https://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/issue/feed Вестник университета Ясави 2024-04-02T12:47:12+00:00 Habarshy khabarshi.iktu@ayu.edu.kz Open Journal Systems <p>Журнал "Iasaýı ýnıversıtetіnіń habarshysy" был создан под учредительством университета. 8 октября 1996 г. зарегистрирован в Национальном Агентстве по делам печати и массовой информации Республики Казахстан и выдано свидетельство №232. Индекс №75637. Журнал в 2015 году был перерегистрирован в Комитете связи, информатизации и информации Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан и выдано свидетельство №232-Ж. С 2013 года журнал зарегистрирован в центре ISSN (Международный стандартный серийный номер) в г. Париже. ISSN 2306-7365. е-ISSN 2664-0686. Периодичность журнала: ежеквартально 4 раза в год.</p> https://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/3505 Дистанционное обучение во время пандемии COVID-19: языковые барьеры и новые контенты казахского общества 2024-04-02T04:26:25+00:00 К.У. Есенова kalbike_65@mail.ru К.А. Курманалиев kareke09@mail.ru Ж.К. Балтабаева baltabaevazhanalik@mail.ru <p>Пандемия COVID-19, потрясшая человечество на земле, изменила отношение людей к жизни, психологию, образ жизни. Из-за этой сложной ситуации Всемирная организация здравоохранения объявила чрезвычайное положение международного значения, были проведены различные научные и клинические исследования, и население мира должно было адаптироваться к ситуации. Известно, что в 2020-2022 годах пандемия COVID-19 также стала серьезным испытанием для системы образования во всем мире. Во время пандемии школьники, студенты высших учебных заведений перешли на онлайн-режим, что сделало невозможным обучение в традиционном формате. Когда началась пандемия, было нелегко проводить занятия в дистанционном формате. И преподаватели вузов, и обучающиеся должны были овладеть способами применения информационно-коммуникационных технологий, использовать новые платформы и средства в процессе урока.<br>Цель урока по предметам, методика, методические материалы, организационные формы, выбор средств обучения, организация относится к педагогическому дизайну. Однако, несмотря на систематическое планирование занятий, при организации онлайн-занятий возникли такие проблемы, как невозможность подключения всех обучающихся, плохой интернет, отсутствие устройств, неисправность интернета и др. Все это мешало деятельности обучающихся в процессе занятий в коммуникативно-прагматическом плане. Также при дистанционном обучении в речи студентов встречались лексико-семантические барьеры, на которые влияли случаи, когда в наш язык начали активно вводиться новые термины, трудности с их интерпретацией и ограниченность ZOOM времени на анализ и интерпретацию значения этих слов и т.д. В статье эти моменты были учтены и проанализированы.<br>Изменения привычного быта народа в стране отразились и на его языке, то есть с марта 2020 года наш язык пополнился множеством новых слов, ряд слов и фраз приобрели новые значения, некоторые из них расширили сферу функционирования, перешли от специальной медицинской, социальной сферы к общему использованию. В статье обращено внимание и на виды, использование новых языковых единиц, вошедших в лексику казахского языка при распространении коронавирусной инфекции.</p> 2024-03-30T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 https://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/3508 Оценка разработки для измерения навыков математического мышления у будущих учителей 2024-04-02T04:41:22+00:00 П. Пилтен ppilten@hotmail.com А.А. Куралбаева aliya.kuralbayeva@ayu.edu.kz <p>Математическое рассуждение можно определить как способность людей<br>подходить к ситуациям, с которыми они сталкиваются, с математической точки зрения,<br>исследовать причину и следствие, осмысливать ситуацию и делать рассуждения, которые<br>помогут прийти к логическому выводу, используя математические концепции и символы.<br>Цель исследования – оценить математические прикладные разработки будущих<br>учителей начальной школы, обучающихся в Международном казахско-турецком<br>университете имени Ходжи Ахмеда Ясави, с целью измерения навыков математического<br>рассуждения учащихся начальной школы. С этой целью на уровне начальной школы<br>будущим учителям было предложено (а) идентифицировать и использовать<br>соответствующие рассуждения, (б) распознать и использовать математические<br>знания/паттерны/структуры/общие свойства, (в) распознать различные представления одних и тех же данных, (d) прогнозировать, (e) разработать логические аргументы относительно решения, (f) принять решения о точности решения/результата, (g) сделать обобщения и (h) решить нестандартные задачи.<br>В этом отношении исследование было построено по образцу тематического<br>исследования, одному из качественных методов исследования. В исследовательскую группу<br>вошли в общей сложности 16 студентов, представляющие разные уровни обучения. Для<br>отбора студентов в исследовательскую группу использовался типичный метод выборки. Будущим учителям начальной школы было предложено разработать проекты<br>приложений, в которых они могли бы оценить упомянутые выше аспекты математического<br>рассуждения. Для анализа полученных данных был использован метод контент-анализа,<br>который часто используется в качественных исследованиях. В ходе исследования была<br>просмотрена теоретическая основа и подана заявка 16 студентов, а в конце заявки студенты<br>смогли составить вопросы для всех своих навыков рассуждения. Когда подготовленные ими<br>вопросы были оценены, выяснилось, что цели вопросов соответствуют некоторым из<br>заявленных в литературе.</p> 2024-03-30T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 https://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/3511 ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ПРОГРАММНОЙ КОНЦЕПЦИИ PISA-2021 2024-04-02T04:52:25+00:00 Д.Н. Нургабыл kebek.kz@mail.ru Б.Б. Саткулов bbs.mamyr@gmail.com <p>. В данной статье с помощью результатов проведенного педагогического<br>экспериментального исследования были выявлены образовательные проблемы,<br>возникающие у учителей в процессе обучения школьников математической грамотности:<br>низкая доля практико-ориентированных задач от общего числа учебных задач школьной<br>математики, предназначенных для 15-летних школьников, пассивное отношение учителей к<br>вопросам формирования у школьников математической грамотности. Анализ<br>экспериментальных данных позволил заключить о недостаточности знаний и умений у<br>учителей по вопросам сведения стандартной задачи школьного курса математики к<br>проблемным ситуациям в контексте оценочных задач PISA, составления систем заданий к<br>этим задачам, содержащие алгоритм решения искомой задачи, описания наглядного объекта,<br>позволяющий визуализацию поставленной задачи. Для решения названных проблем в работе<br>предлагается применить модульную технологию в процессе обучения школьников<br>математической грамотности, алгоритмический метод редукции стандартной задачи к<br>оценочно-обучающим заданиям в контексте программной концепции PISA-2021. В работе<br>рассматриваются задания к проблемной ситуации, как объекты мыслительной деятельности<br>учащихся, выделены основные компоненты «Математического рассуждения» школьника. А<br>именно: распознает область задания, вычленяет основные составляющие заданий; подводит<br>данные под известные понятия; устанавливает междисциплинарные связи; применяет<br>индукцию и междисциплинарные знания в составлении математической модели; решает<br>математическую задачу; интерпретирует, оценивает решение в контексте рассматриваемого<br>явления. Анализ алгоритмов решения заданий позволил выделить следующие ключевые<br>структурные компоненты математической грамотности: понимания контекста заданий;<br>умения устанавливать соответствия между различными объектами; применять индукции и<br>знания; строить математические модели; находить решения математических моделей<br>заданий, интерпретировать и оценивать полученные решения; обладать навыками<br>математического рассуждения. Заключительное экспериментальное исследование подтвердило эффективность разработанной методики формирования и развития<br>математической грамотности у 15-летних школьников.&nbsp;</p> 2024-03-30T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 https://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/3513 Формирование профессиональной подготовки будущих учителей химии по дисциплине «Аналитическая химия» 2024-04-02T05:03:34+00:00 Г.Т. Сарбаева gulnar.sarbayeva@ayu.edu.kz Д.К. Берди dinara.berdi@ayu.edu.kz М.Т. Сарбаева makpal.sarbayeva@ayu.edu.kz <p>Сегодня результаты обучения в вузах, готовящих учителей химии,<br>определяются на основе первого уровня Дублинских дескрипторов для бакалавриата и<br>выражаются через конкретную компетенцию. Поэтому результаты обучения формируются<br>на всех уровнях образовательной программы (ОП) подготовки учителей химии, то есть на<br>уровне отдельного предмета, модуля. Особое значение имеет качественная организация<br>содержания базовых дисциплин для достижения будущими специалистами-химиками<br>специальных компетенций. В связи с этим, в статье рассматривается подгатовка будущих<br>химиков-педагогов на базе Международного казахско-турецкого университета имени Ходжи<br>Ахмеда Ясави, где особое внимание уделено методическим аспектам преподавания<br>химических дисциплин, способствующих формированию образованной личности с широким<br>кругозором, высокой культурой мышления.<br>Цель нашей исследовательской работы – комплексный анализ составляющих<br>профессиональных компетенций курса «Аналитическая химия» и подготовка к будущей<br>профессиональной деятельности путем создания методики, формирующей общие и<br>профессиональные компетенции будущего учителя химии. Поэтому в качестве объекта<br>научно-исследовательской работы за основу взят курс «Аналитическая химия».<br>Предоставляются особенности, содержательные и эффективные возможности для общих и<br>профессиональных компетенций, которые анализируются на предмет её содержания,<br>определяется место и значение предмета в системе химического образования, а также<br>формируется при преподавании других химических дисциплин.