Описание времени ночь и цветовой палитры в современной казахской поэзии (на основе стихов Т. Абдыкакимулы)

25 54

Авторы

  • С.С. Сагидуллиева Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева
  • К.Р. Кеменгер Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева

Ключевые слова:

современная казахская поэзия, цветовая палитра, ночная пара, национальный характер, национальная палитра в поэзии, художественное решение, поэтический текст.

Аннотация

В статье анализируется творчество поэта, лауреата Государственной премии Республики Казахстан Тыныштыкбека Абдыкакимулы, в которой отражены кратко и емко новаторские в тематико-идейном плане художественные поиски, проблемы между человеком и обществом, особенности национального характера. Выявляются аспекты художественного мастерства в творчестве поэта, а также специфические особенности поэзии, которые позволяют выявить его индивидуально-авторский подход, проникнуться тайнами духовных поисков и творческого опыта, подчеркнуть стилистическую особенность. Анализируется когнитивный аспект понятия ночи в поэтических сборниках поэта «Ақшам хаттары», «Бесінші маусым жұпары». В ночном времени изображается передача мира природы и человеческого настроения через красочные метафоры. Рассматривается через «ночной» период система образов в иррациональном, алогичном состоянии, наполненном романтикой. Кроме того, изучается художественный язык поэзии Т.Абдыкакимулы, семантика цветов, которые приобретают новые значения и интерпретации в поэтическом тексте, с точки зрения национального познания. Цветовая палитра отражает специфику лингвистической цветовой картины мира поэта, которая является неотъемлемой частью целостной художественной картины мира. Проводится анализ отдельных авторских метафор, сравнений образов «ночи» и «цветовой палитры» в передаче эмоционального состояния, внутреннего ощущения лирического героя. В ходе исследования были проведены методы сбора, группировки, анализа творчества поэта. Проведенные исследования доказывают, что качественная специфика времени «ночь» и цветовой палитры определяет авторскую индивидуальность, художественное мастерство.

Библиографические ссылки

Байтұрсынов А. Алты томдық шығармалар жинағы. Т.І. – Алматы: Ел шежіре, 2013. – 384 б.

Қабдолов З. Сөз өнері. – Алматы: Санат, 2007. – 360 б.

Әбдікәкімұлы Т. Бесінші маусым жұпары (Өлеңдер мен толғаулар, поэмалар мен балладалар). – Алматы: Атамұра, 2020. – 304 б.

Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. – М.: Худож. лит., 1975. – 504 с.; Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. – М.: Просвещение, 1988. – 352 б.; Тихомирова Л.Н. «Ночная» поэзия в русской романтической традиции: генезис, онтология, поэтика: Автореф. ... канд. фил. наук. – Екатеринбург, 2010. – 24 с.; Ерофеева Л.А. Метафорическая объективация концепта ночь в поэзии Р.М. Рильке // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2006. – №2. – С. 69–76.; Таныгина Е.А. Образ цвета в сознании носителя языка: Автореф. ... канд. фил. наук. – Курск, 2012. – 19 с.

Қондыбай С. Арғықазақ мифологиясы. – Алматы: Дайк-Пресс, 2004. – 507 б.; Сыздықова Р. Сөздер сөйлейді (сөздердің қолданылу тарихынан). Көптомдық шығармалар жинағы. – Алматы: Ел-шежіре, 2004. – 412 б.; Қасым Б.Қ. Ұлттық дүниетанымдағы түр-түстердің символдық қызметі // Тілтаным. – 2015. – №3. – Б. 103–108.; Асқарова Б.Қ. Жұмекен Нәжімеденов поэзиясындағы түр-түс концептісі // Алаш қозғалысының 100 жылдығына арналған «Жастар – елдің рухани және зиятты әлеуеті: тарихи тәлім және даму келешегі» атты ХVII халықаралық студенттер мен магистранттардың ғылыми конференциясы. – Орал, 2017. – 331 б.

Халидуллаева Г.Б. Поэзиядағы концептілерді салыстыру // Ясауи университетінің хабаршысы. – 2023. – №3(129). – Б. 198–210. https://doi.org/10.47526/2023-3/2664-0686.15 7. Жақып Б. Қазақ поэзиясы – 2014 // Қазақ әдебиеті. – 2015. – 29 мамыр – 4 маусым. – 6 б.

Әбдікәкімов Т. Ақшам хаттары: Өлеңдер, балладалар, толғаулар. – Алматы: Жалын, 1993. –128 б.

Қайдаров Ә., Ахтамбердиева З., Өмірбеков Б. Түр-түстердің тілдегі көрінісі. – Алматы: Ана тілі, 1992. – 174 б.

Марғұлан Ә. Қазақ әлемі. – Алматы: Press Co, 2021. – 66 б.

Дүйсенғазы С.М. Тыныштықбек Әбдікәкімов поэзиясындағы көркемдік һәм дүниетанымдық ізденістер // Қазақ білім академиясы баяндамалары. – 2019. – №1. – Б. 201–208.

