https://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/issue/feed Вестник университета Ясави 2024-07-02T08:25:43+00:00 Habarshy khabarshi.iktu@ayu.edu.kz Open Journal Systems <p>Журнал "Iasaýı ýnıversıtetіnіń habarshysy" был создан под учредительством университета. 8 октября 1996 г. зарегистрирован в Национальном Агентстве по делам печати и массовой информации Республики Казахстан и выдано свидетельство №232. Индекс №75637. Журнал в 2015 году был перерегистрирован в Комитете связи, информатизации и информации Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан и выдано свидетельство №232-Ж. С 2013 года журнал зарегистрирован в центре ISSN (Международный стандартный серийный номер) в г. Париже. ISSN 2306-7365. е-ISSN 2664-0686. Периодичность журнала: ежеквартально 4 раза в год.</p> https://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/3856 Теоретический анализ проблемы развития креативности студентов 2024-07-02T05:05:48+00:00 А.А. Жолдасбеков abeke56@mail.ru A.T. Искалиева aina_0480@mail.ru Б.А. Жолдасбекова zbibisara@mail.ru <p>Проблема исследования заключается в выявлении эффективных педагогических условий развития творческих способностей обучающихся как индивидуальных творческих способностей. В данной статье представлены результаты экспериментов, проведенных с целью проверки эффективности образовательных условий для развития творчества обучающихся, особенно методов развития обучающихся университета. Основные предпосылки инноваций существуют во всех сферах творческой деятельности. Креативность – это высшая форма интеллекта, которая описывает способность создавать и применять открытия в различных областях человеческой деятельности. Лучшая часть интеллекта-креативность. Креативность-это прежде всего зарождение новых идей. Это напрямую связано со способностью к творческому синтезу. Результатом синтеза творчества является развитие теории, изобретение, произведение искусства или понимание проблемы. Проблема создания теоретических и методологических основ развития креативности обучающихся в системе профессионального образования не полностью развита, но в настоящее время имеет большое значение с точки зрения профессиональной педагогики.<br>Практическая значимость результатов исследования позволяет улучшить качество разработанных психолого-педагогических условий и выработать рекомендации по формированию креативности обучающихся и подготовке к творческой учебной деятельности.</p> 2024-06-30T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 https://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/3857 Дидактические рекомендации по применению STEM-обучения в условиях цифровизации образования 2024-07-02T05:20:59+00:00 Р.И. Кадирбаева roza-1961@mail.ru Х.К. Абдрахманова khadi_kab@mail.ru К.Б. Кудайбергенова kura.95_kz@mail.ru <p>Пути внедрения цифрового STEM-обучения в школьную практику, являются одним из элементов цифровой педагогики, который занимается дополнением и развитием педагогических проблем, повышая эффективность их решения путем создания цифровых образовательных сред. На сегодняшний день цифровое STEM-обучение является одной из насущных проблем. Это связано с тем, что до сих пор нет четкого однозначного определения понятий, связанных со STEM-образованием, не до конца изучены методы его применения и у большинства учителей не сформированы STEM-компетенции. В настоящее время существуют два вида STEM-обучения: интегрирование школьных предметов естественнонаучного направления и раздельное изучение школьных естественнонаучных предметов. В нашей стране используется второй вариант, который предусматривает внедрение STEM-обучения путем использования междисциплинарного содержания и междисциплинарных учебных заданий. В сложившейся ситуации важное значение имеет организация STEM-уроков и STEM-проектов. Поэтому в статье рассматриваются дидактические руководства по применению STEM-обучения, представленные в ряде работ, а также в виде рекомендаций приведены модели структур дидактических проектов по STEM-обучению. В ходе исследования определены дидактические элементы применения STEM-обучения в условиях цифровизации образования, и соответствующие им дидактические указания и педагогические условия формирования образовательной среды для их внедрения. Все это позволяет сделать вывод о том, что при внедрении STEM-обучения выделенные дидактические указания и специальная подготовка будущих учителей не только обеспечивают им необходимые знания и навыки, но и развивают у них важные навыки, необходимые для их дальнейшего развития.</p> 2024-06-30T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 https://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/3858 Педагогические основы применения мультимедийных технологий в преподавании органической химии в средней школе 2024-07-02T05:34:28+00:00 М.О. Алтынбекова minash.altynbekova@ayu.edu.kz Г.А. Умарова gulbakhor.umarova.99@mail.ru A.K. Мамырбекова aizhan.mamyrbekova@ayu.edu.kz <p>В статье обсуждены особенности и опыт применения мультимедийных технологий в преподавании органической химии. В настоящее время обобщена теоретическая модель материала, определяющая преимущества и недостатки применения мультимедийных технологий в образовательном процессе. Рассмотрены результаты обучения с использованием мультимедийных технологий при изучении химии в средней школе. Особое внимание при проведении научных исследований в рамках педагогических основ применения мультимедийных технологий в образовании по органической химии в средней школе было уделено теоретическим и эмпирическим исследованиям cредей учащихся формам самостоятельной работы обучающихся, а именно многоуровневым индивидуальным заданиям, выполненным в электронном формате по курсу органической химии. Также в обучении органической химии использованы методы анализа, синтеза, электронного изучения данных, видео, наблюдения, интерпретации графических таблиц компьютера. В результате исследований были дифференцированы педагогические основы применения мультимедийных технологий в образовании по органической химии в средней школе в сравнении с традиционным образованием. Установлено, что использование информационной среды на основе педагогических подходов является наиболее оптимальным способом обучения. Сформированы познавательные способности с использованием методов, приемов, форм обучения с применением мультимедийных технологий в средней школе. Дана оценка логике научного познания учебной деятельности, формирования умений и навыков, развития мышления у учащихся.<br>Результаты научных исследований могут быть использованы в качестве методического пособия на основе иллюстраций, абстрагирования и сравнения методов обучения органической химии с использованием мультимедийных технологий на базовом уровне общего образования.</p> 2024-06-30T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 https://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/3859 Формирование коммуникативной компетентности по английскому языку через подкасты 2024-07-02T05:44:07+00:00 Г.К. Бельгибаева belgibaeva64@bk.ru А.С. Баймахан aknuraaaa0606@gmail.com Ж.М. Акпарова zhan_mus@mail.ru <p>Это исследование глубоко изучает жизненно важную роль общения, особенно в образовании английского языка, с целью обогатить коммуникативную компетентность учащихся посредством обучения на основе подкастов. Он исследует теоретические основы коммуникативной компетентности, теории овладения языком и влияние цифровых технологий на методы изучения языка. В этом исследовании рассматриваются существующие методы исследования и технологии, которые повышают коммуникативную компетентность среди изучающих язык.