<br>Ход исследования проблемы организации системы образования с ориентацией на<br>компетентностные позиции основан на действиях контроля, сбора, анализа статистических<br>данных, их обобщения, устного и письменного опроса. На основе полученных результатов<br>следует, что особенно важно наличие у студентов фундаментальных химико-аналитических<br>знаний и различных навыков по решению заданий, ориентированных на эффективные<br>методы обучения и ком</p> 2024-03-30T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 https://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/3515 Эффективность применения информационных технологии в процессе профессиональной подготовки педагога-музыканта 2024-04-02T05:24:59+00:00 М.С. Макашева makashevarita14@mail.ru А.Б. Палымбетова palymbetovaa@list.ru Р.Ж. Ахметов rus.akhmetov.7070@mail.ru <p>В статье рассматривается использование информационнокоммуникационных технологий в процессе инструментальной подготовки будущих педагогов-музыкантов на основе дистанционного обучения. Важность дистанционного обучения для нас заключается в повышении уровня профессиональной инструментальной подготовки обучающихся через создание единой информационной системы образования. Целью данной статьи является обобщение опыта применения дистанционных технологий в преподавании специальных дисциплин в контексте профессиональной подготовки будущего учителя музыки и анализ их эффективных возможностей в данном аспекте. В исследовании</p> 2024-03-30T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 https://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/3517 STEM образование – как инструмент эффективной реализации прикладной направленности преподавания физики 2024-04-02T05:44:10+00:00 И. Усембаева indira.usembayeva@ayu.edu.kz K. Келесбаев kazhymukan.kelesbayev@ayu.edu.kz <p>Учитывая высокую роль будущих учителей физики в развитии<br>естествознания и техники, несомненно, актуальным является вопрос оказания влияния на их<br>профессиональное развитие в конкурентоспособных специалистов. Поэтому существует<br>необходимость создания условий для того, чтобы будущие учителя физики заняли место в<br>мировой конкуренции в области науки и техники путем выявления передовых технологий<br>приобретения профессиональной компетентности и внедрения их в учебный процесс.<br>Являясь одной из передовых технологий, образование STEM позволяет будущим учителям<br>физики стать личностями, способными удовлетворить запросы рынка труда, бизнеса и<br>высокотехнологичных отраслей. Поэтому авторы в исследовательской работе рассмотрели<br>эффективные методы обучения, такие как глубокое и всестороннее усвоение знаний за счет<br>широкого использования STEM-технологий в преподавании физики, а также обнаружили,<br>что мотивация студентов к изучению физики повышается за счет освоения прикладных<br>направлений физики. Мотивация студентов к изучению прикладных направлений физики<br>определялась с помощью анкеты SMTSL. В результате данного исследования было показано,<br>что использование STEM-образования как средства эффективной реализации прикладной<br>направленности обучения физике повышает учебную мотивацию студентов.</p> 2024-03-30T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 https://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/3522 Основные критерии межкультурной компетенции преподавателей вузов в условиях интернационализации 2024-04-02T06:07:33+00:00 К.Н Айдарханова kulyash.aidakhanova@narxoz.kz Н.С. Туякбаева n.tuyakbaeva@gmail.com С.Б. Бейсембаева saltanat.beysembayeva@ayu.edu.kz <p>В настоящей статье изложены некоторые результаты исследования в<br>рамках проекта по теме «Межкультурная компетенция вузовского преподавателя и ее<br>влияние на повышение конкурентоспособности высшего образования в Казахстане». В<br>условиях интернационализации высшего образования перед преподавательским составом<br>университетов встают задачи по обучению студентов различной государственной<br>принадлежности. Современный преподаватель вуза должен обладать не только навыками и<br>компетенциями узкого специалиста, но и способностями коммуницировать в межкультурной образовательной среде, а также быть способным разрешать ситуации, возникающие в межкультурной преподавательской и студенческой среде. В этой связи возникает необходимость формирования у преподавателей новых компетенций, обеспечивающих свободную адаптацию преподавателя в иноязычной, инокультурной среде и способность принимать адекватные решения в межкультурной образовательной среде. Такие компетенции обозначены в теории педагогики как межкультурные компетенции. Авторами статьи проведен анализ подходов к определению межкультурной компетенции<br>преподавателя вуза, а также определены основные компоненты межкультурной компетенции преподавателя. В результате анализа теоретических положений выделены основные критерии межкультурной компетенции и требования к подготовке педагогических кадров для вузовской системы образования. На основе исследования современных подходов к подготовке преподавателей высших учебных заведений определены основные направления для внедрения межкультурной компетенции при подготовке преподавателей в казахстанских вузах.</p> 2024-03-30T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 https://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/3523 Обзорное исследование по использованию геймификации в образовании для развития личности 2024-04-02T06:24:30+00:00 Г.К. Касымова g.kassymova@abaiuniversity.edu.kz M. Нурсултан menkebanu.nursultan@sdu.edu.kz В. Сюй xuwenxin0124@163.com <p>Геймификация в образовательном процессе привлекла внимание<br>преподавателей и политиков за последние три десятилетия, поскольку она может повысить<br>мотивацию учащихся и их участие в различных академических задачах. Внутренняя и<br>внешняя мотивация оказывают особое влияние на познавательные способности учащихся в<br>отношении результатов обучения и улучшают общую успеваемость. Мотивация, которая<br>является важным средством достижения целей обучения, мотивирует учащихся в<br>соответствии с их интересами. Поскольку учащиеся по-разному воспринимают информацию, они могут выбирать виды деятельности исходя из своих учебных предпочтений. В данной статье представлено обзорное исследование использования геймификации в образовании для развития личности. По теме исследования проанализированы десять кейсов геймифицированного обучения и выявлена актуальность цифровой геймификации в образовании. В этом исследовании основное внимание уделяется влиянию геймификации на развитие личности посредством обучения, геймификации в обучении и бизнесе, роли геймификации в образовании и роли английского языка в бизнесе путем внедрения геймификации. В результате авторы подчеркивают роль английского языка в бизнесе и использование геймификации при обучении как иностранному языку. Кроме того, авторы выявляют пробелы в исследованиях и предлагают потенциальные будущие направления исследований в этой области.</p> 2024-03-30T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 https://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/3526 Формирование исследовательских навыков будущих педагогов-биологов посредством практических занятий по биотехнологии 2024-04-02T06:36:27+00:00 Г.И. Исаев gani.isayev@ayu.edu.kz Т.М. Каримжан toleu.karimzhan@ayu.edu.kz А.И. Азимбай abylaikhan.azimbay@ayu.edu.kz <p>В этой статье рассматривается работа по совершенствованию<br>исследовательских навыков студентов-биологов в высшем учебном заведении с помощью<br>лабораторных занятий. В Ботаническом саду Международного казахско-турецкого университета имени Ходжи Ахмеда Ясави для студентов-биологов 3-курса разработано теоретическое обоснование определения эко-биологических особенностей сортов яблок с использованием метода отбора и нашли применение в учебном процессе. В результате проведенных исследований был признан оптимальным методом вегетативного размножения сортов яблони в лабораторных условиях. В этом направлении студентам, отобранным (выделенным на топтоар) для научноисследовательской работы, были предложены теоретические знания, после чего был проведен опрос с целью доработки. Если усвоение знаний составило 65%, то в повторном опросе в конце работы видно, что каждая из двух групп, участвовавших в исследовательской работе, увеличила отобранные ими сорта на 20% и составила 85%. Каждая из двух групп, участвовавших в исследовательской работе, выполняла выбранные ими практические задания и проводила анализ. Результаты исследования показали, что студенты установили, что вакцинация положительно влияет на хороший урожай саженцев, и развили исследовательские навыки. В процессе формирования исследовательского навыка в большинстве случаев большое влияние оказало исследование в процессе практической работы с деятельностным исследованием. Исследовательская работа в ходе выполнения лабораторных работ была рассмотрена последовательность применения к 3 практическим работам, а также представлена информация о положительном влиянии лабораторной работы на качество преподавания дисциплины биотехнология. В соответствии с требованиями современности глобализации, была рассмотрена возможность предварительной подготовки практических способностей обучающихся к конкретной лаборатории с применением технологии STEM.&nbsp;</p> 2024-03-30T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 https://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/3527 Совместная групповая работа как эффективный путь организации практической работы по педагогическим дисциплинам 2024-04-02T06:51:15+00:00 Ж.С. Исмагулова ismagulova_zs@mail.ru <p>В статье идет речь об организации практической работы в педагогическом<br>вузе через совместную групповую работу. Совместная групповая работа – это метод,<br>который развивает критическое мышление и навыки межличностного общения. Данный<br>метод может быть эффективно использован в практической работе в педагогическом вузе.