Формы организации инклюзивного образовательного процесса при обучении информатике
166 465
Ключевые слова:
формы обучения, инклюзивное образование, информатика, сервисы, организация обучения.Аннотация
Сегодня в стране активно идет процесс совершенствования системы
образования. Наряду с решением повседневных проблем принимаются системные меры для того, чтобы дети имели равные возможности для всех. В статье рассмотрены формы организации процесса инклюзивного образования при обучении школьников информатике.
Опыт инклюзивного обучения ставит перед общеобразовательной школой и учителями ряд проблем. К числу таких проблем относятся вопросы организации уроков в инклюзивном классе, выбор формы обучения детей с особыми образовательными потребностями, а также
другие вопросы организации образовательного и воспитательного процесса. В статье представлены пути решения вышеуказанных проблем. Важность исследований в области организации обучения в условиях инклюзивного образования обусловлена необходимостью
разработки гибкой системы образования с учетом индивидуальных потребностей обучающихся. Современная система образования предлагает две взаимосвязанные формы обучения для детей с особыми образовательными потребностями, это инклюзивная форма
обучения, позволяющая непосредственно участвовать в жизни общеобразовательной школы и обучения на дому, при которой разрабатывается индивидуальная программа обучения. В
статье рассматривается возможность применения возможностей интернет-сервисов при реализации указанных форм обучения.
Библиографические ссылки
ПАЙДАЛАНЫЛҒАН ӘДЕБИЕТТЕР ТІЗІМІ
Мемлекет басшысы Қ.К. Тоқаевтың 2021 жылдың 1 қыркүйегіндегі «Халық бірлігі және жүйелі реформалар – ел өркендеуінің берік негізі» атты Қазақстан халқына жолдауы. 2021 ж. [Электронды ресурс]. URL: https://www.akorda.kz/kz/memleket-basshysy-kasym-zhomart-tokaevtynkazakstan-halkyna-zholdauy-183555 (қаралған күні 19.03.22)
Газейкина А.И., Таразанова К.Н. Обучение информатике и информационно-коммуникационным технологиям учащихся с ограниченными возможностями здоровья // Актуальные вопросы преподавания математики, информатики и информационных технологий. – 2019. – №4. – С. 202–213.
Полат Е.С., Моисеева М.В., Петров А.Е. Педагогические технологии дистанционного обучения. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 400 с.
«2022–2023 оқу жылында Қазақстан Республикасының орта білім беру ұйымдарында оқу-тәрбие процесін ұйымдастырудың ерекшеліктері туралы». Әдістемелік нұсқау хат. – Нұр-Сұлтан: Ы. Алтынсарин атындағы ҰБА, 2022. – 320 б.
«Білім беру ұйымдарында психологиялық-педагогикалық қолдап отыру қағидаларын бекіту туралы» Қазақстан Республикасы Білім және ғылым министрінің 2022 жылғы 12 қаңтардағы №6 бұйрығы. [Электронды ресурс]. URL: https://adilet.zan.kz/kaz/docs/V2200026513/history (қаралған күні 19.03.2022)
Носкова Г.В., Голубева М.С., Никитина С.М. Методические рекомендации по организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья на общеобразовательных уроках в школе: учеб. пос. – Кострома: Костромский областной институт развития образования, 2010. – 57 с. 7. Потапова А.И. Методика организации школьного урока информатики в рамках инклюзивного образования // Современная педагогика. – 2016. – №6. [Электронды ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2016/06/5763 (қаралған күні 20.03.2022)
Legault F. and Laferriere T. Impact of a Networked Computer-assisted Project-based Pedagogy on Motivational Beliefs and Work Involvement of Secondary Level Students. Pan-Canadian Education Research Agenda Symposium // Information Technology and Learning. April 30–May 2, 2002. Montreal. – 23 s. 9. Kaреш Г., Тезель Е. Исследование развивающих игр и эффекта игрушек во время обучения детей дошкольного возраста // Сибирский педагогический журнал. – 2015. – №2. – С. 130–134.
Lahm E.A. Assistive Technology Specialists: Bringing Knowledge of Assistive Technology to School Districts // Remedial and Special Education. – 2003. – Т. 24 №3. – S. 141–153.
Маханова А.С. Инклюзивті білім беру жағдайында информатиканы оқытудың интерактивті әдістері // Қарағанды университетінің Хабаршысы. «Педагогика» сериясы. – 2021. – №3. – Б. 76–82.