<br>Наш подход сочетал в себе качественные и количественные методы исследования, включая статистический анализ данных опросов, выбор соответствующих подкастов, наблюдение и синтез собранной информации. Для проведения нашего эксперимента мы выдвинули гипотезы:<br>1. Более активное использование подкастов по конкретным предметам положительно коррелирует с улучшением усвоения и понимания языка учащимися.<br>2. Различные типы контента подкастов (например, академический и развлекательный) по-разному влияют на результаты изучения языка.<br>3. Использование подобранной лексики и фраз из подкастов при оценке владения языком коррелирует с улучшением понимания и использования учащимися.<br>В конечном итоге интеграция подкастов значительно улучшила результаты изучения языка, сократив разрыв между теорией и практикой. Эти аудиоресурсы предоставляют бесценную информацию, разнообразные точки зрения и специализированную терминологию, обогащая образовательный процесс учащихся. Использование подкастов в структурированных учебных программах представляет собой многообещающий путь для повышения коммуникативной компетентности и создания целостной среды обучения. Это исследование показывает, что включение подкастов по конкретным предметам в учебные программы изучения языка может значительно улучшить овладение и понимание языка, потенциально революционизируя методологии языкового образования.</p> 2024-06-30T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 https://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/3860 ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД КАК ДИДАКТИЧЕСКИЙ РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ 2024-07-02T06:04:15+00:00 А.Б. ИСКАКОВА anar_is@mail.ru К.А. НУРУМЖАНОВА 75646100@mail.ru <p>Методологической базой исследования являются трандисциплинарный, деятельностный и ресурсный подходы, с позиции которых подготовка бакалавров естествознания по образовательной программе 6В05301 – «Физика» рассматривается как ресурс, обеспечивающий формирование и развитие профессиональных компетенций. Применение трансдисциплинарного подхода при изучении базовых и профильных дисциплин предполагает формирование системы профессиональных компетенций у студентов необходимых в будущей профессиональной деятельности. Исходя из современных реалий повышения наукоемкости знаний и технологий, возникает проблема необходимости конструирования нового системного качества знаний и технологий, где системообразующим фактором становится трансдисциплинарный подход. Целью исследования является разработка и апробация в учебном процессе трансдисциплинарных профессионально-ориентированных заданий (ТПОЗ), обеспечивающих формирование профильных, базовых и универсальных компетенций у студентов и оценка их эффективности на основе квалиметрического метода. В соответствии с задачами исследования: 1) проведена экспертная оценка содержания, структуры, результатов обучения, перечня учебных дисциплин, входящих в образовательную программу 6В05301 – «Физика» на основе разработанной нами шкалы критериев профессиональных компетенций; 2) разработана система ТПОЗ, обеспечивающая повышение уровня профессионального мышления студентов как ведущей характеристики качества деятельности; 3) разработана технология реализации обучения студентов на основе ТПОЗ; 4) проведена оценка результатов экспериментальной апробации на основе экспертной оценки специалистов и оценки потребителей (результатов обучения (РО) студентов) с применением квалиметрического метода.</p> 2024-06-30T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 https://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/3861 Формирование научно-исследовательской деятельности обучающих путем изучение биологических особенности Tilia cordata в Трукестанском регионе 2024-07-02T06:19:17+00:00 Н.Н. Салыбекова nurdana.salybekova@ayu.edu.kz Б.З. Умиров bauyrzhan.umirov@ayu.edu.kz <p>В статье проанализирован ход организации исследовательской работы по использованию исследовательской деятельности с целью приобщения студентов естественнонаучного направления к науке. Основной целью исследовательской работы является формирование в биологическом образовании навыков исследования путем выявления стрессоустойчивости, морфо-физиологических, экологических особенностей липы в Ботаническом саду Международного казахско-турецкого университета имени Ходжи Ахмеда Ясави.<br>При проведении научно-исследовательской работы были использованы теоретические и несколько эмпирические методы: метод «INSERT», метод анкетирования, дедуктивный метод, групповой метод, метод наблюдения. При проведении лекционных занятий использовался метод «INSERT», а для повышения интереса студентов к проведению практических работ использовалось метод экскурсий. С целью определения размеров морфо - физиологических показателей растений использовались методы биометрических измерений, фенофазных периодических наблюдений.<br>В ботаническом саду нашего университета для студентов 2 курса биологии были разработаны теоретические основы определения их жизнеспособности и морфофизиологических особенностей с использованием метода подбора сортов липы для практических занятий на разделе Ботаники. В результате проведенных исследований был признан оптимальный способ размножения видов липы. Студентам, отобранным для проведения исследований в этой области, предлагались теоретические знания, а затем для дальнейшего изучения была взята анкета. Усвоение знаний первоначально составляло 32% и 28% в обеих группах, в повторном опросе в конце работы этот показатель увеличился в одной из двух групп, участвовавших в исследовательской работе, а в следующей группе показал неизменный результат. 1-ая группа (экспериментальная группа) повысила свои знания с 32% до 88% путем удобрения выбранного ими сорта. А результат 2-ой группы, получившей образование только на теоретической основе, оказался на 25% ниже, чем в 1-ый группе. 1-я группа, участвовавшая в исследовательских работах, обогатила выбранный сорт липы удобрениями, следила за их выносливостью и жизнеспособностью. Показаны ход научно-исследовательской работы и этапы организации исследовательской работы при использовании исследовательской деятельности. При выполнении исследовательской работы у студентов были усовершенствованы критерии анализа результатов исследования, подведения итогов, оценки прогнозируемого результата.</p> 2024-06-30T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 https://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/3862 К вопросу использования мобильных приложений в обучении иностранному языку 2024-07-02T06:37:58+00:00 M. Акешова madina_shakh@mail.ru Г. Ризаходжаева gulnara.rizakhodjayeva@ayu.edu.kz Е.М. Торбик Elena_torbik@mail.ru <p>За последние десять лет социальные сети быстро развились и стали играть все более важную роль в жизни человека. Среди известных социальных сетей особое место, особенно среди молодежи, занимает Инстаграм. Сегодня социальные сети являются частью процесса развития человека в жизни, поэтому многие студенты больше, чем чтение книг, выступают за обучение с помощью гаджетов. Использование Инстаграма для студентов было бы развлечением для изучения иностранного языка. Целью данного исследования было изучить отношение студентов к использованию Инстаграма в качестве источника для улучшения языковых навыков и узнать больше о том, как студенты использовали этот инструмент для повышения своей мотивации присоединяться к своим сверстникам и взаимодействовать с ними. В нем изучалось, как часто студенты участвуют в онлайн-форумах и что они думают об использовании Инстаграм в качестве платформы для упражнений по изучению языка. В исследовании использовался количественный дизайн исследования. В исследовании Инстаграм использовался, как образовательная платформа, разработанная Али Эрарсланом (2019). В данном опросе приняли участие 77 студентов факультета преподавания иностранных языков Международного казахско-турецкого университета имени Ходжи Ахмеда Ясави. Данные, полученные из анкеты, были проанализированы с помощью Статистического пакета для социальных наук (SPSS 23.0). При анализе данных использовалась описательная статистика. Результаты показали положительное отношение студентов к Инстаграм.