Кекілбаев Ә. Энциклопедия. Шығармашылығы. – Алматы: Арыс, 2018. – 800 б.

REFERENCES

Baitursynov A. Alty tomdyq shygarmalar jinagy [Collection of works in six volumes]. – Almaty: El shejire, 2013. – 384 b. [in Kazakh]

Kabdolov Z. Soz oneri [The art of the word]. – Almaty: Sanat, 2007. – 360 b. [in Kazakh] 3. Abdikakimuly T. Besinshi mausym jupary (olender, tolgaular, poemalar men balladalar) [The fragrance of the fifth season (poems and reflections, poems and ballads)]. – Almaty: Atamura, 2020 – 304 b. [in Kazakh]

Bahtin M. Voprosy literatury i estetiki. Issledovania raznyh let [Questions of literature and aesthetics. Studies of different years]. – M.: Hudoj. lit., 1975. – 504 s. [in Russian]; Lotman Iu.M. V shkole poeticheskogo slova [In the school of poetic speech]. – M.: Prosveshenie, 1988. – 352 s. [in Russian]; Tihomirova L.N. «Nochnaia» poezia v russkoi romanticheskoi tradicii: genezis, ontologia, poetika [“Night” poetry in Russian romantic tradition: Genesis, ontology, poetics]: Avtoref. … kand. fil. nauk. – Ekaterinburg, 2010. – 24 s. [in Russian]; Erofeeva L.A. Metaforicheskaia obiektivacia koncepta noch v poezii R.M. Rilke [Metaphorical objectification of the concept of night in poetry R.M. Rilke] // Vestnik Voronejskogo gosudarstvennogo universiteta. Seria: lingvistika i mejkulturnaia kommunikacia. – 2006. – №2. – S. 69–76. [in Russian]; Tanygina E.A. Obraz cveta v soznanii nositelia iazyka [The image of the color in the creation of the teacher of the language]: Avtoref. … kand. fil. nauk. – Kursk, 2012. – 19 s. [in Russian]

Qondybai S. Argyqazaq mifologiasy [Protokazakh mythology]. – Almaty: Daik-Press, 2004. – 507 b. [in Kazakh]; Syzdykova R. Sozder soileidi (sozderdin qoldanylu tarihynan). Koptomdyq shygarmalar jinagy [Speaks words (from the history of the use of words). Collection of multi-volume works]. – Almaty: El-shejire, 2004. – 412 s. [in Kazakh]; Qasym B.Q. Ulttyq dunietanymdagy tur-tusterdin simvoldyq qyzmeti. [Symbolic function of colors in the National worldview] // Tiltanym. – 2015. – №3. – B. 103–108. [in Kazakh]; Askarova B.K. Jumeken Najimedenov poeziasyndagy tur-tus konceptisi [Color copcept in the poetry of Zhumeken Nazhimedenov] // Alash qozgalysynyn 100 jyldygyna arnalgan «Jastar – eldin ruhani jane ziatty aleueti: tarihi talim jane damu keleshegi» atty XVII halyqaralyq studentter men magistranttardyn gylymi konferenciasy. – Uralsk, 2017. – 331 b. [in Kazakh]

Halidullaeva G.B. Poeziadagy konceptіlerdі salystyru [Comparison of Concepts in Poetry] // Iasaui universitetіnіn habarshysy. – 2023. – №3(129). – B. 198–210. https://doi.org/10.47526/2023-3/2664-0686.15

Jaqip B. Qazaq poeziasy – 2014 [Kazakh poetry – 2024] // Qazaq adebieti. – 2015. – May 29 - June 4. – B. 6. [in Kazakh]

Adbykakimov T. Aqsham hattary: olender, balladalar, tolgaular [Aksham hattary: poems, ballads, reflections]. – Almaty: Jalyn, 1993. – 128 b. [in Kazakh]

Qaidarov A., Ahtamberdieva Z., Omirbekov B. Tur-tusterdin tildegi korinisi [The expression of colors in language]. – Almaty: Ana tili, 1992. – 174 b. [in Kazakh]

Margulan A. Qazaq alemi [Kazakh world]. – Almaty: Press Co, 2021. – 66 b. [in Kazakh]

Duisengazy S.M. Tynyshtyqbek Abdikakimov poeziasyndagy korkemdik ham dunietanymdyq izdenister [Artistic and ideological research in the poetry of Tynyshtykbek Abdikakimov] // Qazaq bilim akademiasy baiandamalary. – 2019. – №1. – B. 201–208. [in Kazakh]

Kekilbaiev A. Enciklopedia. Shygarmashylygy [Kekilbaiev A. Encyclopedia. Creativity]. – Almaty: Arys, 2018 – 800 b. [in Kazakh]

Загрузки

Опубликован

2024-09-30