<br>Автор считает, что метод групповой работы позволяет применять теоретические знания на<br>практике. В статье подчеркивается, что групповая работа требует от студентов активного<br>развития многих навыков. Автор считает, что, поскольку типы групповой работы<br>различаются, необходимо правильно выбрать соответствующий тип совместной групповой работы в зависимости от уровня учащихся, цели обучения. Большое внимание уделено<br>выявлению особенностей применения совместной групповой работы в преподавании<br>педагогических дисциплин с целью развития коммуникативного подхода. В статье<br>приводятся примеры использования групповой работы для формирования педагогической<br>деятельности и навыков. Совместная групповая работа считается хорошей мотивацией для<br>студентов, так как направлена на общее интеллектуальное развитие и коммуникативный<br>потенциал студентов в различных малых группах. Совместная групповая работа развивает<br>различные практические навыки, в частности такие способности, как творческое решение<br>задач и принятие решений в группе.<br>Совместная групповая работа способствует развитию различных практических<br>навыков. Это можно охарактеризовать как творческое решение проблем, развитие<br>способностей к изучению конкретных ситуаций и принятию решений. Совместная<br>групповая работа развивает навыки письменной и устной речи, улучшает навыки<br>сотрудничества и групповой работы. Автор на примере дисциплины «Методика<br>преподавания педагогики» делает акцент на том, что совместная групповая работа учит<br>студентов деловому общению, подготовке презентаций и организаторским способностям. В<br>статье отражены преимущества и трудности использования совместной групповой работы<br>на педагогических занятиях. Приоритетная задача автора – определить важность<br>использования совместной групповой работы как одного из интерактивных методов<br>обучения в педагогических вузах.</p> 2024-03-30T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 https://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/3528 Формирование лингвокультурной компетентности преподавателей иностранного языка посредством национальной идентичности 2024-04-02T07:01:27+00:00 Б.А. Абдраимова bbabdraimova@gmail.com Ю. Гелишли ygelisli@gmail.com М.К. Ахметова east.1970@mail.ru <p>В статье представлены исследования отечественных и зарубежных ученых<br>по проблеме развития лингвокультурологической компетенции будущих учителей<br>иностранных языков. Подготовка будущих учителей иноязычного образования требует<br>методического изучения национальной идентичности при обучении английскому языку.<br>Национальная идентичность охватывает все основные аспекты культурных и традиционных<br>ценностей. Согласно методологии качественного исследования, в число участников вошли<br>120 будущих учителей иностранного языка. Опрос был разработан на основе качественных<br>методов, которые включали открытые вопросы относительно восприятия будущего учителя<br>иностранного языка в формировании лингвокультурологической компетенции. Рассмотрены основные особенности формирования лингвокультурологической компетентности будущих учителей английского языка. Главной целью данного исследования является выявление и формирование лингвокультурной компетенции в рамках национальной идентичности студентов вузов, обучающихся в Казахстане. Основнаная методика, направленная на<br>выявление представлений студентов вузов Казахстана о национальной идентичности,<br>представляет собой описательное исследование в рамках модели опроса. Данные<br>исследования собираются с использованием национальной шкалы восприятия идентичности. Предлагается модель формирования национальной идентичности при обучении иностранному языку. По результатам исследования можно сделать вывод, что студенты выражают мнения на первом этапе – национальной идентичности и ценностях, а на втором этапе – отношении к национальной идентичности и религии как части национальной идентичности.&nbsp;</p> 2024-03-30T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 https://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/3532 Методика обучения исторической персоналистики на курсах истории Казахстана 2024-04-02T07:17:33+00:00 Б.М. Мамбетов bek.kz.8080@mail.ru Х.М Турсун khazretali.tursun@ayu.edu.kz M.M. Мырзахметов m.murat_54@mail.ru <p>За период независимости историческая наука Казахстана вышла из<br>ситуации теоретико-методологического кризиса и развивается с ориентацией на<br>гуманитарные ценности мирового уровня. Основная цель исследования темы – определение<br>педагогического потенциала исторических деятелей и совершенствование методов обучения с использованием биографического подхода в направлении изучения исторических личностей. В исследованиях, касающихся исторических деятелей современности, были сделаны новые выводы и сформирован комплекс литературы, актуальной для исторического познания. Однако на примере отдельных лиц установлено, что методы формирования исторических знаний не сложились, а сами сложившиеся методы нуждаются в совершенствовании. Методика обучения предполагает тщательное теоретическое развитие, а затем и практическую реализацию, что требует от преподавателя высокого уровня развития теоретической, методологической и технологической культуры. Сделан вывод о том, что применение содержательных и концептуальных новшеств исторического направления личности в преподавании профессиональных дисциплин может быть эффективно использовано в повышении профессиональной квалификации специалистов по направлению формирования молодой личности. Обновленный план содержания дисциплины, представленный в качестве элективного курса, позволяет успешно применять широкий спектр инновационных методов и приемов обучения.</p> 2024-03-30T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 https://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/3533 Постмодернистский текст как дидактическое средство обучения студентов-филологов 2024-04-02T07:27:46+00:00 Г.Е. Енсебай gulnazensebay@gmail.com А.С. Демченко alenchika@mail.ru A.O. Азизова ainura_28_87@mail.ru <p>Настоящая статья представляет собой теоретико-практическое<br>обоснование для создания курсов и дидактических материалов для офлайн-онлайн<br>преподавания, то есть такого способа изучения предмета со студентами-филологами,<br>эффективность которого бы не зависела от перехода с офлайн на онлайновый режим<br>обучения и наоборот. На основе проведенных исследований авторами предлагается изучение литературы постмодернизма при помощи методики создания кейсов и технологии Trello. Показано использование инновационных методов в преподавании филологической дисциплины для повышения уровня языковой и культурологической компетенции студентов, а также способы подачи материала во время аудиторных занятий. Продемонстрировано, как совмещаются в одном кейсе общетеоретические и узкоспециальные практические задания. Указан вспомогательный дидактический материал в виде научных статей и диссертаций, целью этого аспекта задания является обучение студентов работе с научными источниками. Представлены схемы, созданные для изучения романа в рамках кейс-технологии. В данной статье излагается методика создания экспресс-курса для студентовфилологов, изучающих литературное направление постмодернизм. Этот метод актуален во время перехода на онлайн-обучение, при создании факультативов, в преподавании ряда дисциплин, связанных с изучением современной литературы. В качестве примера-базы взят роман Саши Соколова «Школа для дураков», но это может быть любой роман в жанре постструктурализма на усмотрение преподавателя. Изучение романа XX века, романа в жанре постструктурализма, где наблюдается разнообразие жанровых форм, может стать хорошей базой для быстрого и эффективного освоения темы.</p> 2024-03-30T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 https://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/3535 Формирование предметных компетенций будущих филологов путем обучения орфографии по модельной системе 2024-04-02T07:59:31+00:00 М.Д. Талдыбаева marzhan.taldybayeva@ayu.edu.kz Ф.Ш. Оразбаева f_orazbaeva@mail.ru <p>В статье рассматривается формирование предметных компетенций<br>будущих филологов путем обучения казахской орфографии в вузах модельной системой.<br>Считалось, что сочетание обучения моделированию орфографических норм в вузе с<br>формированием коммуникативных компетенций будущего учителя казахского языка открывает путь к развитию профессиональной компетентности. В ходе эксперимента при<br>организации работ в данном направлении учитывались принципы коммуникативности,<br>понятности и интересности знаний, добросовестности. Обращено внимание на то, что<br>умение организовывать устные, письменные задания и проекты мультимедийного формата в<br>виде парной, групповой, коллективной работы имеет особое место для будущих учителей<br>языка. Прежде всего, при этом студенты почувствовали преимущества совместной работы,<br>ладили друг с другом и прекрасно понимали приемы командной работы. Он был в курсе<br>системы необходимых ему навыков, механизмов их обучения и обучения. Это создало<br>предпосылку для осознанного усвоения знаний. Учтено, что правильное применение<br>основных требований для будущего учителя играет большую роль в развитии его<br>профессионально-умелых компетенций. Было высказано предположение, что при<br>соблюдении требований к моделируемому обучению и выявлении соответствующих<br>характеристик возрастают возможности развития профессионально-познавательных,<br>профессионально-интеллектуальных, профессионально-культурных компетенций<br>обучающегося. Также при изучении орфографии казахского языка были приняты во<br>внимание Культура речи, общее общение, их умственные способности, поведение. При<br>моделировании учитывалось, что чем важнее развитие мышления обучающегося, тем<br>значительнее совершенствование его речевого мастерства. Обращено внимание на то, что<br>моделирующее обучение играет особую роль в развитии коммуникативных и<br>познавательных, предметных компетенций будущих профессионалов.