Влияние интерактивных обучающихся заданий на мотивацию учащихся при изучении химии
104 177
Ключевые слова:
химия, интерактивные обучающие задания, мотивация, компетентность, образовательный процесс.Аннотация
В работе изучены возможности применения интерактивных обучающихся заданий (ИОЗ) в образовательном процессе при обучении химии: на уроках, в индивидуально-групповой работе, при выполнении учащимися домашних заданий и при подготовке к экзаменам. В ходе педагогического эксперимента подтверждена гипотеза о том, что использование ИОЗ для обучения химии способствует повышению интереса учащихся к изучению химии, активизирует их умственную деятельность, облегчает усвоение изучаемого материала и его запоминание. Апробированы в образовательном процессе разные формы интерактивных обучающих заданий для обучения химии. Проведенное сравнение эффективности открытых и закрытых интерактивных обучающих заданий показало, что применение открытых ИОЗ в образовательном процессе способствует повышению качества и прочности знаний учащихся в большей мере, чем применение закрытых ИОЗ. Для выяснения мотивации учебной деятельности использована методика диагностики направленности мотивации Т.Д. Дубовицкой. Экспериментально подтверждена творческая реализация знаний, умений и навыков в результате углубления компьютерных знаний учащихся, повышения качества знаний и интереса с помощью интерактивных учебных заданий по химии. Использование интерактивных тестов было направлено на формирование учебно-познавательной, ценностно-смысловой, информационной и коммуникативной компетенций. Результаты анкетирования обучающихся подтверждают целесообразность использования интерактивных тестов с формированием компетенций учащихся. Показано, что 95% учащимся нравится работать над интерактивными учебными заданиями, а подавляющее большинство учащихся проявляют интерес к изучению химии.
Библиографические ссылки
Васильева П.Д., Кузнецова Н.Е. Обучение химии. – СПб.: КАРО, 2003. – 128 с.
Герус С.А. Теория и практика рационализации процесса обучения химии в средней школе: Монография. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. – 160 с.
Ахлебинин А.К. Система многофункциональных интерактивных обучающих заданий с мультимедиа компонентами для электронного учебника химии // Сборник научных работ лауреатов областных премий и стипендий. Выпуск 2. – Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2006. – С. 107–115.
Егорова Ю.Н. Мультимедиа технология как средство повышения эффективности обучения в школе // Информатика и образование. – 2004. – №7. – С. 99–101.
Зайцев О.С. Методика обучения химии: Теоретический и прикладной аспекты: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 384 с.
Гузеев В.В. Поколения образовательных технологий: технологии образования в глобальном информационном сообществе // Химия в школе. – 2004. – №2. – С. 12–18.
Аванесов B.C. Содержание теста: теоретический анализ // Химия в школе. – 1994. – №2. – С. 30–37.
Ксенофонтова И.Н. Развитие познавательной деятельности учащихся в условиях индивидуализации обучения // Химия в школе. – 2006. – №3. – С. 15–22.
Черняев Н.Н., Ахметов М.А. Тестовые задания и индивидуализация обучения // Химия в школе. – 2001. – №8. – С. 46–49.
Устинова Т.В. Тестовый само- и взаимоконтроль при изучении нового материала // Химия в школе. – 2005. – №1. – С. 43–45.
Кузнецова Н.Е., Герус С.А. Формирование обобщенных умений на основе алгоритмизации и компьютеризации обучения // Химия в школе. – 2002. – №5. – С. 16–20.
Нифантьев Э.Е., Ахлебинин А.К., Лихачев В.Н. Компьютерные модели и их использование в обучении химии // Информатика и образование. – 2002. – №7. – С. 77–85.
Павлова Н.Н. Компьютер как инструмент сбора информации на уроке
химии // Информатика и образование. – 2003. – №9. – С. 82–85.
Агальцов В.П. Контроль знаний – доминирующая составляющая образовательного процесса // Информатика и образование. – 2005. – №2. – С. 94–96.
Черняев Н.Н., Ахметов М.А. Тестовые задания и индивидуализация обучения // Химия в школе. – 2001. – №8. – С. 46–49.
Христочевский С.А. Зачем нужна модернизация учебного процесса? // Новые информационные технологии в образовании: Доклады и выступления участников IX международной научно-практической конференции «Комплексная модернизация процесса обучения и управления образовательными учреждениями с использованием технологий 1С». – 2009. – Ч. 2. – С. 48–54.
