Q.A.Iasaýı atyndaǵy Halyqaralyq qazaq-túrіk ýnıversıtetіnіń habarlary https://journals.ayu.edu.kz/index.php/news <p>Қ.А.Ясауи атындағы Халықаралық қазақ-түрік университетінің хабарлары (математика, физика, информатика сериясы) журналы 2017 жылдан бастап жылына 4 рет жарыққа шығады. Журналға Қазақстан Республикасы инвестициялар және даму министрлігі, байланыс, ақпараттандыру және ақпарат комитетінің мерзімді баспасөз басылымын және ақпараттық агенттікті есепке қою туралы куәлігі №15721-Ж (04.12.2015ж.) алынды. Журнал 2016 жылғы мамыр айынан бастап Париж қаласындағы халықаралық ISSN орталығында тіркелген (ISSN 2524-0080).</p> ru-RU ayu-habarlari@ayu.edu.kz (Habarlari) ayu-habarlari@ayu.edu.kz (Habarlari) Wed, 27 Mar 2024 00:00:00 +0000 OJS 3.3.0.8 http://blogs.law.harvard.edu/tech/rss 60 Обнаружение DDoS-атак в SDN-ориентированных автомобильных самоорганизующихся сетях https://journals.ayu.edu.kz/index.php/news/article/view/3441 <p>Физические характеристики современных городских перекрестков и потоки движения, вызванные непланируемыми дорожными пересечениями, приводят к множеству негативных последствий, таких как потери времени/денег, стресс, увеличение расхода топлива и другие. Поэтому в академических и коммерческих кругах проводится множество исследований систем управления дорожным движением, являющихся приложением умных городов. В последние годы было замечено, что архитектура VANET (Адаптивные сети для транспортных средств), которая легко позволяет осуществлять коммуникацию между транспортными средствами или с устройствами на обочине, тем самым перенося соответствующие данные о движении в центр, часто используется в этих исследованиях. Появление новой технологии, как сетевая архитектура, Программно-определяемые сети (SDN), принесла много преимуществ, таких как высокая доступность, масштабируемость и производительность, но также ввела новые уязвимости безопасности, нацеленные на атакующих. В этом исследовании в основном сосредоточено внимание на подходе к обнаружению на основе ресурсов путем объединения возможностей сетевой архитектуры, определенной программной сети, и технологии s-Flow-RT против распределенных атак типа "отказ в обслуживании". В рамках этой работы было проведено симуляционное исследование, в ходе которого была осуществлена атака DDoS (Распределенный отказ в обслуживании) на базе SDN (Программно-определяемые сети), и были изучены изменения в данных до и после атаки. Для создания трафика для DDoS-атаки использовалось приложение Hping3. В качестве контроллера для создания программно-определенных сетей был выбран контроллер RYU (фреймворк для программно-определенной сетевой архитектуры на базе компонентов), и использовался эмулятор Mininet.</p> <p>Для осуществления атаки в рамках работы использовалась виртуальная машина Ubuntu в традиционных компьютерных сетях.</p> А.Н. Аманов, Д.Ш. Исаков Copyright (c) 2024 https://journals.ayu.edu.kz/index.php/news/article/view/3441 Wed, 27 Mar 2024 00:00:00 +0000 Доступ к корпоративным службам с помощью службы WINDOWS AZURE SERVICE BUS https://journals.ayu.edu.kz/index.php/news/article/view/3442 <p>Служба Windows Azure Service Bus – это распределенная служба обмена сообщениями, предоставляемая Azure, которая позволяет организациям создавать масштабируемые и надежные приложения, взаимодействующие между различными компонентами.</p> <p>Для доступа к корпоративным службам с помощью службы Windows Azure Service Bus вы должны создать учетную запись Azure, создать и настроить службу Azure Service Bus, чтобы получить ключи доступа, и использовать эти ключи для аутентификации и доступа к корпоративным службам.</p> <p>Основные службы Windows Azure Service Bus включают: очереди сообщений (Message Queues): позволяют приложениям посылать и получать асинхронные сообщения через надежную и масштабируемую очередь; тематические подписки (Topic Subscriptions): позволяют приложениям получать сообщения из тематических подписок, которые могут быть направлены на несколько подписчиков; правила маршрутизации (Routing Rules): позволяют определить правила для автоматической маршрутизации сообщений на основе их содержимого; поддержка протоколов (Protocol Support): Служба Service Bus поддерживает различные протоколы связи, включая HTTP, HTTPS, AMQP и MQTT. Это позволяет приложениям использовать различные протоколы для обмена сообщениями с Service Bus. Службы Windows Azure Service Bus являются важной частью интеграционных решений в облаке и позволяют создавать гибкие и расширяемые приложения, которые могут взаимодействовать между собой и с другими сервисами в облаке.</p> Г.Н. КАЗБЕКОВА, К.Б. АМИРТАЕВ, Е.У. СЕРДАЛИЕВ Copyright (c) 2024 https://journals.ayu.edu.kz/index.php/news/article/view/3442 Wed, 27 Mar 2024 00:00:00 +0000 ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПАРАЛЛЕЛЬНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ С ПОМОЩЬЮ ЯЗЫКА PYTHON https://journals.ayu.edu.kz/index.php/news/article/view/3443 <p><strong>.