Некоторые педагогические аспекты духовно-нравственного воспитания личности на основе национальных ценностей
237 166
Ключевые слова:
ценности, образование, духовное воспитание, семья, обучающиеся, исследование, национальное, нравственность.Аннотация
Сегодня нравственное воспитание учащихся на основе национальных ценностей – это требование жизни, потребность общества. А что такое национальная культурная ценность? Это присущие каждой нации обычаи, традиции, обряды. То есть духовные и нравственные ценности, накопленные веками.
«Человеку в первую очередь нужно дать не образование, а воспитание. Без воспитания знания – враг человечества», – сказал великий ученый, просветитель Абу Наср Аль-Фараби. Сейчас XXI век – это время образования и науки. Но если мы вложим свои силы в образование и науку, забудем воспитание, в том числе и национальное, то проиграем. Потому что, будучи образованным, не сумев впитать в себя национальную культуру, человек навсегда станет гражданином, не имеющим пользы перед народом. Культура и воспитание не могут быть без национальной культуры.
Источниками народного образования являются фольклор, устное народное творчество, национальная литература, обычаи, традиции, благородные начала, ораторское искусство, пословицы и поговорки, принципы воспитания в произведениях наших мыслителей, родившихся на нашей родной земле. При этом основными направлениями национального воспитания станут такие качественные характеристики, как национальные особенности семейного воспитания, родственные отношения, концепция семи поколений, материнский долг и обязанность, национальная честь, национальное самосознание, национальная мораль, патриотизм, трудолюбие, гуманность.
Актуальность статьи заключается, во-первых, в том, что формирование национального сознания при народном воспитании является одной из главных предпосылок. Сегодня, в эпоху глобализации, мы должны не копировать, а искоренять всю культуру западной цивилизации, вкладывать в свою национальную то, что нам нужно, а во-вторых, воспитание подрастающего поколения как духовно богатого, всесторонне зрелого гражданина в осознании своей ответственности перед обществом.
Библиографические ссылки
Аль-Фараби. Историко-философские трактаты. – Алма-Ата: Наука, 1985. – 624 с. 2. Жұмабаев М. Таңдамалы. – Алматы: Ғылым. 1992. – 272 б.
Назарбаев Н.Ә. «Қазақстан – 2030». Ел Президентінің Қазақстан халқына жолдауы. [Электронды ресурс]. URL: https://www.akorda.kz/kz/addresses/addresses_of_president/kazakstan-respublikasynyn-prezidenti-n-a-nazarbaevtyn-khalykka-zholdauy-2010-zh_1341123470
Рысбекова А.К., Мейрбекова Г.П., Пилтен Г., Шалабаева Ж.С. Жаңартылған білім мазмұны – жаңашылдыққа бастау // Ясауи университетінің хабаршысы. – 2019. – №3. – Б. 176–187.
Алдамұратов Ә. Жеке тұлға ұлттық тәрбиесінің ғылыми-педагогикалық негіздері: пед. ғыл. докт. ... автореф. – Алматы, 2001. – 45 б.
Назарбаев Н.Ә. Қазақстандықтардың өсіп-өркендеуі, қауіпсіздігі және әл-ауқатының артуы // «Егемен Қазақстан», 11 қазан, 1997. – Б. 6.
Abdimomynov Y., Abdikadyrova T., Smanov B., Sarsembaeva M., Shormakova S. Problems of Humanism in M. Auezov’s stories // Journal of Advanced Research in Dynamical and Control Systems. Vol. 11, No. 5, 2019. Received: 1М.Ж8 Mar 2019/Accepted: 17 Apr 2019. Page 409–418.
Turgunov Y., Abdimomynov Y.B., Smanov B., Shakhanova R., Naimanbaev A., Kenan Koch. The Problem Of Elimination Of Illiteracy By Writing Textbooks In The Steppe // Esta revista fue editada en formato digital por el personal de la Oficina de Publicaciones Científicas de la Facultad Experimental de Ciencias, Universidad del Zulia. Maracaibo – Venezuela. Opción, Año 35, No. 88 (2019): Page 543–566. ISSN 1012-1587/ISSNe:2477-9385. 9. Бөлеев Қ., Ибраимова Л.Н. Қазақ этнопедагогикасындағы отбасылық тәрбие. – Алматы, 2008. 10. Ушинский К.Д. Педагогические соч. в 6-ти т. Т. 2. / сост. С.Ф. Егоров. – М.: Педагогика, 1988. – 416 с.
Темірбеков А. Жоғары сынып оқушыларын жаңа әлеуметтік-мәдени жағдайда адамгершілікке тәрбиелеудің ғылыми-педагогикалық негіздері. – Алматы: Абай ат. мем. унив., 2001.
Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. – Москва: Молодая гвардия, 1975. – 238 с.
«Қазақстан-2050» Стратегиясы Қалыптасқан Мемлекеттің Жаңа Саяси Бағыты. – Астана, Ақорда, 2012. – 102 б.
Әуезов М.О. Әдебиет тарихы. – Алматы: Ана тілі, 1991. – 240 б.
Қазақстан Республикасының «Білім туралы» Заңы. – Астана, 2007, 27 шілде.