</p> 2024-06-30T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 https://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/3863 Геймификация на уроках английского языка в начальной школе: эффективность и возможности применения 2024-07-02T06:50:12+00:00 М.М. Дуйсенова duisenova.marzhan@okmpu.kz А.Н. Жорабекова ainur-zhorabekova@mail.ru Г.И. Абрамова nishgalina@mail.ru <p>Геймификация сегодня является одним из важнейших современных трендов в образовательных технологиях. В ходе исследования была изучена эффективность использования геймификации на уроках начального английского языка в средней школе и возможности использования цифровых платформ на основе геймификации для повышения мотивации и интереса учащихся к изучению иностранного языка. Сравниваются результаты урока, основанного на геймификации на цифровых платформах Kahoot+ premium и Quizizz, а также сравниваются эффекты предыдущих исследований.<br>Экспериментальная часть нашей исследовательской работы проводилась с участием учителей начальных классов и учащихся начальных классов города Шымкента и Туркестанской области. В выборку данного исследования, которое проводилось в экспериментальной и контрольной группах, вошли 30 учащихся начальной школы. А его положительные результаты показаны в таблицах и картинках.<br>Основная цель исследования заключалась в проверке гипотезы о том, что добавление элементов геймификации к урокам английского языка может улучшить активность, мотивацию и общие результаты обучения учащихся. Методы исследования, используемые в этом исследовании, включают комбинацию количественных и качественных подходов, которые включают сбор данных посредством опросов, наблюдений и оценок. По данным, полученным в разделе «Анализ и результаты», были выполнены теоретические анализы, дополненные таблицами, диаграммами и статистическими показателями. В заключительном разделе представлен вывод, основанный на результатах исследования, подчеркивающий потенциальные преимущества внедрения геймификации в преподавание английского языка в начальных школах. Статья завершается обсуждением результатов исследования и предложениями направлений дальнейших исследований.</p> 2024-06-30T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 https://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/3864 Возможности и перспективы использования мобильных технологий в повышении профессиональной компетентности будущих экологов 2024-07-02T07:02:33+00:00 Д.К. Сунакбаева dilara.sunakbayeva@ayu.edu.kz Д.Х. Юлдашбек davlat.yuldashbek@ayu.edu.kz <p>Главной целью Казахстана в высшем образовании является подготовка профессиональных специалистов, обладающих профессионализмом, коммуникативностью и иноязычной компетенцией, стилем критического мышления и творческим потенциалом. В настоящее время высшее образование должно быть непрерывным, всесторонне развитым, качественным, с применением мобильных технологий, с упором на активность обучающихся, их самостоятельность, способность быстро адаптироваться к переменным моментам современного общества. Поиск оптимальных резервов совершенствования профессиональной подготовки будущих качественных и квалифицированных экологов переходит в плоскую систему формирования и развития их профессиональных компетенций. Важнейшим фактором успешной профессиональной реализации системы образования в Высшей школе является проблема создания образовательного пространства, повышающего уникальные творческие способности в развитии коммуникативной компетенции. В связи с процессом модернизации и информатизации образования в Международном казахско-турецком университете имени Ходжи Ахмеда Ясави в целях разработки специалистов международного уровня и повышения качества предоставляемых им знаний сформирован курс, посвященный разработке новых педагогических основ становления будущего специалиста как профессиональной и творческой личности с высокими профессиональными компетенциями. При повышении качества профессиональной компетентности будущих экологов следует максимально использовать новые технологии и передовые методы обучения в системе образования. В данной исследовательской работе были рассмотрены пути повышения качества подготовки и профессиональных компетенций будущих экологов с использованием технологий мобильного обучения.</p> 2024-06-30T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 https://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/3865 Методика обучения эффективному проведению национальных подвижных игр в малокомплектных школах 2024-07-02T07:16:28+00:00 Н.К. Жилисбаев n.zhilisbaev@iuth.edu.kz Ж.М. Есиркепов Zhandos-1978@mail.ru Б.И. Курманбаев bulat1978kz@mail.ru <p>В данной статье проведен анализ качества проведения урока физкультуры в малокомплектных школах Кызылординской и Туркестанской областях, рассмотрены пути решения возникающих проблем и совершенствования физкультурной деятельности в данных школах.<br>Основным показателем для учителей физической культуры является качественное проведение занятий и укрепление здоровья учащихся. Учителя физической культуры малокомплектных школ, в которых мы проводили исследование, не изучали специальную методику проведения уроков физической культуры, так как обучались в ВУЗе на заочном отделении. Это определили проведя анкетирование.<br>Кроме того, с целью выявления проблем в малокомплектных школах с которыми ежедневно сталкиваются учителя физической культуры, был организован 36-часовой специальный курс повышения квалификации. В ходе курса обучили проведению урока на высоком профессиональном уровне и повышению интереса учащихся к уроку, используя фронтальные, круговые, поточные, групповые и индивидуальные методы проведения уроков.<br>Эксперимент проводился в малокомплектных школах Кызылординской и Туркестанской областей. Основная цель исследовательской работы - проанализировать особенности малокомплектных школ и профессиональную квалификацию учителей физической культуры, отобрать и систематизировать национальные подвижные игры проводимые в начальных классах, были предложены различные варианты и методика проведения занятий в интегрированных классах.<br>В ходе эксперимента мы выяснили, что правильный выбор национальных подвижных игр и их квалифицированное проведение может не только повысить качество, нагрузку, и плотность урока для учителей физической культуры, но и принести пользу решению многих педагогических задач, формированию двигательных навыков учащихся начальных классов, развитию физической формы, подготовленности и зрелости.<br>В конце исследования из экспериментальных и контрольных групп были получены контрольные нормативы, в результате чего экспериментальные группы показали высокий уровень по всем показателям. Предложенная нами методика может использоваться учителями физической культуры в качестве методического указания на ежедневном занятии.</p> 2024-06-30T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 https://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/3866 Формирование готовности студентов к развитию социальных навыков младших школьников 2024-07-02T07:25:52+00:00 Г.И. Салгараева salgaraeva78@mail.ru Р.А. Набуова nabuova@mail.ru <p>Статья посвящена проблеме профессиональной подготовки будущих учителей по развитию социальных навыков учащихся начальных классов. Научные исследования, проводимые авторами, способствуют повышению творческой и интеллектуальной активности студентов. В ходе обзора литературы определены суть понятий «социальные навыки» и «подготовка», а также уточнена проблема развития социальных навыков. Проведена оценка уровней мотивационного, познавательного, деятельностного, рефлексивного компонентов процесса развития профессиональной подготовки студентов.