РАЗВИТИЕ ПОЗИТИВНОЙ ЭТНОИДЕНТИФИКАЦИИ И КУЛЬТУРЫ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

61 146

Авторы

  • Д.М. КАБЕНОВА Евразийский Национальный университет имени Л.Н. Гумилева
  • Н.С. БИСАЛИЕВА

Ключевые слова:

этноидентификация, культура межэтнической коммуникации, этническая самоидентификация студентов, иностранный язык, методы развития этноидентификации.

Аннотация

В статье освещаются теоретические вопросы категорий «этноидентификация», «межэтническая коммуникация». Авторы рассматривают вопросы теоретических предпосылок исследования этнической идентичности студентов в отечественной и зарубежной науке. Подробно описаны показатели и свойства этнической идентичности. Особое внимание уделяется вопросам взаимовлияния и взаимообусловленности позитивной этноидентификации студента и культуры его межэтнической коммуникации. Авторами обосновывается тезис о роли дисциплины «Иностранный язык» в развитии этнической идентичности студентов и в совершенствовании культуры межэтнической коммуникации. В статье предлагаются различные методы, формы и приемы работы по развитию этнической идентификации студентов. В данном исследовании широко представлен методический инструментарий педагогов – преподавателей иностранного языка: методы проблемного обучения, научно-поисковая деятельность студентов, работа с аудио-, видеоматериалом и др. Важная роль в развитии этноидентификации и межэтнической коммуникации принадлежит работе с малыми жанрами устного народного творчества, а также с переводами известных произведений на английский язык. Представлены результаты исследования этнической самоидентификации студентов, изменения отношения студентов к представителям других этносов вследствие целенаправленной деятельности в данном аспекте. Позитивная самоидентификация студентов рассматривается как предпосылка и залог позитивной межэтнической коммуникации.

Библиографические ссылки

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения / Под ред. А.М. Арсеньева. – М.: Педагогика, 1982. – 704 с.

Словарь терминов межкультурной коммуникации / [И.Н. Жукова и др.]: под ред. М.Г. Лебедько и З.Г. Прошиной. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2013. – 263 с.

Черникова В.Е. Межэтническая коммуникация в контексте современного поликультурного пространства // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2015. – № 3. Ч. 3. – С. 196–200.

Платонов Ю.П. Основы этнической психологии. – СПб.: Речь, 2003. – 452 с.

Садохин А.П. Основы этнологии: учебное пособие. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 354 с.

Карнышев А.Д. Феномены межэтнического взаимодействия и межкультурная компетентность // Сибирский психологический журнал. – 2008. – №28. – С. 21–28.

Кенжебаева А.Т., Сансызбаева Д.Б., Касымова Г.К. Психолого-педагогические условия формирования межкультурной компетенции у студентов // Ясауи университетінің хабаршысы. – 2022. – №1 (123). – С. 92–101.

Гузикова М.О., Фофанова П.Ю. Основы теории межкультурной коммуникации: учебное пособие. – Екатеринбург: Урал, 2015. – 124 с.

Kekilbaev A. End of the legend. / Translated by Marina Vladi Kartseva and I.K. – Brooklyn; NY.: Metropolitan Classics Press, 2016. – 286 p.

Yelubay S. Lonely Yurt. / Translated into English by Katrin Fitzpatrick. – Brooklyn; NY.: Metropolitan Classics Press, 2016. – 294 p.

Zhunusov S. Amanai and Zamanai. / Translated into English by S.Geoghegan, edited by S. Hollingsworth. – London: Create Space, 2018. – 296 p.

Ускенбаева С.Т. Формирование этнокультурных интересов студентов Казахстана: монография. – Караганда: ИП Боровский А.А., 2017. – 181 с.

Рыжова С.В. Этническая идентичность в контексте толерантности. – М.: Альфа-М, 2011. – 280 с.

Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности личности / под ред. Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой, Т.Ю. Прокофьевой, О.А. Кравцовой – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2003. – 112 с.

Матис В.И. Поликультурное образование в современном обществе: монография. – Барнаул: Изд-во АГИК, 2016. – 307 с.

Кожахметова К.Ж. Поликультурное образование в условиях многоэтнического Казахстана: проблемы и перспективы // Вестник Челябинского государственного университета. Образование и здравоохранение. – 2016. – №1. – С. 93–96.