</p> 2024-03-30T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 https://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/3536 Роль невербальной коммуникации на языковых занятиях в полилингвальной аудитории (из опыта работы на электронных образовательных платформах) 2024-04-02T08:11:10+00:00 Л.С. Канаева kanayeva_80@mail.ru В.Д. Нарожная vdn_ru@mail.ru <p>Статья написана на актуальную тему совершенствования межкультурной<br>коммуникации в условиях глобализации и стремительного развития высоких технологий.<br>Целью статьи является исследование роли и особенностей овладения навыками<br>невербальной коммуникации студентами, изучающими иностранные языки в высшей школе,<br>в межкультурном взаимодействии, а также разработка предложений по применению<br>электронных образовательных платформ для повышения эффективности обучения.<br>Проблема заключается в том, что в вузах Казахстана недостаточно академических часов для<br>овладения невербальной коммуникацией, поэтому данному аспекту изучения иностранных<br>языков почти не уделяется внимания. Вместе с тем игнорирование обучения студентов<br>невербальной коммуникации представителей культур изучаемых иностранных языков<br>является серьезным упущением системы высшего образования, поскольку это препятствует<br>полноценной межкультурной коммуникации будущих специалистов. Сегодня необходимо<br>искать современные педагогические технологии, методы и приемы для решения указанной<br>проблемы. В статье применяются следующие методы исследования: диалектическое<br>познание, формальная логика, анализ научной литературы, лингвокультурологический<br>подход, индукция, дедукция, сравнение, комплексный анализ и моделирование. Авторы<br>статьи приходят к выводу, что эффективное межкультурное взаимодействие невозможно без<br>овладения невербальной коммуникацией других народов мира. Авторы статьи предлагают<br>обучать студентов вузов невербальной коммуникации других культур, используя<br>современные дистанционные технологии, например, виртуальные классы на электронных<br>образовательных платформах. В частности, можно создать соответствующие учебные<br>модули с разными заданиями, упражнениями, лекционным материалом, аудио и<br>видеофайлами, а также итоговым тестированием или защитой проектов. Это позволит в<br>удобном для студентов дистанционном формате изучать и практиковать навыки&nbsp; невербальной коммуникации, в том числе с носителями иностранных языков (видеолекции,<br>общение в режиме реального времени с носителями изучаемых языков, выполнение<br>творческих заданий и т.д.). В связи с тем, что сегодня посредством сети Интернет все<br>студенты и преподаватели в той или иной степени взаимодействуют с иностранцами,<br>решение учебных задач и анализ конкретных кейсов не составит для них труда.<br>Перспективным направлением дальнейших исследований, по мнению авторов статьи, могут<br>стать методические разработки по внедрению в учебные программы высшей школы<br>электронных курсов по овладению студентами невербальной коммуникацией культур стран<br>изучаемых ими иностранных языков.&nbsp;</p> 2024-03-30T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 https://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/3538 Психологические аспекты формирования ценностных ориентаций подростков в процессе преподавания предмета «Казахский язык» 2024-04-02T08:24:16+00:00 M. Каваклы mehmet.kavakli@yu.edu.kz Ж. Исаева zhazira.isaeva@ayu.edu.kz И. Дурмаз alparslanturkes@hotmail.com <p>В статье рассматриваются психологические аспекты формирования<br>ценностных ориентаций в процессе обучения казахскому языку подростков. На этой основе в ходе исследования проводится анализ учебников казахского языка 5–<br>7-классов и анализируется количество и качество учебных материалов с точки зрения<br>формирования ценностей. Также сравниваются учебники казахского и турецкого языка для<br>5–7-классов. Обосновывается идея о том, что, что подростковый возраст имеет решающее значение с точки зрения формирования ценностных ориентаций, поскольку именно эти годы являются формирующими и определяющими в жизни личности, следовательно, важно активное участие школы и семьи в процесс воспитания и образования ребенка.<br>В связи с этим, статья посвящена комплексному и сравнительному исследованию<br>учебных материалов, в частности, учебников по предметам родного языка 5–7-классов в<br>казахских и турецких школах с точки зрения содержания, воспитательной ценности,<br>формирующего потенциала. Авторы приходят к выводу, что в рамках тем, изучаемых в 5–7-классах на уроках казахского и турецкого языков, высока вероятность формирования ценностных установок учащихся с необходимостью учета содержательного, эмоционального и поведенческого компонентов и методически целесообразной разработкой заданий к текстовым и аудиовизуальным материалам.&nbsp;</p> 2024-03-30T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 https://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/3540 Использование интерактивных средств обучения на уроках казахского языка начальных классов 2024-04-02T08:39:13+00:00 Н.С. Алпысбаева nurka.tk@mail.ru Р.О. Асылова raushan_dina@mail.ru Г.Т. Абдуллина abdullina.gulzhan@ayu.edu.kz <p>Сегодня целью общеобразовательной школы является не только<br>предоставление новых знаний, ценностей и личностных смыслов, но и раскрытие<br>способностей растущих младших школьников. Интерес к интерактивным методам<br>обусловлен необходимостью совершенствования современной практики. Интерактивные<br>методы обучения обеспечивают решение образовательных задач. Внедрение и дальнейшее использование электронных ресурсов в образовательный процесс является одним из наиболее важных вопросов. В статье рассматриваются основные аспекты использования электронных образовательных ресурсов на уроках казахского языка в начальной школе. Проведен анализ готовности будущих учителей начальных классов к использованию активных средств в образовательном процессе. Общей теоретико-методологической основой проблемы исследования является рассмотрение научных работ, посвященных использованию интерактивных средств в образовательном процессе, выявление специфики интерактивных методов и теоретической значимости исследования, педагогических условий использования интерактивных средств обучения при развитии речевых навыков младших школьников. Вместе с тем, при преподавании учебного предмета «Казахский язык» в начальной школе, констатируется выявление основных противоречий между новыми требованиями к развитию речевых навыков учащихся и недостаточно изученными возможностями применения интерактивных средств обучения на уроках казахского языка при практической реализации этих требований. При сравнительном анализе результатов исследования установлено, что с помощью интерактивных средств обучения отмечена положительная динамика представленных задач, данные по итогам этапов исследования представлены в виде диаграмм и рисунков</p> 2024-03-30T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 https://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/3541 Эффективность метода постерной презентации по расширению словарного запаса студентов Международного университета информационных технологий 2024-04-02T08:52:45+00:00 A.K. Калдарова a.kaldarova@iitu.edu.kz М.А. Васкез m.vasquez@iitu.edu.kz <p>В данной статье исследуется эффективность использования постерной<br>презентации для улучшения словарного запаса студентов Международного университета<br>информационных технологий. Исследование сосредоточено на выборке из четырех групп,<br>каждая из которых состоит из 15 студентов, случайным образом распределенных в<br>экспериментальную группу или в контрольную группу. Экспериментальная группа работает<br>со структурированными упражнениями по созданию постеров, сосредоточенными на ITтерминологии, в то время как контрольная группа получает обучение словарному запасу<br>традиционными методами. Для оценки усвоения словарного запаса всем четырем группам<br>будут проведены предварительные и последующие оценки, состоящие из<br>стандартизированных словарных тестов. Статистический анализ будет использоваться для<br>сравнения результатов до и после тестирования между экспериментальной и контрольной<br>группами, при этом будут учитываться любые первоначальные различия в уровне владения словарным запасом. Эта статья строго придерживается количественной методологии, фокусируясь на объективных измерениях прироста словарного запаса. Целью исследования является предоставление эмпирических данных об эффективности деятельности по созданию<br>постеров в качестве дополнительного инструмента для расширения словарного запаса в<br>контексте обучения информационным технологиям. Результаты этого исследования внесут вклад в растущий объем литературы по инновационным стратегиям изучения языка, адаптированным к специализированным областям, таким как информационные технологии. Кроме того, результаты дадут практическую информацию преподавателям и разработчикам учебных программ, которые ищут научно обоснованные подходы для удовлетворения уникальных потребностей в изучении языка студентов технических специальностей.</p> 2024-03-30T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 https://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/3543 Формирование литературоведческой компетенции на филологических специальностях в курсе современной казахстанской литературы в вузе 2024-04-02T09:03:27+00:00 Р.Б. Сабдалиева Sabdalieva1975@gmail.com Г.А. Орынханова gibadat_o@mail.ru И.С. Клименко ivan-klimenko-2017@mail.ru <p>В статье рассматривается проблема формирования литературоведческой<br>компетенции в курсе современной казахстанской литературы.<br>Актуальность исследования обусловлена необходимостью реализации<br>компетентностного подхода в университетском образовании. Изучение современной<br>литературы Казахстана также является насущной задачей сегодняшнего дня.<br>Профессиональная подготовка будущего филолога должна включать целостное понимание<br>современного литературного процесса, в том числе отечественного.<br>В ходе исследования были применены историко-функциональный, интермедиальный,<br>биографический, системный методы и метод моделирования.