<br>В ходе эксперимента был организован специальный курс, в рамках которого выполнялась комплексная работа, включающая теоретические, практические и методические задачи. Определены показатели и уровни подготовленности будущих учителей по развитию социальных навыков учащихся начальных классов, а также представлены результаты экспериментальной работы. Студенты осваивают технологии и предоставленные информации, направленные на развитие социальных навыков студентов и достигают значительных изменений при их успешной реализации в ходе практики.<br>При анализе результатов отмечены, что у будущих учителей повысился интерес к своей профессии, профессиональной деятельности, значительно улучшилось творческое мышление и познавательные способности. Результаты показывают эффективность методов и организованной работы в процессе обучения студентов. Соответственно, авторы считают необходимым включить в учебную программу предмет «Методика развития социальных навыков учащихся начальных классов».</p> 2024-06-30T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 https://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/3868 Проблема буллинга в школе и зарубежный опыт ее решения 2024-07-02T07:35:07+00:00 Т.К. Мустапаева tmustapaeva89@mail.ru Г.У. Елеусинова еleusinova71@mail.ru Б.Ш. Ибатуллин visv_ibatulin@mail.ru <p>В статье рассматривается понятие «буллинга», некоторые виды буллинга и дана краткая информация о причинах буллинга. В исследовательской актуальности статьи описывается важность ее профилактики, формулируя, что буллинговые действия в школе негативно влияют как на отношение учащихся к обучению, так и на эмоциональные, личностные качества, ухудшение субъективного самочувствия. При теоретическом анализе ряда зарубежных исследований, связанных с профилактикой школьного буллинга используются такие методы как систематизация, обобщение, методы анализа педагогической продукции и методы статистической обработки экспериментальных данных. На основе зарубежных исследований представлены различные механизмы и научные данные профилактики буллинга. Анализируются практики предотвращения буллинга в Корее, Мексике, США, Финляндии и Нигерии. По зарубежному опыту определяется значимость специальных мероприятий, связанных с развитием у учащихся эмпатических способностей, повышением самоэффективности, улучшением взаимодействия, связанного с восстановлением общения участников конфликта, поддержанием позитивности, совершенствованием чувства сострадания наблюдателей в буллинговых ситуациях, овладением самостоятельными защитными действиями. В статье приведены статистические данные о видах и частоте физического и психологического насилия среди школьников городов Алматы и Туркестан.</p> 2024-06-30T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 https://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/3869 Основные барьеры развития инновационной деятельности преподавателей вузов Казахстана 2024-07-02T08:00:09+00:00 Р.Е. Кусаинова kre79@mail.ru Г.Т. Уразбаева urazgulsara@gmail.com Г.З. Тажитова gulzhahan@mail.ru <p>Актуальность изучения проблемы барьеров преподавателей университетов к инновационной деятельности обусловлена современными требованиями к личности педагога в сфере высшего образования. Данная статья посвящена определению сущности «барьеры» инновационной деятельности преподавателя университета. В настоящее время основной целью нововведений в высшем образовании является гармоничное развитие личности, творческих способностей человека, повышение интеллектуального, инновационного потенциала страны. Инновации в образовании выступают только частью процесса усвоения инновационных знаний, умений и ценностей личности. Соответственно, особое значение приобретают проблемы, связанные с изучением и формированием инновационной деятельности преподавателя университета.<br>Для получения результатов исследования в данной статье были использованы методы: теоретические (анализ и синтез научных работ отечественных и зарубежных авторов по проблеме исследования); эмпирические (анкетирование, педагогическое наблюдение). Проведено анонимное анкетирование с преподавателями университетов Казахстана. Главной целью определить барьеры, препятствующих освоению инноваций преподавателей университета. Проведенный опрос показал, что существуют определенные барьеры в инновационной деятельности преподавателей вузов.<br>Исследование показывает, что не все преподаватели занимаются инновационной деятельностью, и существуют возможные причины. Большинство из них являются: страх перед инновациями; старые методы эффективнее, чем новые методы и т.д. Авторы статьи пришли к выводу, что плодотворная и успешная работа преподавателей в высшем учебном заведении является одной из способов к преодолению барьеров. Особое значение имеет самообразование и саморазвитие преподавателей университетов, стремление к инновационной деятельности, достигать поставленных целей, уметь устранять причины возникающих трудностей.</p> 2024-06-30T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 https://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/3870 РАЗВИТИЕ МЕТАКОГНИТИВНЫХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ 2024-07-02T08:15:21+00:00 А.Ж. САДЫКОВА ainura_pulsativa@mail.ru М.О. ИСКАКОВА maris1976@mail.ru А.Б. Советова sovetova_a@sm.nis.edu.kz <p>Статья содержит данные исследования, цель которого – оценить влияние 10-недельного курса биологии, основанного на метапознании, на развитие метакогнитивных навыков и понимание предмета биологии школьниками. В исследовании приняли участие 55 восьмиклассников из двух классов Назарбаев интеллектуальной школы физико-математического направления (город Семей, Казахстан). Одна группа пользовалась метакогнитивными подсказками и стратегиями, а другая группа изучала предмет по стандартной учебной программе. Результаты показали, что участники, получившие подсказки, Результаты показали, что участники, получившие подсказки, а также улучшившие свои метакогнитивные стратегии при выполнении задания, набрали более высокие баллы по тесту по биологии и сообщили об улучшении метакогнитивных навыков по сравнению со своими сверстниками, обучавшимися по классической методике. Качественный анализ интервью выявил темы сотрудничества и взаимопонимания между учениками. Они оценили специфику заданий, которая углубила их понимание биологии, и совместное обучение, облегчённое метакогнитивными подсказками, которые не только улучшили их понимание предмета, но и способствовали созданию позитивной атмосферы в классе. Учащиеся придали особое значение использованию метакогнитивных стратегий, подчеркнув, они будут сосредоточены на выполнении задания. Настоящее исследование подчёркивает эффективность метакогнитивной поддержки в совершенствовании биологического образования. Авторы рекомендуют интегрировать метакогнитивные стратегии в школьную практику на занятиях в классе, подчёркивая положительное влияние, которое они могут оказать на опыт и результаты обучения учащихся.</p> 2024-06-30T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 https://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/3871 Потенциал использования интерактивного повествования в среде смешанной реальности при обучении казахскому языку жестов 2024-07-02T08:25:43+00:00 А.Б. Кыдырбекова a.kydyrbekova@gmail.com А.Е. Карымсакова hatae@mail.ru <p>Научная статья рассматривает актуальное направление в образовании детей с нарушениями слуха - использование интерактивного повествование в смешанной реальности (Mixed Reality, MR). В последние годы MR технологии приобрели большую значимость в сфере обучения, предоставляя уникальные возможности визуального восприятия информации в виртуальной среде.