ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МИФИЧЕСКИХ И РЕЛИГИОЗНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПЕРСОНАЖЕ «АЛБАСТЫ»

262 142

Авторы

  • Бакыт АБЖЕТ Международный казахско-турецкий университет им. Ходжи Ахмеда Ясави

Ключевые слова:

«Албасты», тотемизм, анимизм, фетишизм, миф, сказка, персонаж.

Аннотация

В статье рассматривается история происхождения и причины трансформации персонажа «Албасты» в сказках, новеллах и мифических легендах различных народов. Выявляются особенности его интерпретации в тех или иных культурах. Если на ранних этапах своей истории «Албасты», рожденный святым духом, защищает рожениц и малолетних детей и выступает как положительный герой, то в более поздних религиозных верованиях он постепенно  лишается святости и превращается в отрицательный персонаж. У казахов «албасты» похож на собаку, козу,или лису, которые незаметно крадут легкие у женщины-роженицы, но согласно древним мифическим представлениям карачаевцев и балкарцев, живущих на Кавказе, «албасты» произошли от брака нартов и эмегенов и выросли в стае волков. Они, как святой дух, защищают рожениц и малолетних детей от дьявола. В целом «албасты» - распространенный персонаж на Кавказе, Поволжье, Средней и Центральной Азии, Ближнем Востоке и т.д. В фольклоре этих народов «албасты» считается повелителем зла, распространяющим болезни и творящим зло, причем свои негативныечерты он приобрел в более поздних религиозных убеждениях, став отрицательным персонажем, встречающимся в жанре сказок и легенд.

Биография автора

Бакыт АБЖЕТ, Международный казахско-турецкий университет им. Ходжи Ахмеда Ясави

кандидат филологических наук, доцент, НИИ Тюркологии

Библиографические ссылки

Қасқабасов С.А. Қазақтың халық прозасы. – Алматы: Ғылым, 1984. – 272 б.

Карачаевцы, Балкарцы/ отв. Ред. М.Д. Каракетов, Х.-М.А.Сабанчиев; инс-т этнографии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая РАН: Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д.Алиева; –М.: Наука, 2014. – 814 с.

Нарты. Героический эпос балькарцев и карачаевцев. –Москва: Наука. Издательская фирма «Восточная литература». 1994. – 656 с.

Пропп В.Я. Фольклор. Литература. История./Составление, научная редакция, комментарии, библиографический указатель В.Ф.Шевченко. –М.: «Лабиринт», 2002. –464 с.

Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. –Москва: Главная редакция вост. лит-ры. Издательство «Наука». 1976.

Мифологический словарь /Гл. ред. Е.М.Мелетинский/. –Москва: Советская энциклопедия, 1991. – 736 стр.

Салмин А. К. История чувашского народа: анализ основных версий. ¬–СПб.: Нестор-История, 2017. – 464 с.

Монгуш Кенин-Лопсан. Мифы тувинских шаманов –Тыва хамнарның торулгалары. –Кызыл: «Новости Тувы», 2002, –544с.

Тайжанов К., Исмаилов Х. Особенности доисламских верований у узбеков – карамуртов/Древние обряды верования и культуры народов Средней Азии. Историко-этнографические очерки. –Москва, изд-во «Наука», 1986. –209 с.

Уәлиханов Ш. Көп томдық шығармалар жинағы (Мәдени мұра). 2-ші том. –Алматы; Толағай групп, 20107 –464 б.

Қазақ фольклорының типологиясы. –Түркістан: «Тұран» баспасы, 2009. –376 б.

Кондыбай С. Казахская мифология. Краткий словарь. Эстетика ладшафтов Мангистау. Перспективы для развития туризма (монография). –Алматы: изд-во «Арыс» 2008. –472 стр.

References

Qasqabasov S.A. Qazaqtyń halyq prozasy. – Almaty: Ǵylym, 1984. – 272 b.

Karachaevtsy, Balkartsy/ otv. Red. M.D. Karaketov, H.-M.A.Sabanchıev; ıns-t etnografıı ı antropologıı ım. N.N.Mıklýho-Maklaıa RAN: Karachaevo-Cherkesskıı gosýdarstvennyı ýnıversıtet ım. Ý.D.Alıeva; - M.: Naýka, 2014. – 814 s.

Narty. Geroıcheskıı epos balkartsev ı karachaevtsev. –Moskva: Naýka. Izdatelskaıa fırma «Vostochnaıa lıteratýra». 1994. – 656s.

Propp V.Ia. Folklor. Lıteratýra. Istorııa./Sostavlenıe, naýchnaıa redaktsııa, kommentarıı, bıblıografıcheskıı ýkazatel V.F.Shevchenko. –M.: «Labırınt», 2002. – 464 s.

Meletınskıı E.M. Poetıka mıfa. –Moskva: Glavnaıa redaktsııa vost. lıt-ry. Izdatelstvo «Naýka». 1976.

Mıfologıcheskıı slovar /Gl. red. E.M.Meletınskıı/. –Moskva: Sovetskaıa entsıklopedııa, 1991. –736 str.

Salmın A. K. Istorııa chývashskogo naroda: analız osnovnyh versıı. –SPb.: Nestor-Istorııa, 2017. – 464 s.

Mongýsh Kenın-Lopsan. Mıfy tývınskıh shamanov –Tyva hamnarnyń torýlgalary. –Kyzyl: «Novostı Tývy», 2002, –544s.

Taıjanov K., Ismaılov H. Osobennostı doıslamskıh verovanıı ý ýzbekov – karamýrtov/Drevnıe obrıady verovanııa ı kýltýry narodov Sredneı Azıı. Istorıko-etnografıcheskıe ocherkı. –Moskva, ızd-vo «Naýka», 1986. –209s.

Ýálıhanov Sh. Kóp tomdyq shyǵarmalar jınaǵy (Mádenı mura). 2-shі tom. –Almaty; Tolaǵaı grýpp, 20107 –464 b.

Qazaq folklorynyń tıpologııasy. –Túrkіstan: «Turan» baspasy, 2009. –376 b.

Kondybaı S. Kazahskaıa mıfologııa. Kratkıı slovar. Estetıka ladshaftov Mangıstaý. Perspektıvy dlıa razvıtııa týrızma (monografııa). –Almaty: ızd-vo «Arys» 2008. –472 s.

Загрузки

Опубликован

2022-03-30

Как цитировать

АБЖЕТ, Б. (2022). ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МИФИЧЕСКИХ И РЕЛИГИОЗНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПЕРСОНАЖЕ «АЛБАСТЫ». Turkology, 109(1), 20–34. извлечено от http://journals.ayu.edu.kz/index.php/turkology/article/view/650

Выпуск

Раздел

Статьи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)