.V. Virtualnaya kommunikaciia INTERNET RELAI СНАТ kak elektronnyi janr molodejnoi subkultury [Virtual communication INTERNET RELAI SNAT as an electronic genre of youth subculture] // Materialy XIV Mejdunarodnoi nauchnoi konferencii «Ritorika i kultura rechi: nauka, obrazovaniye, praktika». 1–3 fevralia 2010 g. – Astrahan: ID «Astrahanskiy universitet», 2010. – S. 160–163. [in Russian]
Rozina I.N. Pedagogicheskaia kommunikaciia v elektronnoy srede: teoriya, praktika i perspektivy razvitiya // OTO. – 2004. – №2. – S. 277–286. [Elektronnyi resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya-kommunikatsiya-v-elektronnoy-srede-teoriya-praktika-i-perspektivy-razvitiya (data obrashcheniya: 27.06.2022). [in Russian]
Safina A.M. Setevaya kultura kak produkt i usloviye razvitiia setevyh soobshestv [Network culture as a product and condition for the development of network communities] // Vestn. Sev. (Arktich.) feder. un-ta. Ser.: Gumanit. i sots. nauki. – 2017. – №5. – S. 87–95. DOI: 10.17238/issn2227- 6564.2017.5.87. [in Russian]
Krishtofik I.S. Razvitiye i ocenka kommunikativnoy kompetentnosti budushego pedagoga // Mejdunarodnyi nauchno-issledovatelskiy jurnal. – 2017. –№5-2 (59). – S. 32–34. [in Russian]
Bulaeva M.N., Lapshova A.V., Fedoseyeva L.A. Cetevyie kommunikacii v sovremennom professionalnom obrazovanii [Network communications in modern professional education] // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniia. – 2020. №67-1. [Elektronnyi resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/setevye-kommunikatsii-v-sovremennom-professionalnom-obrazovanii (data obrasheniya: 27.06.2022). [in Russian]