<br>Исследование обращает внимание на перспективы использования MR для решения задач обучения жестовому языку, важного элемента коммуникации для глухих и слабослышащих детей. В контексте Казахстана, где часто упускается из виду потребность этой уязвимой аудитории, статья представляет ценный опыт в обучении казахскому жестовому языку с использованием современных технологий.<br>Авторы статьи представляют результаты пилотного эксперимента, проведенного среди 24 учащихся специальных классов для детей с нарушением слуха в возрасте 10–14 лет. Этот эксперимент оценивал потенциал использования MR технологии для расширения словарного запаса и улучшения восприятия обучающего материала. В статье также обсуждаются предварительные наблюдения, выявленные ограничения и предлагаются возможные пути совершенствования использования смешанной реальности как дополнительного инструмента в образовательном процессе для детей с нарушением слуха. Также приводятся примеры и исследования, демонстрирующие использование смешанных технологий в образовании детей с нарушением слуха в различных странах. Это исследование способствует обогащению педагогической практики и развитию специального и инклюзивного образования.<br>Данная статья создает возможность распространения знаний и информации о технологических решениях в обучении детей с особыми образовательными потребностями. Она также предоставляет ценные ресурсы и инструменты, которые могут быть полезными для педагогов, исследователей и практиков, работающих в данной области.</p> 2024-06-30T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 https://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/3840 Мотив “окаменения” в казахских легендах 2024-07-01T11:28:22+00:00 Е. Аргынбаев yerzhan.argynbayev@ayu.edu.kz <p>Казахские легенды и мифологическое наследие являются важной частью казахской культуры. Легенды являются важными источниками, отражающими историю, верования и ценности казахского народа. В данной статье рассматривается мотив окаменения, который часто встречается в казахских легендах. Один из наиболее распространенных мотивов трансформации, окаменение – это легендарный процесс превращения одушевленных и неодушевленных элементов в камень определенной мощной силой для наказания или избавления от зла и беды. В легендах можно увидеть примеры превращения в камень людей, животных, домов и других объектов. Этот процесс происходит, когда люди хотят обратиться в камень, прося Бога вывести их из трудной ситуации, наказать своих врагов или помочь им преодолеть глубокую скорбь. Обращение в камень – спасение добром и наказание зла. В статье рассмотрены 15 казахских преданий, а причины окаменения (виды обращения в камень) следующие: 1) окаменение Божьим гневом; 2) превращение в камень по своей воле или по чужой молитве; 3) превращение в камень проклятием; 4) превращение в камень из-за усталости и неумения сражаться; 5) превращение в камень от горя; 6) процесс превращения в камень изучается в разделенных шести группах, подобно превращению мертвого животного в камень. Кроме того, на основе мотива окаменения определены основной смысл и воспитательное значение сказаний, показана их значимость.</p> 2024-06-30T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 https://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/3841 Проявления древних верований в «Книге Коркыт Ата» 2024-07-01T11:34:00+00:00 К.С. Калыбекова 1kalam09@mail.ru О. Сойлемез soylemezo@yahoo.com А.Д. Беккулова aynash.1979@mail.ru <p>В статье конкретно рассматриваются древние верования огузских племен и элементы мифологии древних тюркских народов, отраженные в песнях «Книга Коркыт Ата», а также древние сюжеты, родившиеся в связи с шаманскими верованиями. Кроме того, Книга Коркыта Ата рассказывает о мировоззрении раннего времени и идеологии поздней эпохи, о сочетании шаманского сознания и исламского понимания, которое проявляется в целостной и сложной синкретической форме. Также говорится, что в мотивах мифических мелодий в «Книге Коркыт Ата» можно найти отдельные образцы, не имеющие сходства. Затрагивается слово о хорошей сохранности верований тюркских народов и мифических представлений о сотворении мира.<br>При написании статьи были рассмотрены научные работы, в которых цитировались анализы и выводы известных ученых мыслителей. Объектом исследования является тот факт, что, хотя книга была написана в период принятия исламских ценностей, старые верования не претерпели особых изменений. Известно, что наследие Коркыт Ата является ценным достоянием культуры, литературы и истории. Кроме того, некоторые данные о Коркыте также не соответствуют действительности, что еще нуждается в изучении. В статье говорится, что это одна из тем, которая не теряет своей актуальности.</p> 2024-06-30T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 https://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/3842 ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ КОМИЧЕСКОЙ РЕКЛАМЫ 2024-07-01T11:45:37+00:00 Г.А. СЕЙДУЛЛАЕВА g.a.seidullaeva@mail.ru Г.К. ТЕМИРКУЛОВА gulzada-73@mail.ru Ж.Л. КЕНЖИТАЕВА kenzhetaeva@mail.ru <p>Цель данной статьи – анализ текстов современной рекламы с элементами комического. В современной рекламе все чаще применяются различные прагматические стратегии, направленные на вызов эмоций у адресата. Одним из результативных способов достижения этой цели является использование юмора и создание комического эффекта. Юмор помогает привлечь внимание аудитории и запомнить рекламное сообщение. С этой целью используются разнообразные лингвистические приемы, в основе которых – языковые средства, участвующие в создании комического. Речевая многозначность подобных инструментов, наряду с омонимией, функциональным синкретизмом, игрой слов, шуточных образов и ситуаций, чаще всего и становятся причиной комического. В анализе рекламных текстов был использован метод сплошной выборки (предложенный Т.В. Жеребило), что позволило обратиться к более 50 рекламным слоганам с комическим подтекстом. Количественный анализ использовался для численного учета рекламы с комическими элементами, а также при опросе респондентов для определения влияния подобной рекламы на их повседневную жизнь. В процессе исследования было выявлено, что реклама с элементами комизма способна более полно, информативно и наглядно передать необходимые сведения, эмоции и ценности через сочетание вербальных и невербальных элементов, направленных на предпочтения целевой аудитории. Статья может быть полезной изучающим рекламоведение, а также журналистам и исследователям комического.</p> 2024-06-30T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 https://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/3843 Прагмалингвистический аспект концептов «клятва», «присяга» и «обещание» в казахских народных сказках 2024-07-01T12:01:07+00:00 К.Ш. Балабекова katira670323.k@mail.ru A.A. Курманали altynshash.kurmanali777@gmail.com Ж.К. Отарбекова zhotarbekova@gmail.com <p>В языке казахского народа такие понятия, как «держать свое слово», «быть хозяином своего слова», «исполнять свое слово», часто встречаются в казахских народных сказках и выполняют роль важной языковой единицы, используемой при регулировании отношений между людьми в казахском обществе, потому что духовные концепты «клятва», «присяга», «обещание», являясь общечеловеческим явлением, представляют собой концепты, применяемые в обществе для создания чувства доверия и убежденности среди людей.