ПРОИЗВЕДЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЖИВОПИСИ В ОСВОЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПЕДВУЗОВ
104 156
Ключевые слова:
духовное возрождение, культурное наследие, произведения живописи, этнокультурологический компонент, современные методы, содержательное наполнение, учебно-методическое обеспечение.Аннотация
В статье актуализируется идея выработки системно-моделирующих подходов к освоению студентами педагогических вузов технологий, обеспечивающих использование произведений отечественной живописи в учебно-воспитательном процессе. В рамках реализуемого проекта «Дидактический потенциал отечественной живописи в реализации программы духовного возрождения нации» проводится исследование, направленное на содержательное и дидактическое обеспечение работы с произведениями казахстанских художников в неукоснительном следовании программе духовного возрождения, методический аспект которой изложен в патриотическом акте «Туған жер». Актуальность работы по внедрению отечественной живописи в учебно-воспитательный процесс продиктована современными требованиями: в ряду научных исследований, посвященных различным видам национального искусства казахов и использованию его потенциала в духовном возрождении нации, обращение к произведениям отечественной живописи рассматривается как действенное средство обучения. Участники проекта объективируют мысль о синкретичном подходе к использованию этого средства: выдвигая на первый план знаниевую парадигму и учитывая возможности живописи как вида искусства, необходимо рассмотреть дидактический аспект использования произведений отечественных художников в учебно-воспитательном процессе.
Научная значимость Проекта «Дидактический потенциал отечественной живописи в реализации программы духовного возрождения нации» заключается в рассмотрении национального духа этого вида отечественного творчества в ряду фольклорного, литературного, театрального, музыкального наследия казахского народа для использования в качестве одной из действенных форм презентации этнокультурологических воззрений казахского народа. Новизна проекта заключается в том, что в нем представлено системно-моделированное описание работы по духовному становлению учащихся общеобразовательных школ через подготовку будущих учителей в условиях современных педагогических вузов. Значимость такого рода подготовки доказывается материалами проводимых экспериментов, в которых принимали участие как заявленные в Проекте
исполнители, так и учителя разного типа школ. Отбор, проверка и описание инновационных
технологий в работе с произведениями живописи ориентированы и на активизацию
эмоционального восприятия обучаемых, и на привитие им навыков творческого анализа
произведений живописи, и на обобщение теоретических положений, способствующих
освоению духовного наследия народа.
Статья представляет собой аналитическое исследование тех направлений работы,
которые должны быть выполнены на втором этапе исследования, определяющего
актуальность и особенности формирования навыков работы педагогов с учащимися
общеобразовательных школ в рамках программы «Туған жер».