Akhmetova A., Seiitkazy P., Zhangazieva T., Abilkhairova Zh., Аlikulova S., Ashimbekova B. Adaptation of Students to Professional-Oriented Activities Based on Media Technologies // Cypriot Journal of Educational Science. – 2022. – №17(1). – P. 320–332. https://doi.org/10.18844/cjes.v17i1.6717
Жансугурова К.Т. Жоғары оқу орындарында интерактивті оқыту технологияларын пайдаланудың тиімділігі // Абай атындағы ҚазҰПУ Хабаршысы. «Педагогика ғылымдары» сериясы. – 2020. – №2(66). – C. 137–142.
Сулейменова О.Я., Маханова Қ.А., Құбаева Г.С. Мамандыққа бағытталған химияны оқыту курсына дидактикалық құралдар көмегімен деңгейлік тапсырмалар құрастыру // Абай атындағы ҚазҰПУ Хабаршысы. «Педагогика ғылымдары» сериясы. – 2018. – №2(58). – С. 187–192.
Сечко О.И. Тест как форма обучения и контроля знаний по химии // БГУ: электрон. журнал. – 2012. [Электронный ресурс]. URL: http://elib.bsu.by/handle/123456789/13054. (қаралған күні 12.10.2022)
Bortnik B., Stozhko N., Pervukhina I. Context-Based Testing as Assessment Tool in Chemistry Learning on University Level // Educ. Sci. – 2021. – №11(8), 450. https://doi.org/ 10.3390/educsci11080450
Дубовицкая Т.Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации // Психологическая наука и образование. – 2002. – T.7. – №2. – С. 42–45.
Тульчинский М.Е. Делектарность – одна из форм активизации учебного процесса в средней школе // Методическая подготовка учителя физики. – 1977. – Выпуск 1. – С. 48–51.
REFERENCES
Vasilieva P.D., Kuznecova N.E. Obuchenie himii [Chemistry teaching]. – SPb.: KARO, 2003. – 128 s. [in Russian]
Gerus S.A. Teoria i praktika racionalizacii processa obuchenia himii v srednei shkole [Theory and practice of rationalizing the process of teaching chemistry in secondary school]: Monografia. – SPb.: Izd-vo RGPU im. A.I. Gercena, 2003. – 160 s. [in Russian]
Ahlebinin A.K. Sistema mnogofunkcionalnyh interaktivnyh obuchaiushih zadani s multimedia komponentami dlia elektronnogo uchebnika himii [The system of multifunctional interactive learning tasks with multimedia components for an electronic chemistry textbook] // Sbornik nauchnyh rabot laureatov oblastnyh premi i stipendi. Vypusk 2. – Kaluga: KGPU im. K.E. Ciolkovskogo, 2006. – S. 107–115. [in Russian]
Egorova Iu.N. Multimedia tehnologia kak sredstvo povyshenia effektivnosti obuchenia v shkole [Multimedia technology as a means of improving the effectiveness teaching at school] // Informatika i obrazovanie. – 2004. – №7. – S. 99–101. [in Russian]
Zaicev O.S. Metodika obuchenia himii: Teoreticheski i prikladnoi aspekty [Methods of teaching chemistry: Theoretical and applied aspects]: Ucheb. dlia stud. vyssh. ucheb. zavedeni. – M.: VLADOS, 1999. – 384 s. [in Russian]
Guzeev V.V. Pokolenia obrazovatelnyh tehnologi: tehnologii obrazovania v globalnom informacionnom soobshestve [Generations of educational technologies: technologies of education in the global information community] // Himia v shkole. – 2004. – №2. – S. 12–18. [in Russian]
Avanesov B.C. Soderjanie testa: teoreticheski analiz [Test content: theoretical analysis] // Himia v shkole. – 1994. – №2. – S. 30–37. [in Russian]
Ksenofontova I.N. Razvitie poznavatelnoi deiatelnosti uchashihsia v usloviah individualizacii obuchenia [Development of cognitive activity of school students in the conditions of individualization learning] // Himia v shkole. – 2006. – №3. – S. 15–22. [in Russian]
Cherniaev N.N., Ahmetov M.A. Testovye zadania i individualizacia obuchenia [Test tasks and individualization of training] // Himia v shkole. – 2001. – №8. – S. 46–49. [in Russian]