<br>В статье концепты «клятва», «присяга» и «обещание» в народных сказках, которые являются нашим культурным наследием, передающимся из поколения в поколение, рассматриваются с прагмалингвистической точки зрения. Также в статье авторы акцентируют внимание на традициях и обрядах «клятвы» и «присяги» в кочевых тюркских обществах, анализируют духовные понятия «клятва», «присяга» и «обещание», имеющие сакральное значение для тюркского мира в казахских народных сказках.<br>В результате исследования, помимо концептов «клятва», «присяга» и «обещание» в казахских народных сказках, играющих важную роль в передаче традиций и культурных ценностей нашего народа из поколения в поколение, представлены новые данные в отношении обрядов правового, магического, религиозного и чисто этического характера «дать клятву, клясться», «дать присягу, дать обет» и «обещать, дать обещание», широко применяемые в кочевом образе жизни народа.<br>Описано прагматическое значение речевых актов «дать присягу», «дать клятву» и «обещать, дать обещание» в анализируемых народных сказках, а также раскрывается, как роль концептов «клятва», «присяга» и «обещание» в регулировании отношений между человеком и обществом менялась с течением времени и как изменились рамки и стилистические черты их применения, приобрели разные семантические измерения. Делается вывод, что семантическое развитие слова покажет развитие человеческого познания.</p> 2024-06-30T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 https://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/3844 Народная философия о жизни и смерти в «жоктау» (в похоронных причитаниях) 2024-07-01T12:13:18+00:00 Б.Б. Келгембаева baha_fil@mail.ru <p>Статья посвящена анализу экзистенциально-философского аспекта и исторических основ жанра «жоктау» (плач, похоронные причитания). Исследователь отмечает, что данный жанр унаследововавший устнопоэтические традиции сакских, гуннских, уйсунских племен является ярким примером экзистенциальной философии казахского народа. В статье автор опирается на труды известных фольклористов, философов и лингвистов. По мнению автора жоктау отражает гуманистическое мировоззрение казахов о человеческом бытие и смысле каждого этапа жизненного цикла «рождение-рост-смерть» человека. Живая традиция жоктау наряду с глубоким философским значением, демонстрирует генезис поэтики фольклора и отражает историческую действительность эпохи в которой она была создана. Автор подчеркивает мировоззренческую связь похоронных обрядов и жоктау с казахской мифологией.<br>Историческую ценность имеет текст «Жоктау по хадже Абдулле», который был найден автором в рукописном фонде Национальной академии наук. Данный устнопоэтический текст отражает эпоху колонизации казахских земель царской властью России. Жоктау описывает исторические события когда казахские племена, потерявшие свои угодья, откочевали из восточного региона Казахстана и скитались в поисках обители в Монголии, Китае и России. В фольклорном тексте упоминаются имена известных иторических личностей, что показывает историзм данного жанра. По мнению исследователя жанр жоктау, как важный памятник устного народного творчества демонстрирующий мировоззрение, жизненную философию и историю казахов, нуждается в глубоком изучении.</p> 2024-06-30T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 https://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/3845 Общественно-социальный характер сатиры и юмора в современном айтысе 2024-07-01T12:21:09+00:00 Г.Т. Тлеубердина guldentleuberdina@inbox.ru Г.С. Бокен asya_2309@mail.ru <p>В данной статье дается обзор исследовательских работ, в которых анализируются история, пути становления, специфические особенности жанра сатиры и юмора, имеющие общие черты, созвучные традициям мировой литературы. Роль и проблемы сатиры и юмора в современном искусстве айтыса, тенденции развития, научно-теоретические мнения и выводы ученых-исследователей всесторонне дифференцируются. Эти выводы и мнения будут изучены на основе стыка слов современных поэтов айтыса. В частности, будут проанализированы айтысы Мухамеджана Тазабекова и Айтмухамбета Исакова, Мухамеджана Тазабекова и Шынарбека Кабиева, Мэлса Косимбаева и Мухамеджана Тазабекова, Есенкула Жакупбекова и Асельхана Калыбекова, Мухтара Ниязова и Бекарыса Шойбекова, Бекарыса Шойбекова и Жансая Мусина. Также в статье раскрываются тематико-идейные особенности высказываний, художественные особенности акынов. Доказано, что рациональное использование парными спорщиками юмора и сатиры, соответствующих тематике, выявляется в ходе их конкретных встреч. Кроме того, анализируются речевые отклики акынов, представляющих интерес для широкой публики, легко передающих исторические, политические, общественно-социальные, человеческие, глобальные проблемы, которые когда-то имели горькую ртутную сатиру, а теперь и притчный юмор. Был проанализирован ход айтыса, приверженность каждого акына сценической культуре и правилам, коммуникация с уважением к публике и парному поэту, последовательность мыслей и чистота слов в передаче темы айтыса.</p> 2024-06-30T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 https://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/3846 ВЕРСИИ СБОРНИКА «ДИВАНИ ХИКМЕТ» И ИХ ТЕКСТОЛОГИЯ 2024-07-01T12:30:12+00:00 Ж.А. СУЛЕЙМЕНОВА zhazs@mail.ru Б.С. КОРГАНБЕКОВ bolat64@mail.ru П.Ж. БАЛХИМБЕКОВА Peri_75_@mail.ru <p>Научная статья «Версии сборника «Дивани Хикмет» и их текстология» посвящена анализу различных версий сборника хикметов Ходжи Ахмеда Ясави, известного как «Диван Хикмет». Статья охватывает вопросы текстологии, вариантности текста и его эволюции на протяжении времени. Исследование начинается с исторического обзора сборника, подчеркивая его значимость в культурном и литературном наследии. Авторы рассматривают различные версии «Дивана Хикмет» и предлагают детальный текстологический анализ, выявляя различия и сходства между ними.<br>Основной упор делается на выявление вариантов текста, внесенных разными копистами и редакторами на протяжении времени. Авторы рассматривают влияние культурных и исторических контекстов на формирование этих версий, а также выделяют ключевые моменты, определяющие текстуальное разнообразие. Статья также подчеркивает важность этого исследования для лучшего понимания суфийской поэзии и философии Ходжи Ахмеда Ясави. Авторы аргументируют, что анализ текстологии «Дивана Хикмет» не только раскрывает его эволюцию, но и помогает пролить свет на исторические и культурные аспекты суфизма в Казахстане.<br>Таким образом, статья предоставляет ценный взгляд на версии сборника «Диван Хикмет», его текстологию и значение для понимания духовного наследия Ходжи Ахмеда Ясави в современном исследовательском контексте.</p> 2024-06-30T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 https://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/3847 Лингвистический анализ названий индийских млекопитающих в «Бабурнаме»: этимология, семантика 2024-07-01T12:43:19+00:00 К.К. Кенжалин kenkk@mail.ru A.K. Тансыкбай adilet_2_97@mail.ru <p>В истории Захир ад-дин Мухаммад Бабур известен не только как царь и поэт, но и как географ, этнограф, историк. Доказательством этого является его автобиографическое произведение «Бабурнаме», занимающее достойное место в мировой литературе. «Бабурнаме» рассказывает на чагатайском языке о событиях, произошедших в конце ХV-начале XVI века в Средней Азии, Афганистане и Индии. «Бабурнаме» является кладезью терминов, связанных с естествознанием, предлагая уникальную языковую перспективу исторического и природного состояния той эпохи. Описание флоры и фауны в «Бабурнаме» является важным лингвистическим ресурсом для понимания языкового опыта З.