REFERENCES
Memleket basshysy Q.K. Toqaevtyn 2021 jyldyn 1 qyrkuiegіndegі «Halyq bіrlіgі jane juielі reformalar – el orkendeuіnіn berіk negіzі» atty Qazaqstan halqyna joldauy. 2021 j. [Address to the people of Kazakhstan «Unity of the people and systemic reforms – a solid foundation for the prosperity of the country»]. [Elektrondy resurs]. URL: https://www.akorda.kz/en/state-of-the-nation-addressby-president-of-the-republic-of-kazakhstan-kassym-jomart-tokayev-38126. (qaralgan kunі 19.03.22)
Gazeikina A.I., Tarazanova K.N. Obuchenie informatike i informacionno-kommunikacionnym tehnologiiam uchashihsia s ogranichennymi vozmojnostiami zdorovia [Teaching computer science and information and communication technologies to students with disabilities] // Aktualnye voprosy prepodavaniia matematiki, informatiki i informacionnyh tehnologiy. – 2019. – №4. – S. 202–213. [in Russian].
Polat E.S., Moiseeva M.V., Petrov A.E. Pedagogicheskie tehnologii distantsionnogo obucheniia [Pedagogical technologies of distance learning]. – M.: Izdatelskiy centr «Akademiia», 2008. – 400 s. [in Russian]
«2022–2023 oqu jylynda Qazaqstan Respublikasynyn orta bіlіm beru uiymdarynda oqu-tarbie procesіn uiymdastyrudyn erekshelіkterі turaly». Adіstemelіk nuskau hat [On the peculiarities of the organization of the educational process in secondary education organizations of the Republic of Kazakhstan in the 2022–2023 academic year. Methodical instruction letter]. – Nur-Sultan: Y. Altynsarin atyndagy UBA, 2022. – 320 b. [in Kazakh]
«Bіlіm beru uiymdarynda psihologiialyq-pedagogikalyq qoldap otyru qagidalaryn bekіtu turaly» Qazaqstan Respublikasy Bіlіm jane gylym ministrіnіn 2022 jylgy 12 qantardagy №6 buirygy [Order of the minister of Education and science of the Republic of Kazakhstan «On approval of the rules for
psychological and pedagogical support in educational organizations»] [Elektrondy resurs]. URL: https://adilet.zan.kz/kaz/docs/V2200026513/history (qaralgan kunі 19.03.2022) [in Kazakh]
Noskova G.V., Golubeva M.S., Nikitina S.M. (2010). Metodicheskie rekomendacii po organizacii korrekcionno-razvivaiushei raboty s detmi s ogranichennymi vozmojnostiami zdorovia na obsheobrazovatelnyh urokah v shkole [Methodological recommendations for the organization of correctional and developmental work with children with disabilities in general education lessons at school]. – Kostroma: Kostromskiy oblastnoi institut razvitiia obrazovaniia, 2010. – 57 s. [in Russian].
Potapova A.I. Metodika organizacii shkolnogo uroka informatiki v ramkah inkliuzivnogo obrazovaniia [Methods of organizing a school lesson in computer science in the framework of inclusive education] // Sovremennaia pedagogika. – 2016. – №6. [Elektrondy resurs]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2016/06/5763 (qaralgan kunі 20.03.22) [in Russian]
Legault F. and Laferriere T. Impact of a Networked Computer-assisted Project-based Pedagogy on Motivational Beliefs and Work Involvement of Secondary Level Students. Pan-Canadian Education Research Agenda Symposium // Information Technology and Learning. April 30–May 2, 2002. Montreal. – 23 s.
Karesh G., Tezel E. Issledovanie razvivaiushih igr i effekta igrushek vo vremia obucheniia detei doshkolnogo vozrasta [Research of educational games and the effect of toys during the education of preschool children] // Sibirskiy pedagogicheskiy jurnal. – 2015. – №2. – S. 130–134. [in Russian]
Lahm E.A. Assistive Technology Specialists: Bringing Knowledge of Assistive Technology to School Districts // Remedial and Special Education. – 2003. – Т. 24. №3. – S. 141–153.
Mahanova A.S. Inkliuzivtі bіlіm beru jagdaiynda informatikany oqytudyn interaktivtі adіsterі [Interactive methods of teaching computer science in the context of inclusive education] // Qaragandy universitetіnіn Habarshysy. «Pedagogika» seriiasy. – 2021. №3. – B. 76–82. [in Kazakh]