</strong> В этой статье исследуется разработка параллельных программных приложений с использованием языка программирования Python. Параллельное программирование становится все более важным в мире информационных технологий, поскольку многоядерные процессоры и распределенные вычисления становятся все более распространенными. Python предоставляет разработчикам множество инструментов и библиотек для создания параллельных приложений, включая потоки (threads), процессы (processes), и асинхронное программирование.</p> <p>Эта тема охватывает основы параллельного программирования в Python, включая принципы управления потоками и процессами, обработку ошибок, механизмы синхронизации и управление ресурсами. Он также рассматривает асинхронное программирование с использованием библиотеки asyncio, которая позволяет эффективно обрабатывать асинхронные задачи.</p> <p>Кроме того, эта тема поднимает вопросы оптимизации и профилирования параллельных приложений, а также исследует распределенное параллельное программирование с использованием сторонних библиотек и фреймворков. Он также подчеркивает важность тестирования и отладки в контексте параллельного программирования.</p> <p>Исследования и эксперименты в области параллельного программирования с использованием Python помогают разработчикам создавать высокопроизводительные и эффективные приложения, которые могут эффективно использовать многоядерные системы и распределенные вычисления.</p> <p>В этой статье предлагается углубленное исследование, в котором рассматривается, насколько язык Python подходит для обучения параллельному программированию неопытных студентов. Результаты показывают, что существуют препятствия, которые мешают Python сохранять свои преимущества при переходе от последовательного программирования к параллельному.</p> Н.М. Жунисов, А.Т. Баялы, Е.Т. Сатыбалды Copyright (c) 2024 https://journals.ayu.edu.kz/index.php/news/article/view/3443 Wed, 27 Mar 2024 00:00:00 +0000 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КВАНТОВЫХ И КЛАССИЧЕСКИХ АЛГОРИТМОВ В СОВРЕМЕННЫХ ВЫЧИСЛЕНИЯХ https://journals.ayu.edu.kz/index.php/news/article/view/3444 <p>Данная статья представляет собой обзор и сравнительный анализ квантовых и классических алгоритмов в области вычислений. В современном мире идет этап развития высоких технологий. В настоящее время наиболее эффективно реализовать поставленные человечеством цели не только с помощью человеческого мозга, но и с помощью свойств мышления машины. Особенно интенсивно развиваются области искусственного интеллекта и машинного обучения, которые позволяют решать задачи, которые до этого считались только прерогативой человека. Для классического подхода используется быстрая сортировка для предварительной упорядоченности списка, а затем осуществляется поиск целевого элемента. Для квантового подхода применяется алгоритм Гровера, который использует преимущества квантовых вычислений для быстрого поиска элемента в неупорядоченном списке. Результаты сравнения включают в себя время выполнения каждого алгоритма и найденные элементы. Эта работа демонстрирует потенциал квантовых алгоритмов в решении задач поиска и предоставляет практический пример сравнения классических и квантовых методов. Машинное обучение является основным способом оптимизации и автоматизации процессов в промышленности и других отраслях. квантовые вычисления, выполняемые на квантовых компьютерах, и их собственный случай «обучение квантовым машинам» являются настоящей технологией будущего. Однако, несмотря на все преимущества, эти технологии в настоящее время плохо изучены. Исследование, основанное на обзоре литературы, формулировании гипотез, использовании методов программирования и проведении экспериментов, дает новое понимание применения различных типов алгоритмов к различным задачам. Результаты подчеркивают уникальные преимущества квантовых алгоритмов в узкоспециализированных задачах, ограничения на их использование из-за технологических вызовов и предлагают гибридный подход как будущее вычислений.</p> Е.У. Сердалиев, А.С. Баймаханова Copyright (c) 2024 https://journals.ayu.edu.kz/index.php/news/article/view/3444 Wed, 27 Mar 2024 00:00:00 +0000 Эффективность использования электронных ресурсов в обучении физике https://journals.ayu.edu.kz/index.php/news/article/view/3439 <p>В статье рассматриваются процессы развития современного информационного общества и электронные образовательные ресурсы, вызывающие необходимость применения информационных технологий в сфере образования. Использование в образовании обновленных методов обучения, работа в инновационном направлении является важной частью современных требований. В образовании, обучении цифровые технологии создают новый контекст, в настоящее время научно-исследовательские центры дополняют новые информационные технологии теми ресурсами, которые они создают по доставке информации. Рассмотрены особенности работы с электронными образовательными ресурсами, методы оценки заданий, а также возможности использования электронных средств обучения и оценки их эффективности.