REFERENCES

Kapterev P.F. Izbrannye pedagogicheskie sochineniia [Selected pedagogical writings] / Pod red. A.M. Arsenieva. – M.: Pedagogika, 1982. – 704 s. [in Russian]

Slovar terminov mejkulturnoi kommunikacii [Glossary of intercultural communication terms] / [I.N. Jukova i dr.]: pod red. M.G. Lebedko i Z.G. Proshinoi. – M.: FLINTA: Nauka, 2013. – 263 s. [in Russian]

Chernikova V.E. Mejetnicheskaia kommunikaciia v kontekste sovremennogo polikulturnogo prostranstva [Interethnic communication in the context of modern multicultural space] // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i iuridicheskie nauki, kulturologiia i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. – Tambov: Gramota, 2015. – № 3. Ch. 3. – S. 196–200. [in Russian]

Platonov Iu.P. Osnovy etnicheskoi psihologii [Fundaments of ethmic psychology]. – SPb.: Rech, 2003. – 452 s. [in Russian]

Sadohin A.P. Osnovy etnologii: uchebnoe posobie [Fundamentals of ethnology: textbook]. – M.: Iuniti-Dana, 2012. – 354 s. [in Russian]

Karnyshev A.D. Fenomeny mejetnicheskogo vzaimodeistviia i mejkulturnaia kompetentnost [Phenomena of interethnic interaction and intercultural competence] // Sibirski psihologicheski jurnal. – 2008. – №28. – S. 21–28. [in Russian]

Kenjebaeva A.T., Sansyzbaeva D.B., Kasymova G.K. Psihologo-pedagogicheskie usloviia formirovaniia mejkulturnoi kompetencii u studentov [Psychological and Pedagogical Conditions for the Formation of Intercultural Competence in Students] // Iasaui universitetіnіn habarshysy. – 2022. – №1 (123). – S. 92–101. [in Russian]

Guzikova M.O., Fofanova P.Iu. Osnovy teorii mejkulturnoi kommunikacii: uchebnoe posobie [Fundamental of the theory of intercultural communication: textbook]. – Ekaterinburg: Ural, 2015. – 124 s. [in Russian]

Kekilbaev A. End of the legend. / Translated by Marina Vladi Kartseva and I.K. – Brooklyn; NY.: Metropolitan Classics Press, 2016. – 286 p.

Yelubay S. Lonely Yurt. / Translated into English by Katrin Fitzpatrick. – Brooklyn; NY.: Metropolitan Classics Press, 2016. – 294 p.

Zhunusov S. Amanai and Zamanai / Translated into English by S.Geoghegan, edited by S. Hollingsworth. – London: Create Space, 2018. – 296 p.

Uskenbaeva S.T. Formirovanie etnokulturnykh interesov studentov Kazakhstana: monografiia [Formation of ethnocultural interests of students of Kazakhstan: monograph]. – Karaganda: IP Borovski А.А., 2017. – 180 s. [in Russian]

Ryjova S.V. Etnicheskaia identichnost v kontekste tolerantnosti [Ethnic identity in the context of tolerance]. – M.: Alfa-M, 2011. – 280 s. [in Russian]

Praktikum po psihodiagnostike i issledovaniiu tolerantnosti lichnosti [Workshop on psychodiagnostics and the study of personal tolerance] / pod red. G.U. Soldatovoi, L.A. Shaigerovoi, T.Iu. Prokofievoi, O.A. Kravcovoi – M.: MGU im. M.V. Lomonosova, 2003. – 112 s. [in Russian]

Matis V.I. Polikulturnoe obrazovanie v sovremennom obshestve: monografiia [Multicutural education in modern society: monograph]. – Barnaul: Izd-vo AGIK, 2016. – 307 s. [in Russian]

Kojahmetova K.J. Polikulturnoe obrazovanie v usloviiah mnogoetnicheskogo Kazahstana: problemy i perspektivy [Polycultural education in conditions of multiethnic Kazakhstan: problems and prospects] // Vestnik Cheliabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Obrazovanie i zdravoohranenie. – 2016. – №1. – S. 93–96. [in Russian]

Загрузки

Опубликован

2022-12-29

Выпуск

Раздел

ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

Похожие статьи

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.