<br>Авторы осуществляют обзор научных точек зрения на проблему компетентностного<br>подхода в образовании, сопоставляет различные подходы на определение компетенции и<br>компетентностей, на соотношение этих двух понятий. Осуществлено направленное<br>исследование явления литературоведческой компетенции, в связи с чем дан обзор<br>определений понятия, затем разработаны дескрипторы литературоведческой компетенции на<br>материале произведений Ермека Турсунова. Авторы предлагает методику формирования<br>литературоведческой компетенции с помощью системы заданий на основе жанрового<br>подхода. Отражены итоги педагогического эксперимента, доказывающего эффективность<br>методики.<br>Целью исследования стало определение эффективности методической системы по<br>формированию литературоведческой компетенции будущих филологов через разработку<br>дескрипторов и использование методического инструментария. Методами, использованными<br>в процессе исследования, стали социологический, интермедиальный, историко- функциональный методы, а также метод педагогической диагностики уровня<br>сформированной литературоведческой компетенции.<br>В качестве основного вывода, полученного исследователями, стало то, что<br>использование методической системы по формированию литературоведческой компетенции<br>при изучении произведений Е. Турсунова, состоящей из дескрипторов, комплекса<br>диагностического инструментария, комплекса заданий, повышает качество обучения через<br>повышение уровня сформированности литературоведческой компетенции.<br>Будущее направление исследования авторы видят в расширении поля применения<br>методической системы через смену учебных курсов, используемого материала,<br>студенческого контингента.<br>Полученные в ходе исследования результаты могут послужить основой для<br>методического обеспечения процесса формирования литературоведческой компетенции<br>филолога при разработке учебных курсов.</p> 2024-03-30T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 https://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/3504 Оппозиция «добра» и «зла» в казахских сказках 2024-04-02T03:59:49+00:00 Салкынбай А.Б. asalkbek@gmail.com Нурбеков Т.Б. nurbekov_t.b@bk.ru <p>В статье изучается понятие «добро» в казахских сказках. Раскрыть<br>мировоззрение, поведение, общий характер населения – значит выявить важнейшие социально-психологические особенности, исторически сложившиеся из совокупности социально-экономических структур, образа жизни, условий существования и др. На формирование национального быта населения влияют природные условия, растительный и животный мир, которые, в свою очередь, определяют вид труда, систему обычаев, которыми они занимаются. Языковая картина мира – это целостное, системное представление истинного бытия, осуществляемое с помощью различных языковых средств.<br>В статье исследуется отражение в сказках сложившегося в казахском мировоззрении слова «добро – за себя, зло – за себя». Это основа знаний, накопленных народом из жизненного опыта. При параллельном изучении добра и зла, какой бы народ ни был сказкой, не будет героя, который достиг идеала, совершая зло. Не будет. Считается, что<br>противопоставление добра и зла существует в языковой картине любого мира на каждом языке.<br>Быт-обряд иногда встречается в многовариантных текстах сказок. Это также законно, потому что сказки, рассказанные из уст в уста, имеют право появляться в самых разных версиях. В то же время гибкость в речи, произношении, легкость восприятия, а также один из важных факторов.<br>Понятно, что в языковой картине мира в казахских сказках легко проиллюстрированы конкретные факты, определяющие различие между добром и злом, которое актуально и сегодня, и то, как оно проявляется в быту.</p> 2024-03-30T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 https://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/3506 Специфика изучения малых строф в казахской поэзии 2024-04-02T04:37:12+00:00 Баешова Б.Ш. balziya.bayeshova@ayu.edu.kz <p>Статья посвящена изучению генезиса, особенностей развития «кара олен» (разновидность стихотворения), древнего жанра казахской литературы. Речь идет о среде воспевания, ареале распространения «кара олен», передающего образ жизни, культуру и литературу казахского народа. Рассматриваются мнения ученых о природе и определении<br>жанра. Известно, что «кара олен» изучали Ш. Уалихановым, М. Ауезовым, К. Жумалиевым, Е. Исмаиловым, Б. Кенжебаевым, Б. Уакатовым, З.Ахметовым, Г. Доскеновым и другие известные ученые. Приведены примеры из высказываний нескольких из названных ученых.<br>А также рассказывается о работе известного в стране поэта Оразакина Аскара по сбору четверостиший «қара өлең». Были приняты во внимание и проанализированы стихотворения акынов и жырау.<br>Различаются характер, специфика содержания, тематика «кара олен», которая занимает свое место в казахской поэзии.<br>Специфика жанра заключается в том, что четырьмя строфами в нем придается большое философское значение, проявляются различные явления жизни. Люди, руководящие страной, доносили свои мудрые мысли до широкой публики через «кара олен». Значение тех<br>строф, дошедших до нас, рассматривается в статье.<br>И создателем, и распространителем стихотворения являются сам народ. Эти строфы передавались из уст в уста и даже звучали в песне. На свадьбах, на различных мероприятиях молодые люди соревновалась в четверостишиях, пели песни под аккомпанемент домбры. В статье исследуются тип, характер и специфика жанра.</p> 2024-03-30T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 https://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/3520 Источниковедческий анализ тюркизмов в балканских языках 2024-04-02T06:03:34+00:00 Р.А. Авакова Raushangul.Avakova@kaznu.edu.kz A.K. Коксегенов be_ed98@mail.ru <p>Контакты тюркских племен с народностями Балканского полуострова<br>имеют многовековую историю. Тюркское влияние в балканском регионе усилилось с завоевательными походами Османской империи, что привело к серьезным изменениям в жизни балканских народов. Заимствования тюркского происхождения в балканских языках<br>стали поводом для исследования тюркского влияния на Балканах. Прежде всего, исследователям необходимо выявить основной язык-первоисточник, из которого были заимствована тюркская лексика. Термин «ориентализм» широко используется ученымилингвистами для определения слов и выражений из любого восточного языка (тюркский,<br>арабский, персидский и так далее). Сначала ориентализмы проникли в балканские языки посредством османского турецкого языка, на котором говорило большинство населения Османской империи и подвластных ей территорий, поэтому для обозначения восточных реалий многие исследователи использовали термин «тюркизм». Лингвисты 18-19 веков при определении термина «тюркизм», опирались на весьма скудные и недостаточно достоверные познания о происхождении восточных слов. Целью данного исследования является подробное описание и детальный анализ тюркских языковых заимствований в балканских языках. В рамках исследования основное внимание уделяется румынскому, сербскому и<br>албанскому языкам, в лексике которых можно обнаружить наибольшее количество тюркских лексических заимствований.</p> 2024-03-30T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 https://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/3544 Лингвистическая и экстралингвистическая характеристика процессов терминологизации и детерминологизации 2024-04-02T09:16:24+00:00 Н.М. Ашимбаева nagima010@mail.ru С.К. Кулманов k.k.sarsen@mail.ru Г.К. Жылкыбай gulimzhan.zhylkybay@ayu.edu.kz <p>В статье рассматривается лингвистическая и экстралингвистическая<br>характеристика процессов терминологизации и детерминологизации, особенности<br>употребления терминов в профессиональном языке. Наиболее велико влияние<br>лингвистических и экстралингвистических факторов на развитие, изменение языка в целом.<br>В то время как экстралингвистические факторы зависят от определенного исторического<br>периода, лингвистические факторы постоянно действуют одинаково и непрерывно.<br>Политико-социальные явления, имевшие место в прошлом веке, легли в основу изменений,<br>возникших в лексической системе казахского языка, которые ставили задачу быстро и<br>адекватно реагировать на новые потребности общества. Большая часть терминов вышла из<br>специального употребления и стала осваиваться в общелитературном языке, а некоторые<br>слова общего характера стали употребляться в терминологическом значении. Данное<br>обстоятельство оказало наибольшее влияние на языковое пространство средств массовой<br>информации, художественной литературы и речевого дискурса, являющееся наиболее<br>активной средой употребления слов общелитературного характера. Начало использования в иной среде оказывает существенное влияние на терминологическое значение языковых<br>единиц и, следовательно, служит основой для формирования новых закономерностей<br>развития этих единиц. Актуальность исследования терминологии, терминологических<br>процессов и др. обусловлена особым темпом увеличения научной и производственной<br>информации.</p> 2024-03-30T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 https://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/3546 Генезис поэзии и героического эпоса 2024-04-02T09:36:09+00:00 А.А. Мамыт amangeldi_65@bk.ru <p>В статье проводится научный анализ происхождения поэзии. По данному<br>вопросу были проведены научные экспертизы мнений в трудах, изданных в разное время,<br>проанализированы общие закономерности возникновения искусства в целом. Опираясь на<br>исследования ученых, проводится анализ проявления житейских потребностей и фантазий<br>человека в раннюю эпоху, которые были предпосылками для зарождения и становления<br>искусств, в том числе поэзии. Научно постулируется, что коллективные трудовые действия<br>при первобытно-общинном строительстве, суеверия, совершаемые при отправлении<br>охотников в результате сильного страха от таинственных сил природы, действия в период<br>изгнания вредных темных сил вызывали ритм танца и мелодии. Делаются вывод, что со<br>временем эти ритмы и мелодии породили первоначальные образцы поэзии.