М. Бабура. В этой статье подробно анализируются названия млекопитающих, обитающих в Индии, зарегистрированных в «Бабурнаме». В исследовании основное внимание уделяется этимологии и семантике этих терминов. Авторы предполагают, что названия индийских млекопитающих могут быть заимствованы из языков народов, проживающих в указанном регионе. Считается, что систематическое описание фауны в «Бабурнаме», в частности, от крупных животных до мелких, от млекопитающих до животных, обитающих в воде, создает обширный лингвистический портрет животного мира Индии. В статье рассматриваются этимология и семантика 12 терминов bāndar, fīl, gaynī uy, gilāhrī, hāti, kalahara, karg, kūtahpāy, mūš-i xurmā, nawal, nīlagāv, ṣaḥrā’ī gāvmeš с использованием описательных и сравнительных методов лингвистики.</p> 2024-06-30T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 https://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/3848 Национальная коннотация фразеологизмов в произведениях Д. Исабекова 2024-07-01T12:59:11+00:00 Д.Ж. Арынбаева dildagul.aryn@mail.ru Д.Н. Байгутова dinar_1378@mail.ru А.Г. Курбанов agapasha.kurbanov.67@bk.ru <p>В статье рассматриваются проявления национальной коннотации в фразеологизмах и устойчивых выражениях, использованных в произведениях талантливого писателя казахского народа Д. Исабекова. Коннотация (лат. con (cum) – вместе и noto – обозначать, цитировать) – дополнительное, сопутствующее значение единицы языка. Коннотация включает семантические или стилистические элементы, которые, как известно, связаны с основным значением слова. Коннотация служит для выражения эмоциональных и оценочных оттенков речи. Значение или использование денотации (лексического значения слова) и коннотации во многом зависит от предмета исследования. Коннотация играет важную роль в изучении языка и понимании литературного использования слова. Слова могут использоваться с положительным или отрицательным значением в зависимости от контекста и ситуации. В зависимости от обстоятельства применения встречается и нейтральная форма коннотации. Хотя коннотация сама по себе не является условной составляющей целевого слова, выражающего его значение, она носит двойственный характер из-за того, что в сознании носителей этого языка сформированы устойчивые понятия, связанные со словом. Так, слово «лиса», несмотря на то, что обозначает животное, в сознании народа, будучи устойчивым в образе, связанном с хитростью и коварством, коннотативное значение создает условия для возникновения и использования устойчивых выражений, которые ассоциируются с этими значениями. Классификация коннотаций по содержательным, культурным, национальным, эмоциональным, идеологическим, оценочным качествам уже закрепилась в лингвистике. Устойчивые словосочетания имеют важное значение для отражения национальных особенностей через язык, так как тесно связаны с историческим прошлым нации, мировоззрением и познаниями в понимании мира, культурными ценностями и национальными достижениями.</p> 2024-06-30T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 https://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/3849 Постколониальное сознание и употребление фольклоризмов в романе Арслана Койчиева «Баксы и Чингисхан» 2024-07-01T13:14:48+00:00 Г.М. Ахметова gulnar_akhmetova_93@mail.ru <p>В статье рассматривается поэтическая функция фольклорных мотивов, интерпретирующих колониальные и постколониальные проявления в романе кыргызского писателя Арслана Койчиева «Баксы и Чингисхан». Цель исследования – определить литературно-эстетическую функцию фольклоризмов, использованных автором в романе при интерпретации постколониальных признаков.<br>Известно, что последствия политики христианизации Российской империи и сталинских политических репрессий служили толчком для усиления взаимной конфронтации между народами, связывающих свое происхождение с Чингисханом, завоевавшим огромные территории. Сознательное подозрительное отношение или отрицание исторической миссии своих предков, недооценка таких национальных ценностей, как религия, язык и безсознательное отдаление от собственной исторической и национальной уникальности среди представителей поколений, пострадавших от колониализма, поспособствовали развязыванию колониальной политики. Подобная тенденция проявляется и в современных постсоветских социумах. Наряду с этим, в дискурсе названного романа рассматриваются такие политические проблески, как применение несвойственных казахскому языку аффиксов в фамилиях и пропаганда сравнения религии с опиумом в Советскую эпоху. В упомянутом романе автор дает преимущество демонстрации национально-этнографичекой специфики традиции построения могильных сооружений с куполом для своих умерших предков в культуре кыргызского и казахского народов. При изучении контекста романа герменевтическим, психологическим, сравнительно-типологическим и антропологическим методами была определена тенденция вытеснения функции покровительства зооантропоморфных зверей и птиц (марал, олень, лебедь, волк, орел), считавшихся первопредками рода, которые встречаются в былинах и легендах тюркских народов, в более поздние периоды такими обладателями мистических сакральных сил, как Тенгри, культ духа предков, искусство баксы. Автор статьи в своем труде всесторонне акцентирует внимание на приемы изображения колониальных и постколониальных символов в произведении через фольклоризмы.</p> 2024-06-30T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 https://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/3851 Мифонимический и фольклорный образ спелеонимов в произведениях А. Сейдимбека 2024-07-01T13:29:39+00:00 Б.М. Базарбеков bazarbekov.bakbergen2021@mail.ru Б.М. Тілеубердиев tleuberdiev_bolatbek@mail.ru <p>Спелеонимы занимают особое место среди мнений о развитии и эволюции современной жизни. В то же время их семиотическое свойство очень сильно, поскольку большой объем экстралингвистической информации хранится и накапливается в виде кодификации в общих онимах. Целью исследования является выявление мифонимического и фольклорного образа спеленонимов в творчестве А. Сейдимбека. Принимая во внимание спелеонимический материал в трудах ученого-этнографа, семиотические аспекты спелеонимов в топонимическом пространстве, связь легенды и правды в топонимах с народной этимологией, как понятие пространства закрепляется в языковом сознании и языковом образе казахов был определен. Предпринимается попытка показать мифический образ мироздания на уровне спелеонимов (мифонимов). Принимая во внимание тот факт, что в современной науке существуют разные научные взгляды на понятие мифологии, можно выявить мифонимический и фольклорный образ спелеонимов. Считалось, что спелеонимические концепты образуют многослойные диахронический и хронологический уровни. Путем раскрытия, анализа и описания этих слоев и уровней определена важность описания мифонимического и фольклорного образа спелеонимов. Доказано, что принятие спелеонимов в народное знание всегда осуществляется в системе мировоззренческих объединений, характерных для историко-культурной общности. Кроме того, сообщается, что спелеонимы (пещеры) в казахской степи нуждаются в широком изучении в будущем, поскольку в часть познания природы входит сохранение древних названий этой природной среды.</p> 2024-06-30T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 https://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/3852 Концепт «трудолюбия» в казахском лингвокультурном познании 2024-07-01T13:37:10+00:00 Г.А. Айткулова aitkul_gum1985@mail.ru Д.