</p> <p>Электронные ресурсы могут эффективно помочь на всех этапах учебного процесса, включая интерпретацию новых материалов, повторение темы, закрепление и оценку знаний и навыков. Отмечается, что электронные образовательные ресурсы могут быть представлены в различных форматах, таких как текст, графика, фотографии, видео, звук и анимация, что свидетельствует об особенностях использования мыслительных и практических способностей и различных способов восприятия. Установлено, что использование электронных образовательных ресурсов в учебном процессе расширяет возможности применения новых информационных технологий. Кроме того, на уроках физики, в том числе в отделе атомного строительства, проведен ряд анализов электронных образовательных ресурсов, призванных способствовать освоению новых возможностей, развитию творческих навыков с использованием современных электронных ресурсов. Также мы остановились на электронных ресурсах, способствующих самостоятельной работе и повышению интереса к занятиям.</p> <p>Рассмотрены возможности инновационных видов образовательных ресурсов, сформированных на основе использования инновационных информационно-коммуникационных технологий, и различные пути их реализации в современной педагогике.</p> А.С. Максат, А.Х. Сарыбаева Copyright (c) 2024 https://journals.ayu.edu.kz/index.php/news/article/view/3439 Wed, 27 Mar 2024 00:00:00 +0000 Математические понятия как основа решения физических задач https://journals.ayu.edu.kz/index.php/news/article/view/3440 <p>Математические понятия играют фундаментальную роль в физике. Они используются для выражения физических законов и отношений, построения моделей физических систем и решения физических проблем.</p> <p>В статье мы отметили, что применение математики в физике имеет ряд особенностей, которые отличают ее от применения математики в других областях науки. В частности, физики используют математику для выражения физического смысла, а не для абстрактного изучения математических структур. Это приводит к ряду различий в использовании</p> <p>символов и семантики физиками и математиками.</p> <p>В физике символы часто используются для представления физических величин, а не только абстрактных чисел. Например, символ E может использоваться для представления энергии, M - для массы, а c - для скорости света. Это позволяет физикам использовать математику для естественного и интуитивного выражения физических законов и отношений.</p> <p>Кроме того, физики часто используют единицы измерения при интерпретации математических выражений. Например, уравнение E=mc^2 означает, что энергия равна массе, умноженной на скорость света в квадрате, при условии, что все величины выражены в соответствующих единицах измерения.</p> <p>Применение математики в физике-сложный и многогранный процесс. Это требует не только математических навыков, но и понимания физического значения математических понятий.</p> Н.А. Шектибаев, Р.Х. Розиматов Copyright (c) 2024 https://journals.ayu.edu.kz/index.php/news/article/view/3440 Wed, 27 Mar 2024 00:00:00 +0000 О периодических краевых задачах для нелокального уравнения Пуассона https://journals.ayu.edu.kz/index.php/news/article/view/3435 <p>В данной работе в единичном шаре изучаются краевые задачи с преобразованными аргументами. Преобразование аргументов задаются с помощью отображения типа инволюции. Эти отображения участвуют и в уравнении, и в краевых условиях. Рассматриваемое уравнение является нелокальным аналогом уравнения Пуассона. Краевые условия задаются в виде связи значении искомой функции в верхней полусферы со значением нижней полусферы. Эти условия обобщают известные периодические условия для шаровых областей. При исследовании краевых задач используются свойства инволютивных отображений. Рассматриваемые задачи решаются сведением их к аналогам краевых задач с периодическими условиями для классического уравнения Пуассона. Используя известные утверждения для периодических задач для рассматриваемых задач доказаны теоремы о существовании и единственности решения. Найдены точные условия разрешимости исследуемых задач. Изучены также спектральные вопросы, связанные с периодическими задачами. Найдены собственные функции и собственные значения этих задач.</p> Ж.Б. Джанзакова, Б.Х. ТУРМЕТОВ Copyright (c) 2024 https://journals.ayu.edu.kz/index.php/news/article/view/3435 Wed, 27 Mar 2024 00:00:00 +0000 Методы решения избранных математических задач https://journals.ayu.edu.kz/index.php/news/article/view/3436 <p>В статье дается краткое изложение избранных математических задач, рассматриваются главы, охватывающие избранные задачи, и на конкретных примерах демонстрируется способы решения избранных задач.