Эффективность обучения студентов технологии размножения интродуцированных растений в ботаническом саду

218 272

Авторы

  • Г.И. Исаев Международный казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмеда Ясави
  • Ш.Б. Абдалимова Международный казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмеда Ясави

Ключевые слова:

Интродуцированные растения, Salix babilonica L., технология размножения, методика, студенты, метод черенкования, Ботанический сад.

Аннотация

В данной статье рассматривается эффективность обучения учащихся
особенностям ознакомления и размножения интродуцированных растений в Ботаническом
саду. Внимание было уделено исследованию методом наблюдений в естественной среде
интродуцированных растений. Salix babilonica L, который отличается своей красотой и
высокой адаптивностью. тип был выбран для проведения исследовательских работ.
При проведении исследовательской работы со студентами использовались метод анкетирования, метод нарратива и дискуссии. В целях повышения интереса и мотивации студентов в ходе исследования были организованы экскурсии в Ботаническом саду Международного казахско-турецкого университета, среди интродуцированных растений Salix babilonica L. из вида методом стеблевого черенкования были удалены черенки и произведена их посадка.
В результате проведенного анкетирования было установлено, что студенты на высоком уровне осознали размножение интродуцированных растений и особый интерес вызвало проведение исследовательских работ в Ботаническом саду. Опыт, полученный при освоении технологии размножения интродуцированных растений, повысил тягу молодых специалистов к науке и привил исследовательские навыки. В ходе исследования Salix babilonica L. высажено 150 саженцев сорта, из них 85% получен посадочный материал, прошедший период укоренения на высоком уровне. Рассмотрено применение в учебном процессе экологических, физиологических аспектов адаптивных растений. Разработана методика исследовательской работы и предложено внедрить ее в учебный процесс.
На основании результатов исследования установлено, что эффективные способы обучения технологии размножения интродуцированных растений в Ботаническом саду могут быть использованы будущими учителями биологии как вспомогательное средство и как методика организации лабораторных работ.

Библиографические ссылки

Баханова М.В., Намзалов Б.Б. Интродукция растений. – Улан-Удэ: Бурятский госуниверситет, 2009. – 207 б.

Рысмамбетова Ғ.М., Маннапова У.Е. Түркістанның ботаникалық бағындағы ағаш-бұталы декоративті өсімдіктердің интродукциясы және олардың дәрілік қасиеттері // ҚазҰУ хабаршысы. Биология сериясы. – 2011. – №6 (52). – Б. 161–163.

ЯСАУИ УНИВЕРСИТЕТІНІҢ ХАБАРШЫСЫ, №1 (123), 2022

ISSN-p 2306-7365

ISSN-e 2664-0686

Supuka J., Alkurdi M.I.S., Urin P. & Halajová D. Assessment of chosen woody plants introduction through growth and physiology characteristics // Thaiszia Journal of Botany. – 2017. – №27(1). – P. 1–15.

Li W., Wan L., Tian B., Ding J., Siemann E. Introduced Populations of an Invasive Tree Have Higher Soluble Sugars but Lower Starch and Cellulose // Frontiers in Plant Science. – 2020. – №11.

Imanbaeva A.A., Belozerov I.F. The use of computer technologies for plants introduction value diagnostics in the arid conditions of the mangystau desert // Journal of Pharmaceutical Sciences and Research. – 2018. – №10 (11). – P. 2742–2746.

Байжигитов К.Б., Мухашева Р.Г., Оразбаева О.О. Биология роста интродуцентов ботанического сада МКТУ города Туркестан // Естественные и математические науки в современном мире. – 2016. – №4(39). – С. 51–61.

Сахарчук Е. Студент исследователь // Высшее образование в России. – 2004. – №4. – С. 145–149.

Оказова З.П. Использование биологических задач исследовательского характера в преподавании биологии в высших учебных заведениях // АНИ: педагогика и психология. – 2018. – №3 (24). – С. 180–182.

Салыбекова Н.Н., Исаев Ғ.И., Айдарханова Б.К., Шынтемирова А.С., Сәулет С. Биологиялық білім беруде жоба жұмыстарын құру мен қолданудың мүмкіндіктері // Ясауи университетінің хабаршысы. – 2019. – №4 (114). – Б. 93–103.

Черкасов М.Н. Инновационные методы обучения студентов // Инновации в науке. –2012. – №14(2). – С. 124–129.

Чурикова Н.Л., Дубровский М.Л., Папихин Р.В., Тарова З.Н., Гонтюрев А.Н. Размножение методом зелёного черенкования новых перспективных клоновых подвоев яблони селекции Мичуринского ГАУ // Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК – продукты здорового питания. – 2019. – №3. – С. 63–68.

Байжигитов К.Б. Интродукция декоративных, плодовых деревьев и кустарников в Туркестане: Дисс. ... доктора биологических наук. – Алматы, 2006. – 268 с.

Арсланов Ш.Д., Арсланов Д.Э. Об особенностях преподавания естественно-научных дисциплин для различных специальностей в техническом вузе // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – №6. – С. 21–29.

Romankina M.Yu., Kuznetsova N.V., Fedulova Yu.A. Scientific research as an important aspect of natural science education // Journal of Physics: Conference Series. – 2020. – №1691. – Р. 146–152.

Майсупова И.К., Жусуп Н. Жасыл қалемшелеу әдісімен сәнді бұталы өсімдіктерді көбейту келешегі // Сейфуллин оқулары – 16: Жаңа формациядағы жастар ғылыми – Қазақстанның болашағы» атты халықаралық ғылыми-теориялық конференциясының материалдары. – 2020. Т.І, Ч.2. – Б. 236–238.

Соколова Т.А. Декоративное растениеводство. – М.: Академа, 2004. – 352 с.

Баханова М.В., Шелкунов А.Н. Особенности размножения древесных культур методом зеленого черенкования в ботаническом саду бурятского государственного университета // Вестник КрасГАУ. – 2015. – №10. – С. 151–155.

Загрузки

Опубликован

2022-03-31

Выпуск

Раздел

ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