<br>Генезис казахского героического эпоса связывают с возникновением стихов. Стихипохвалы охотникам, формы поэзии, отражающие героические походы, послужили основой<br>для зарождения эпических псалмов в далекие времена. Делается научное предположение о<br>периодах, предшествовавших формированию полноценного героического эпоса.<br>Проведен анализ работ, касающихся личностей, создавших ранние поэтические<br>образцы и героический эпос. В казахском фольклоре дифференцированы выводы, связанные с историей возникновения и становления типов шамана (баксы) и сказителя (жырау). Отношение баксы и жырау к становлению и развитию героического эпоса всесторонне &nbsp;проанализировано и обобщено научно.</p> 2024-03-30T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 https://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/3549 Значение развития составления одноязычных толковых словарей (на примере толкового словаря казахского языка) 2024-04-02T10:11:09+00:00 A. Байниязов ayabekbainiyazov@okmpu.kz Ж. Байниязова zhanarbainiyazova@okmpu.kz <p>Существует множество типов словарей в зависимости от цели и сферы<br>использования. Среди них особое место занимают одноязычные толковые словари, которые<br>отражают лексику культурной жизни народа в целом. Толковые словари – это настоящий<br>ресурс, собирающий словарный запас языка в одном месте. Создание и совершенствование<br>одноязычных словарей имеет свои уникальные особенности. Поэтому важно продолжать<br>традицию лексикографии в толковых словарях, расширять их, переиздавать, постоянно<br>обновлять. В статье подчеркивается важность постоянного обновления толкового словаря и<br>совершенствования его лексики. В частности, был выбран 15-томный «Словарь казахского<br>литературного языка», подготовленный Институтом языкознания имени Ахмета<br>Байтурсынулы в Республике Казахстан в 2011 году. Данный словарь является образцом<br>создания толкового словаря, отражающего существующие традиции и практику научного<br>создания словарей. Кроме этого, в статье также рассматриваются такие вопросы как способы<br>обогащения содержания словарных статей путем подбора их из художественных<br>произведений, примеры правописания сложных слов, условных сокращений, приводятся<br>различные пояснения отдельных понятий для словарных статей. Особое внимание уделяется пояснению таких политических терминов, как “совет” (советский) и “тарих” (история), связанных с советской эпохой.</p> 2024-03-30T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 https://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/3550 Концепт «Мать» в тюркском лингвокультурном пространстве (на основе прецедентных имен общих для тюркских народов) 2024-04-02T10:21:17+00:00 Н.Ш. Калиева nurgulkalieva@mail.ru К.М. Аширханова ashirkhanovak@gmail.com Ж.К. Суинжанова zhanar.suinzhanova@ayu.edu.kz <p>Исследования, связанные с тюркским миром, всё более интенсивно изучаются<br>с каждым годом. Эти исследования раскрывают новые стороны языка и литературы, истории и культуры с древнейших времен до наших дней и проводятся в преемственности друг с другом. Концепт «Мать», который служит объектом нашего исследования, является историческим и базовым концептом. Рассмотрение лингвокультурологических особенностей прецедентных имён в тюркских языках, репрезентирующих это понятие, не утратившее своего значения с древнейших времен до наших дней, подтверждает актуальность нашего исследования. Значение и место матери у тюркских народов особенное. Для проведения исследования нам предстоит раскрыть содержание понятий прецедентное явление, прецедентное имя, концепт, выявить прецедентные имена, репрезентирующие концепт «Мать» у тюркских народов, проанализировать ситуации, лежащие в основе их становления на степень прецедентного имени, выявить информации и факты, раскрывающие содержание прецедентных имён, связанных с концептом «Мать» в когнитивной базе языкового сознания тюркских народов. Мы также ставим такие задачи, как классификация прецедентов, связанных с «Матерью» по своим лингвокогнитивным и лингвокультурологическим признакам (мифические прецеденты, религиозные прецеденты и исторические прецедентные имена, общие для тюркских народов).<br>Цель – выявить культурно-когнитивные связи у тюркских народов, и прецедентные имена,<br>связанные с «Матерью», выполнив вышеуказанные задачи, а также проведя сравнительный<br>анализ между родственными языками. В результате исследования были сопоставлены<br>лингвокогнитивные особенности прецедентов, выявленных в родственных тюркских языках.<br>Проанализированы обстоятельства, приведшие к рождению прецедентных имен. Прецедентные имена также были классифицированы в соответствии с их отличительными признаками. Несмотря на то, что корни у тюркских народов едины, существуют различия в их менталитете и культуре, поэтому прецеденты, сформировавшиеся в когнитивной базе знаний этих народов, описывают выражение их культуры и знаний в языке. Это, в свою очередь, свидетельствует о важности нашего исследования.</p> 2024-03-30T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 https://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/3551 Восточный мотив в казахской литературе (на материале сказок «Тысяча и одна ночь») 2024-04-02T10:36:16+00:00 Г.А. Камишева kamisheva_gulnur@mail.ru У.Н. Жанбершиева ulzhan1954@mail.ru А.Т. Тулебаева aidyn42@mail.ru <p>Одним из актуальных аспектов изучения современной сравнительной<br>литературы является изучение комплекса мотивов и мотивных комплексов. Современные<br>литературоведы придают большое значение мотиву и мотивному комплексу. Потому что<br>исследования о мотиве и мотивном комплексе в литературе показывают влияние<br>определенного литературного периода и отдельных народных литератур на общемировой<br>литературный процесс. Литературоведы отмечают, что переводные произведения – это<br>отдельный аспект исследования, поскольку «сюжетно-мотивный репертуар» литературы<br>развивается прежде всего за счёт переводных произведений.<br>Сборник «Тысяча и одна ночь» признан одним из лучших образцов мировой<br>литературы. Он вошел в духовную жизнь, фольклор и в письменную литературу многих<br>народов. «Сказки Шахерезады» являются самым красивым и высокохудожественным<br>произведением среди замечательных памятников устной литературы.<br>Жизнь народа всегда находит отражение в его фольклоре. Именно поэтому сказка<br>является богатым материалом для этнокультурных исследований. Она позволит определить<br>основные концепции национального образа мира и отслеживать его изменения. Сказка –<br>одна из традиций и жанров, которые на протяжении многих веков не теряют своего значения для мировой художественной культуры. Сюжеты, мотивы, образы из фольклорных сказок передаются из поколения в поколение, играют роль носителей культурных ценностей и норм, принятых в обществе. «Тысяча и одна ночь» – произведение, ставшее феноменом<br>массовой культуры в жанре сказки. В мировой литературе встречается множество сюжетов и<br>мотивов этого сборника, казахская литература не исключение.<br>В статье рассматривается происхождение, распространение по всему миру, влияние на<br>мировую литературу книги «Тысяча и одна ночь», ставшей средневековой арабской<br>энциклопедией, в том числе поэтическая трансформация мотивов данного сборника в<br>казахской литературе XIX–XX веков. Кроме того, различные варианты дастана<br>«Сейфулмалик-Бадигулжамал» из «Тысячи и одной ночи» были исследованы сравнительноаналитическим методом.</p> 2024-03-30T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 https://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/3554 Нейролингвистические особенности цифрового аутизма 2024-04-02T10:48:00+00:00 А.Г. Сембаева assotion@mail.ru К.Н. Шохаева shohaeva1976@mail.ru <p>Образ мышления и сознание человека-это не только проблема отдельного<br>индивида, но и общая общественно-социальная проблема. В современную эпоху<br>«цифровизации» феномен «цифрового аутизма» быстро набирает обороты у представителей<br>молодого поколения, особенно у детей и подростков. Скринингеры, зуммеры или Поколение<br>Z – это современные дети, которые не могут представить свою жизнь без электронных<br>устройств. Это затрудняет не только формирование у ребенка языковых способностей,<br>речевой деятельности, но и адаптацию к социальной среде, получение образования, путь к<br>профессиональному успеху.<br>В статье рассматривается влияние цифрового аутизма, о котором идет речь влияние<br>аутизма на повседневную и личную жизнь людей. В настоящее время общение в социальной сети или чрезмерное времяпрепровождение в виртуальной среде может дать людям преимущество перед непосредственным общением и дать эмоциональную свободу и<br>уверенность, которые не всегда присутствуют в обычной общении. Однако чрезмерная<br>изоляция от общества, разграничение между виртуальной и реальной жизненными<br>ситуациями, их правильная оценка и выработка конкретных решений создают определенные трудности. Сложность вопроса цифрогого аутизма заключается в том, что цифровой аутизм встречается не только у детей, но и у взрослых. К сожалению, нейролингвистических исследований по профилактике цифравого ного аутизма, лечению аутизма, реабилитации, восстановлению функции мозга мало. Цифровой аутизм – одна из самых сложных проблем, которая требует изучения на стыке нескольких наук, таких как нейролингвистика, социология, медицина, дефектология, с точки зрения антропоязыковой парадигмы.&nbsp;</p> 2024-03-30T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 https://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/3556 Изменения в семантическом развитии термин-синонимов 2024-04-02T10:56:54+00:00 С.