А. Ислам dosbol.islam@ayu.edu.kz <p>В статье рассматривается когнитивный характер концепта трудолюбия в казахском языке. Фразеологические фразы, дающие богатую информацию о культурном и национальном опыте и традициях нашего народа, создают художественное слово из образной мысли и демонстрируют духовную культуру языкового сообщества. Через фразеологизмы, в которых запечатлен процесс развития народной культуры, передаваемый из поколения в поколение, мы можем распознать культурные взгляды, стереотипы, стандарты и архетипы народа. В нашем исследовании выявлены языковые особенности концепта трудолюбия в простом народном познании, передаваемые через фразеологические словосочетания, паремиологические языковые единицы. Целью научной статьи является изучение использования концепта трудолюбия в семантических и концептуальных единицах. Для достижения этой цели были достигнуты такие задачи, как формирование авторского подхода к языковому образу мира и раскрытие содержания лингвокультурного характера концепта трудолюбия, с научным акцентом на концепции когнитивной лингвистики, концепта, концептуального поля, языкового образа вселенной, дифференциация мнений ученых, изучаемых в рамках современных концептуальных знаний. Для определения семантики языковых единиц в ходе написания статьи использовались методы анализа концептов и ассоциативного эксперимента. В результате исследования были выявлены структурные особенности и семантический объем концепции трудолюбия в когнитивном дискурсе.</p> 2024-06-30T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 https://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/3853 Когнитивный характер лингвокультурных единиц на верования средневекового памятника «Кодекс Куманикус» 2024-07-01T13:47:24+00:00 Г.Ы. Серкебаева g.serkebaeva@mail.ru С.Р. Боранбаев sandybai60@mail.ru Г. Бескемпирова gulzhan.beskempirovа@mail.ru <p>В статье рассматривается когнитивный характер лингвокультурных единиц, относящихся к верованиям, обнаруженным в средневековом памятнике кыпчакской письменности «Кодекус Куманикус». Верования – это духовные понятия, которые формируется тесной связи с жизнью, культурой, обычаями, взглядами на мир определенного народа. Основная цель статьи – раскрыть лингвокультурологический характер языковых единиц и их общую преемственность, присущую тюркским народам, в отношении верований, отраженных в языке данного памятника. Языковые единицы, относящиеся к верованиям, встречающимся в письменном памятнике «Кодекус Куманикус», веками сохранялись в народном познании, как духовно-культурное явление. В статье определено отражение лингвокультурных единиц, сформировавшихся в степной цивилизации на сегодняшний день, на конкретных примерах определены их этнокультурные, лингвокогнитивные характеристики. Со временем познание человека становится более совершенным, возрастает потребность в накоплении и изучении предшествующего ему наследия. Большое значение имеет изучение письменного монументального языка с точки зрения антропогенной парадигмы, лингвистический анализ текста памятника.<br>В статье рассмотрели языковые единицы выражающие древние народные верования: Teŋir (бог), kök (небо), bügü (святыня); мистические лексемы: baqčï (шаман), qam (колдун), qam qatïn (колдунья), rämillik (гадание), kešenä (мавзолей), qurɤan (курган), sïn (надгробный камень); космонимы: yulduzčï (астролог), ay (луна), kun (солнце), yulduz (звезда), уау (молния), yayšï (метеоролог), sazaɤan (дракон-молния).</p> 2024-06-30T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 https://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/3854 Актуальность и область использования концепта «дух» в пространстве языковой личности (по творчеству Ш. Муртазы) 2024-07-01T13:59:44+00:00 А.Т. Кембаева kembaeva_ainur@mail.ru О.С. Жубай aim-ornai@mail.ru <p>В настоящее время научное направление концептологии входит в число наиболее изучаемых актуальных вопросов казахского языкознания, таких как лингвокультурология, антропоцентрическая лингвистика. Основные исследовательские задачи этих трех направлений очень схожи. Потому что во всех этих моментах язык тесно связан с человеческим фактором.<br>В представленной статье исследуется концепт «Дух» в произведениях выдающегося казахстанского писателя, общественного деятеля Шерхана Муртазы. Автор демонстрирует многогранность данного концепта и его значимость в своем творчестве.<br>Цель статьи – проанализировать, как концепт «Дух» в литературных произведениях языковой личности приобретает различные смысловые оттенки и подтексты и насколько, и как он влияет на развитие сюжетов и характеристики персонажей.<br>В казахском языкознании реальность представляет собой языковую картину мироздания, представляющую собой совокупность знаний о бытии. В связи с этим известно, что любой язык имеет концепты, отражающие его уникальную особенность. Основная задача статьи – определить, какие информационно-культурные оттенки приобретает концепт «Дух» в произведениях языковой личности, становящейся объектом исследования. Точнее, в научной статье мы проанализировали сферу применения этого концепта в национальном специфическом мировоззрении автора.<br>В исследовательской статье поднимается вопрос о связи «Духа» с национальной самобытностью человека, искусством, языком, природой и духовностью, акцентируя внимание на том, как Шерхан Муртаза использует этот концепт для выражения истории и культуры Казахстана.<br>Научно-практическая значимость статьи заключается в анализе внутреннего мира героев и определении концепта «Дух» в их духовных исканиях. В мире науки термин «концепт» является одним из основных терминов не только лингвистики, но и таких отраслей фундаментальной науки, как философия и психология. В связи с этим, изучение концепта «Дух» в творчестве Шерхана Муртазы должно выявить его живописную сторону в создании человеческой души и его собственное мастерство как философа, а также значение данной темы в контексте языковых, литературных и культурных дискуссий.<br>В качестве материала исследования были взяты художественные произведения Ш. Муртазы.<br>Статья может быть использована в качестве дополнения для литературоведов и лингвистов.</p> 2024-06-30T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 https://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/3855 Концепт «разум» в произведениях Абая Кунанбаева и его перевод на русский и английский языки 2024-07-01T14:07:21+00:00 У.Б. Байлиева baylievaulzhan@gmail.com Н.А. Алдабек nurgul74_74@mail.ru Б.Д. Даутова Dautova.bibigul1979@gmail.com <p>В данной статье рассматривается концепт «разум» в произведениях Абая Кунанбаева и особенности его передачи в оригинальных текстах автора, а также их переводах на русский и английский языки. В статье сравниваются уровни эквивалентности вариантов перевода и методы, используемые переводчиками в процессе перевода. Изучается концепт «разум», отраженное в стихотворениях и словах назиданиях Абая, и рассматривается процесс перевода с одного языка на другой. В ходе обсуждения статьи произведения Абая выступают текстом оригинала; были отобраны переводы слов назиданий на русский язык С. Санбаева, Р. Сейсенбаева и К. Серикбаевой, Е. Жумагула, на английский язык Ричарда Маккейна, Саймона Гейгона и переводы стихотворений Дориана Роттенберга на английский язык. Для определения передачи концептов, выявления степени их эквивалентности статья опирается на теорию эквивалентности В.Н. Комиссарова. В статье подчеркивается отсутствие семантической и культурной идентичности, а также указывается, что дословный английский перевод концепта «разум» не отражает всех культурных значений оригинального слова. Методы исследования статьи основаны на теории и практике перевода. Признание и понимание степени мышления, чувства и творчества поэта является необходимым условием выхода таланта и творчества переводчика на высокий уровень и обретения поэтического качества. Определен ряд приемов переводов стихотворений Абая на другие языки, соответствующих способам языковой репрезентации оригинала и способных выразить смысл оригинала на иностранном языке.</p> 2024-06-30T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024