Ustinova T.V. Testovyi samo- i vzaimokontrol pri izuchenii novogo materiala [Test self- and mutual control during the study of new material] // Himia v shkole. – 2005. – №1. – S. 43–45. [in Russian]
Kuznecova N.E., Gerus S.A. Formirovanie obobshennyh umeni na osnove algoritmizacii i kompiuterizacii obuchenia [Formation of generalized skills based on algorithmization and computerization of teaching] // Himia v shkole. – 2002. – №5. – S. 16–20. [in Russian]
Nifantiev E.E., Ahlebinin A.K., Lihachev V.N. Kompiuternye modeli i ih ispolzovanie v obuchenii himii [Computer models and their use in teaching chemistry] // Informatika i obrazovanie. – 2002. – №7. – S. 77–85. [in Russian]
Pavlova N.N. Kompiuter kak instrument sbora informacii na uroke himii [Computer as a tool for collecting information in chemistry class] // Informatika i obrazovanie. – 2003. – №9. – S. 82–85. [in Russian]
Agalcov V.P. Kontrol znani – dominiruiushaia sostavliaiushaia obrazovatelnogo processa [Knowledge control – the dominant component of the educational process] // Informatika i obrazovanie. – 2005. – №2. – S. 94–96. [in Russian]
Cherniaev N.N., Ahmetov M.A. Testovye zadania i individualizacia obuchenia [Test tasks and individualization of teaching] // Himia v shkole. – 2001. – №8. – S. 46–49. [in Russian]
Hristochevski S.A. Zachem nujna modernizacia uchebnogo processa? [Why do need to modernize the educational process?] // Novye informacionnye tehnologii v obrazovanii: Doklady i vystuplenia uchastnikov IX mejdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferencii «Kompleksnaia modernizacia processa obuchenia i upravlenia obrazovatelnymi uchrejdeniami s ispolzovaniem tehnologi 1S». – 2009. – Ch. 2. – S. 48–54. [in Russian]
Akhmetova A., Seiitkazy P., Zhangazieva T., Abilkhairova Zh., Аlikulova S., Ashimbekova B. Adaptation of Students to Professional-Oriented Activities Based on Media Technologies // Cypriot Journal of Educational Science. – 2022. – №17(1). – P. 320–332. https://doi.org/10.18844/cjes.v17i1.6717
Jansugurova K.T. Jogary oqu oryndarynda interaktivtі oqytu tehnologialaryn paidalanudyn tiіmdіlіgі [Effectiveness of using interactive teaching technologies in higher educational institutions] // Abai atyndagy QazUPU Habarshysy. «Pedagogika gylymdary» seriasy. – 2020. – №2(66). – C. 137–142. [in Kazakh]
Suleimenova O.Ia., Mahanova Q.A., Qubaeva G.S. Mamandyqqa bagyttalgan himiany oqytu kursyna didaktikalyq quraldar komegіmen dengeilіk tapsyrmalar qurastyru [Drafting of level tasks using didactic tools for a specialty-oriented chemistry teaching course] // Abai atyndagy QazUPU Habarshysy. «Pedagogika gylymdary» seriasy. – 2018. – №2(58). – S. 187–192. [in Kazakh]
Sechko O.I. Test kak forma obuchenia i kontrolia znani po himii [Test as a form of teaching and control knowledge in chemistry] / BGU: elektron. jurnal. – 2012. [Electronic resource]. URL: http://elib.bsu.by/ handle/ 123456789/13054. (date of access 12.10.2022) [in Russian]
Bortnik B., Stozhko N., Pervukhina I. Context-Based Testing as Assessment Tool in Chemistry Learning on University Level // Educ. Sci. – 2021. – №11(8), 450. https://doi.org/ 10.3390/educsci11080450
Dubovickaia T.D. Metodika diagnostiki napravlennosti uchebnoi motivacii [Methods diagnostics of the orientation training motivation] // Psihologicheskaia nauka i obrazovanie. – 2002. – T.7. – №2. – S. 42–45. [in Russian]
Tulchinski M.E. Delektarnost – odna iz form aktivizacii uchebnogo processa v srednei shkole [Delectarity – one of the forms activation educational process in secondary school] // Metodicheskaia podgotovka uchitelia fiziki. – 1977. – Vypusk 1. – S. 48–51. [in Russian]