А. Жиренов Saken82@mail.ru A. Ержанкызы erzhankyzy91@gmail.com <p>Хотя проблема синонимии является одной из основных категорий<br>структурной лингвистики, не следует скрывать, что в ней много спорных вопросов. В<br>основном, чтобы полностью изучить все функции и естественные явления синонимии,<br>необходимо провести исследование семантики в форме. Хотя феномен синонимии признан<br>отдельным разделом лексикологии, его универсальный характер позволил рассматривать его во всех областях языковой структуры. Какой бы язык не был, мы убеждаемся, что во всех<br>существует категория синонимии. Феномен синонимии отличается своей функцией различения значений. А значение –это лингвистическое выражение мысли и познания, поэтому в лингвистике вопросы, связанные со значением, не подлежат фиксированным формулам в рамках структурной лингвистики. По мере расширения человеческих знаний динамические изменения значения языка также приводят к его трансформации. Поэтому одним из нерешенных вопросов в феномене синонимии является термин синонимы. В статье описаны причины образования терминов-синонимов, отличия от лексических синонимов и изменения в семантическом развитии. Изучение терминов-синонимов проводится с целью развития употребления национальных терминов. Это связано с тем, что, хотя сейчас на казахском языке существует эквивалент для иностранных терминов, параллельное использование термина препятствует унификации термина. Образование абсолютных синонимичных пар терминов, обозначающих одно и то же понятие, означает, что одно научное понятие имеет два названия. Следовательно, необходимо последовательно доказать, какое из двух имен выбрано и утверждено в качестве термина. Эта статья также служит этой цели.</p> 2024-03-30T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 https://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/3559 Поэтика лирической прозы: жанрово-стилевые вопросы 2024-04-02T11:07:08+00:00 О.Ф. Атеш ofates@kastamonu.edu.tr Ж.Ж. Жарылгапов zharylgapov_zhan@mail.ru М.С. Амангельдина mereke_amangeldina@mail.ru <p>В статье рассматривается взаимосвязь понятий «лирическая проза» и<br>«лиризм в прозе», анализируются научные взгляды о принципах и методах написания<br>писателем лирической прозы, и этот теоретический подход соотносится с казахской<br>литературой. В ходе исследования систематизируются литературно-теоретические взгляды<br>отечественных и зарубежных ученых на эту тему, делаются выводы об эстетической роли<br>лиризма в прозе. Особое внимание уделяется проблемам в определении лирической прозы и причинам, по которым невозможно четко определить границы жанра. Кроме того,<br>представлены сведения об исследованиях лирической прозы в казахской литературе,<br>обсуждены зарождение и развитие направления лиризма в казахской прозе, затронуты<br>произведения, с особой лирической окраской. Были даны сведения об отражении лиризма в произведениях выдающихся личностей. Исходя из рассуждений критиков, дается общее<br>определение понятия «лирический персонаж». Оценки исследователей были тщательно<br>проанализированы. Проводится анализ успешных в лирическом аспекте произведений, были изучены особенности лирической прозы и ее место в других традиционных жанрах.<br>Всесторонне рассмотрены становление и развитие лирической прозы в казахской литературе, ее жанровые и стилистические особенности. Были изучены все элементы, составляющие структуру и содержание лирической прозы, способы их создания и организации, влияние субъективности художника на процесс создания и формы повествования.</p> 2024-03-30T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 https://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/3561 Актуальные проблемы когнитивной лингвистики на современном этапе 2024-04-02T11:23:03+00:00 Л.К. Карабаева laura-010@mail.ru Ф.Т. Ереханова Siliconasis702@mail.ru Б.Т. Тасполатов taspolatov73@mail.ru <p>Настоящая статья посвящена исследованию исторических и научных<br>предпосылок формирования молодой, развивающейся, и в то же время спорной и<br>вызывающей множество противоречий научной отрасли языкознания – когнитивной<br>лингвистики. Когнитивная лингвистика признана приоритетной в мировой науке о языке, как и когнитивная наука в целом. Цели, объект и предмет исследования в данной области знаний определяется теоретическими и методологическими принципами, формирующимися на основе когнитивно-ориентированных работ казахстанских и зарубежных лингвистов. Отмечается продолжение исследовательских традиций когнитивной лингвистики, набирающее популярность среди казахстанских исследователей. В качестве теоретической и научной основы исследований выступают такие лингвистические направления, как фреймовая и концептуальная семантика, прототипическая семантика, теория релевантности (или языковой выделенности), теория когнитивных моделей и когнитивной метафоры, теория ментальных пространств.<br>Отдельное внимание уделено проблематике английского языка в сравнении с другими<br>языковыми группами, создающей трудности при опоре лингвистов на традиционные<br>подходы к изучению языковой системы. Выявленные специфичные особенности в<br>использовании английских предлогов, модальных глаголов, употреблении причастий,<br>категории залога, времени, вида, наклонения, а также некоторые трудности согласования<br>времен наталкивают исследователей на необходимость применения лингво-когнитивных<br>методов познания. В качестве доказательного преимущества исследования принимается установление тесной и сложной взаимосвязи между языком и процессом мышления, познания. Полученные в результате проведенного анализа данные базируются на логическом, дедуктивном, сравнительно-языковом методах исследования. Инструменты, используемые для оценки актуальных проблем современной когнитивной лингвистики, могут иметь прикладную значимость и применяться в международных научных сообществах для совершенствования подходов к изучению языка. Научная и практическая значимость настоящего исследования заключается в поиске возможных путей и реализации<br>возможностей идентификации, а также комплексного изучения наиболее актуальных<br>проблем, отражающих острую потребность в дальнейшем развитии данной научной сферы</p> 2024-03-30T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 https://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/3562 Древний тип и современный характер некоторых согласных фонем в «Дивани Хикмет» 2024-04-02T11:39:03+00:00 С. Утебеков senuteb@gmail.com У. Кыдырбаева umit.kydyrbayeva@amu.edu.pl <p>В статье рассказывается о некоторых согласных в составе лексических и<br>морфологических единиц, использованных в Кокшетауской версии «Дивани Хикмет»,<br>написанной арабо-персидским алфавитом примерно в конце ХVII века, начиная с моделей<br>написания и особенностей в различных положениях, их архетипов в древних текстах, в<br>зависимости от некоторых из них анлаут, инлаут и ауслаут в положениях, таких как<br>звонкость, твердость, ассибиляция, апокопа, гаплология, геминация, синкопа и др.,а также о<br>фонетических явлениях, о причинах этих фонетических явлений. Соответственно, в статье<br>используются конфронтационные (описательные), синхронические (сравнительные),<br>диахронические (исторические), контрастные (сопоставительные) методы, а также<br>проводится научный анализ консонантов в текстовом языке, в тюркских текстах,<br>написанных в эпоху, Орхоно-Ениссейских (VII–VIII вв.) Караханидов (X–XII вв.), Хорезма<br>(XI–XIII вв.), древней Анатолии (XIII–XV вв.), древних Кипчагов (XIII–XVI вв.), Чагатайцев<br>(XIII–XIX вв.) и в современных тюркских языках. За основу были взяты данные, научные<br>выводы, классификации научных исследований зарубежных и отечественных ученых,<br>комплексно изучивших тему для достижения поставленных целей и задач.</p> 2024-03-30T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 https://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/3563 Национальный код казахских пословиц и поговорок 2024-04-02T11:48:42+00:00 Ф.T. Курмангали feliz_kz@mail.ru А.А. Баимбетова aik.baimbetova@gmail.com М.К. Сарсембаева S_mira72@mail.ru <p>Пословицы, хранящие многовековую культурную, историческую<br>информацию народа, в качестве национального кода являются одной из духовных ценностей народа. Пословицы и поговорки один из самых ценных видов словесного искусства, продолжающийся с древнейших времен до наших дней. Известно, что культура, духовное богатство, мировоззрение народа с многовековой историей передаются из поколения в поколение через язык нации. То есть истинный образ каждой нации и ее бытие хранятся в памяти потомков на основе языка этой нации. Таким образом, одним из основных понятий лингвокультуры можно считать лингвокультурный код, основной инструмент, позволяющий распознавать национальный код, получать информацию об этносе. В этой связи главной целью статьи было признание пословиц и поговорок, накопивших национальные ценности казахского народа, как национального культурного кода. В статье проанализировано этнокультурное, познавательное содержание языковых единиц в паремиологической системе казахского народа, пословицы и поговорки рассматриваются как совокупность многовековых знаков информации.<br>В лингвистике антропогенно-актуальная научная парадигма рассматривает взаимосвязь<br>человека, языка и культуры, соотнося язык с обществом, в котором функционирует этот<br>язык, социальной средой, накопленным за годы опыта населения в целом, многовековой<br>историей, миром познания и традициями. Антропогенно-актуальная парадигма – отрасль<br>науки, предполагающая решение проблем определения влияния языка на познание, культуру человека, и как он функционирует. Получение пословиц как объекта изучения в познании национально-культурной картины мира – одна из актуальных проблем лингвистики. Национальный код сохранился в языке, традициях и обычаях, национальном характере, культуре и литературе народа. В частности, пословицы и поговорки, передающие знание и мировоззрение народа, общий образ жизни, отражают особенности национальной картины мира. С незапамятных времен культурно-духовная идентичность казахского народа<br>отличалась добродетелью, добропорядочностью, мудростью. Национальный код богат<br>добром, достоинством, честностью, добротой, учением и воспитанием, приверженностью<br>духовно-нравственным ценностям. Свойственный казахскому народу национальный код,<br>издавна накапливал в себе долг и справедливость. Поэтому систематическое изучение<br>языковой природы пословиц и поговорок в познании языковой картины мира и определении национального кода неразрывно связано с изучением культурной самобытности, природы народа.