&nbsp; Известно, что избранные математические задачи обобщены по математическим олимпиадным задачам студентами вуза и школьниками, которые проводились в течение многих лет. Кроме того, путем решения избранных математических задач старшеклассники школы начинают знакомство с элементами высшей математики, которые проходят в вузе. При проведении исследовательской работы проводились выборочные математические задачи анализ изученной литературы, педагогический анализ избранных задач, наблюдение,</p> <p>педагогический эксперимент. Обсуждалось создание методики элективного курса для повышения и поддержки интереса учащихся к математике посредством углубленного изучения в общеобразовательных школах. В ходе исследования для учащихся 10-11 классов школы был проведен контрольные работы&nbsp; из задач, рассмотренных в статье. В результате мы заметили, что в целом у учащихся возникают трудности при решении избранных задач.На элективных курсах обсуждали этот вопрос и рассматривали способы решения.&nbsp; Данная статья и результаты исследования будут полезны учителям общеобразовательных школ, молодым ученым, читателям, которые в будущем будут заниматься наукой в области математики.</p> А.Б. Толеген, М.Д. Кошанова Copyright (c) 2024 https://journals.ayu.edu.kz/index.php/news/article/view/3436 Wed, 27 Mar 2024 00:00:00 +0000 Формирование финансовой грамотности школьников путем обучения решению задач с экономическим содержанием https://journals.ayu.edu.kz/index.php/news/article/view/3437 <p>В данной статье рассматривается проблема развития финансовой грамотности среди населения, особенно среди учащихся общеобразовательных школ. Обсуждается необходимость и методы повышения уровня финансовой грамотности, придавая особое значение учебному предмету "математика". В статье подчеркивается актуальность включения формирования базовых навыков финансовой грамотности как важного аспекта воспитания нового поколения в учебные программы различных школьных предметов. Также рассматриваются пути интеграции навыков финансовой грамотности в обучение математике. В контексте уроков математики предлагаются задачи с реальным финансово-экономическим содержанием, направленные на развитие базовых навыков</p> <p>финансовой грамотности у учащихся 5-6 классов. Эти задачи способствуют освоению основных финансово-экономических понятий, отражающих ключевые аспекты финансовых отношений, а также развитию практических навыков и компетенций. Поскольку математика и финансы имеют общие аспекты, использование математических задач с финансовым контекстом помогает расширить представления учащихся о реальных приложениях математики в повседневной жизни. В статье также демонстрируется, что знание основных финансовых понятий и их применение на практике способствуют формированию понимания,&nbsp; способствовать развитию навыков бережливости и грамотного управления денежными средствами. Эффективность этого процесса подтверждается результатами экспериментов, проведенных в статье.</p> Н.Н. Тобаханов, К.Ж. НАЗАРОВА Copyright (c) 2024 https://journals.ayu.edu.kz/index.php/news/article/view/3437 Wed, 27 Mar 2024 00:00:00 +0000 ОБ ОДНОМ ПОДХОДЕ РЕШЕНИЯ КРАЕВЫХ ЗАДАЧ ДЛЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОГО УРАВНЕНИЯ ТИПА ПАНТОГРАФА https://journals.ayu.edu.kz/index.php/news/article/view/3438 <p>Уравнения пантографа и типа пантографа изучаются издавна. В 1940 г. K. Mahler ввел функционально-дифференциальные уравнения такого типа в теорию чисел. 1971 году J. Ockendon функционально-дифференциальное уравнение с преобразованным аргументом, , было использована для описания динамики токоприемника (пантографа) электровоза. В дальнейшем уравнения типа пантографа изучались в работах многих авторов.</p> <p>В данной статье рассматривается краевая задача для дифференциального уравнения типа пантографа. Для решение поставленной краевой задачи применяется метод параметризации предложенный профессором Д.Джумабаевым. Для этого, значение функции в начальной точке рассматриваемого отрезка, обозначим через параметр &nbsp;и выполним замену переменной &nbsp;Тогда разрешимость исходной краевой задачи сводится к исследованию разрешимости полученной задачи Коши для исходного уравнения и к линейному алгебраическому уравнению для определения введенного параметра. Далее, применяя метод последовательных приближении находим решения задачи Коши для уравнения типа пантографа. Доказывается сходимость полученной последовательности и сходимость его решения к решению задачи Коши для уравнения типа пантографа. Требуя непрерывность свободного члена,&nbsp; устанавливаем его однозначную разрешимость. Полученное решение подставляя в линейное алгебраическое уравнения определим введенный параметр через исходные данные. Полученные выражение подставляя в &nbsp;находим решение исходной задачи. И предполагая однозначную разрешимость линейного алгебраического уравнения, устанавливаем разрешимость краевой задачи для уравнения типа пантографа.</p> Д. Абибулла, К.И. Усманов Copyright (c) 2024 https://journals.ayu.edu.kz/index.php/news/article/view/3438 Wed, 27 Mar 2024 00:00:00 +0000