</p> 2024-03-30T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 https://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/3565 Межкультурная коммуникация: особенности единиц вежливости и лингвокультурный подход (в казахском и английском языках) 2024-04-02T12:03:29+00:00 Н.Н. Абдыгалиева myworld.kzt@mail.ru Г.Н. Смагулова smagulova.g@mail.ru <p>В статье описывается лингвокультурная специфика этикетных единиц,<br>используемых в межкультурном коммуникации. Этикетные единицы казахского и<br>английского языков имеют свои лингвокультурные особенности. Определение сферы<br>применения этикетных единиц в межкультурном коммуникации и изучение<br>лингвокультурной специфики – одна из актуальных проблем, стоящих перед современным<br>языкознанием. Межкультурное общение является важным аспектом взаимодействия между<br>различными культурами. Он включает передачу информации, идей и ценностей между<br>людьми, говорящими на разных языках и принадлежащими к разным культурам. Одним из<br>основных аспектов межкультурного общения является этикет, который включает правила и<br>нормы поведения, принятые в определенной культуре. Исходя из этого, в основной части статьи авторы останавливаются на лингвокультурных особенностях этикетных единиц в казахском и английском языках. Изучают влияние национального познания на языковые единицы. Особое место в жизни человека занимают этикетные единицы межкультурного<br>коммуникация, помимо языкового употребления. В процессе применения этикетных единиц<br>говорящий и слушатель должны обладать познавательными знаниями. В соответствии с этим основной раздел статьи предлагает свое собственное определение, основанное на трудах отечественных и зарубежных ученых, написанных в связи с этикетными единицами. По результатам исследования изучается взаимосвязь этикетных единиц в межкультурном<br>коммуникации с народным мировоззрением и дается оценка приведенным примерам с точки зрения языка и культуры. В заключительной части статьи к основному разделу формулируется концепция и предлагается заключительная мысль с помощью четкого анализа. Также оценивается ряд поисков в современном казахском языкознании. Определяется специфика этикетных единиц в межкультурном коммуникации, изучаемых с точки зрения языка и культуры. Самая основная этническая единица населения – язык. Если учесть это, то ценность данного объекта исследования еще больше определяется</p> 2024-03-30T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 https://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/3566 Англицизмы в молодежном сленге 2024-04-02T12:14:11+00:00 М.С. Ауганбаева marhaba75@mail.ru Е. Алкая ealkaya16@gmail.com Г.Б Мамаева gulnar.mamaeva@mail.ru <p>В статье рассматривается влияние английского сленга на культуру устной<br>речи. Устная речь – важная область функционирования языка. Одна из самых<br>распространенных форм общения – сленг. Сленг – это неформальный язык, используемый в<br>разговорной речи. Сегодня сленг является повседневным активным элементом языка<br>молодежи. Сленг настолько популярен, что мы сталкиваемся с ним в повседневной<br>разговорной речи. Сленг проникает во все сферы общества. Поскольку молодежь является<br>социально активным слоем общества, новые формы социальных отношений оказывают<br>большое влияние на молодых людей. Их языковая компетентность и речевые привычки<br>определяют направление развития языка и других социальных подсистем. Вот почему так<br>важно изучать молодежный сленг. Молодые люди активно используют англицизмы в своей<br>разговорной речи. Многие слова на английском языке активно используются на страницах<br>молодежной прессы, а также в радио- и телепрограммах. Из-за стремительного роста<br>компьютеризации заимствованные слова из английского языка довольно быстро входят в<br>речь молодежи, потому что молодые люди – это группа, которая склонна быстро осваивать и<br>воспринимать все новое, появившееся в их жизни. Наиболее активными пользователями<br>сленга являются молодежь и пользователи компьютеров. Именно поэтому в работе<br>рассматривается английский сленг в разговорной речи этих двух социальных групп.</p> 2024-03-30T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 https://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/3567 Значение метода создания тезауруса в исследовании художественного текста 2024-04-02T12:32:12+00:00 Л.Т. Абикенова Abikenovalaura80@mail.ru <p>В статье рассматриваются научно-методологические основы тезаурусного<br>исследования литературных текстов. С этой целью анализируются формирование понятия<br>тезаурус и значение тезаурусного метода, типы тезаурусного словаря и их основная функция. Определяется значение метода тезаурусного исследования в изучении литературных текстов. В исследовании использовались такие методы, как систематизация, обобщение, сортировка, формулирование материала. Особое внимание уделено зарубежным и отечественным тезаурусным исследованиям, проведен анализ типов тезаурусных словарей и их особенностей. Дается сравнение тезауруса и простого словаря, выявляется ряд оптимальных моментов и неэффективных аспектов тезауруса. В статье тезаурус признается специальным терминологическим словарем в рамках той или иной предметной области, значения которого приближены к терминам (словам и фразам) и семантическим отношениям между ними и сгруппированы в понятия.<br>Важным методом исследования в современной литературоведческой науке также<br>является метод тезаурусного анализа. Метод тезаурусного исследования широко<br>используется при анализе литературных текстов, так как он позволяет выявить смысловые<br>связи между словами и понять смысл произведения, помогает анализировать и<br>классифицировать слова, создавать словари и лексические базы данных. Результаты,<br>достигнутые в ходе исследования, могут быть использованы в тезаурусных исследованиях,<br>составлении тезауруса по литературным текстам.</p> 2024-03-30T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 https://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/3568 Сравнительный анализ цветовой лексики в переводах сонетов У. Шекспира 127–154 2024-04-02T12:40:38+00:00 Г.А. Хасенова khassenova_gulmira@mail.ru <p>Хамит Ергалиев – поэт, который в полной форме перевел все сонеты<br>Уильяма Шекспира на казахский язык. В своей переводческой работе он обратился к русской версии сонетов в переводе Самуила Маршака.<br>В представленной статье анализируются цвета, используемые У. Шекспиром в сонетах<br>127–154. По мере применения каждого цвета были приведены отрывки из сонетов поэта,<br>определены и показаны в исследовании их значение и частотность. Оригинальные отрывки рассматриваются и сравниваются с вариантами Самуила Маршака и Хамита Ергалиева. Целью данного исследования является подробный анализ использования цветов в сонетах У. Шекспира во всех трех его вариантах. Статья направлена выявить различия и сходства между вариантами, а также особенности каждого писателя. Идея данной научной работы заключается в том, чтобы сравнить использование цветов в трех вариантах сонетов, выявить наиболее часто встречающийся цвет, показать частотность использования цветов в вариантах сонетов Самуила Маршака и Хамита Ергалиева. Научная значимость представленной работы заключается в недостаточной изученности именно в этом направлении варианта сонетов в переводе Х. Ергалиева. Практическая значимость<br>исследования определяется полезностью представленных данных для научноисследовательской работы студентов, магистрантов и докторантов. В ходе исследования широко использовались методы анализа и синтеза.<br>Сортировочный метод оказался эффективным для систематизации исследования. Основным в этом исследовании был сравнительный метод, посредством которого были получены значимые результаты. Указанные методы позволили сделать вывод о наличии различных различий в использовании цветов между оригинальными сонетами и его вариантами С. Маршака в переводе на русский язык и Х. Ергалиева в переводе на казахский язык. Эта статья может стать ориентиром для будущих исследований по анализу переводных версий сонетов.</p> 2024-03-30T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 https://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/3569 Анализ постколониальной казахской поэзии в контексте минорной литературы 2024-04-02T12:47:12+00:00 Ф. Толтай faizulla.toltai@gmail.com <p>В статье анализируются особенности и проявления постколониальной<br>казахской поэзии на основе концепции «минорной литературы», введенной французскими<br>философами Жилем Делезом и Феликсом Гваттари в области социальных наук и<br>постмодернистского дискурса. В период существования Советского Союза и в понимании<br>колониализма литература колонизированных народов всегда рассматривалась как чуждая<br>литература, а сам автор отчуждался и рассматривался как «другой человек». Даже после<br>обретения независимости эти комплексы сохранялись на<br>литературной/культурной/политической основе. В результате образ типичного писателя в<br>литературных текстах, произведениях, языке, стиле, политическом содержании и<br>коллективном дискурсе претерпел значительные изменения. В данной статье анализируются<br>эти и другие изменения в постколониальной казахской поэзии в контексте минорной<br>литературы. Статья, сосредоточившись на творчестве казахских поэтов, таких как Турманбай<br>Молдагалиев (включая его стихи, написанные после обретения независимости), Есенгали<br>Раушанов, Бахытжан Канапиянов, Меирхан Акдаулетулы, Темирхан Медетбек, Бахыт<br>Кенжеев, обращает внимание на детерриториализацию языка и превращение казахского<br>языка в креольский язык, а также на политический и коллективный дискурс литературных<br>произведений. В рамках этих исследований через литературные тексты были<br>проанализированы психологическое воздействие колониализма и эмансипационные<br>тенденции в постколониальном казахском обществе, политические и социальные проблемы</p> 2024-03-30T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024