Исмаил Гаспринский - основатель современного образования российских тюрков
108 93
Ключевые слова:
Исмаил Гаспринский, формальное образование, неформальное образование, газета «ТерджиманАннотация
Когда тюрки впервые познакомились с исламской религией, они нашли себя в системе образования, которая отвечала потребностям того века. В то время как формальное образование продолжается с одной стороны, мы видим, что в историческом процессе продолжается широко распространенное образование, которое также описывается как образование для взрослых в религиозной сфере. Автор рассматривает примеры современного образования в периоде блаженства, а также в периоде, в котором жили ученые и философы, такие как Бируни, Фараби и Али Кушчу. Однако со временем политическая нестабильность, отсутствие власти в Средней Азии и другие причины прервали это образование. Русская оккупация, которая началась в 16 веке и быстро распространилась, также привела к замкнутости мусульманско-тюркских общин.
Известно, что современное образование среди российских тюрков в Царской России началось в середине 19 века. В частности, в Азербайджане, который находится недалеко от Османской Империи и Европы и знает о происходящих там событиях, мы видим начало современной системы образования. Интеллектуалы, такие как Сейид Азим Ширвани и Мирза Шефи, практиковали образование в стиле усул-и-джедит в школах, писали учебники, но не смогли добиться систематического распространения этой системы образования. Именно крымский журналист, писатель, мыслитель, педагог Исмаил Гаспринский впервые систематически изложил систему образования усул-и-джедит, которая предсказывает новое понимание образования в западном смысле. Гаспринский пытается не только популяризировать образование усул-и-джедит. Он также является основателем широко распространенного неформального образования, которое мы называем образованием для взрослых или общественным образованием. Это особенно отчетливо заметно в его литературных произведениях. Под неформальным образованием здесь понимаются методы, которые практикуются в восстановлении общества для пробуждения и модернизации людей.
Библиографические ссылки
Akpınar, Yavuz; Gaspıralı Eğitim Yazıları, SeçilmiĢ Eserleri 4, Ötüken Yayınları, Ġstanbul, 2017.
Kırımlı Cafer Seyit Ahmet; İsmail Bey Gaspirinski, Azerbaycan Yurt Bilgisi, Yıl: 2, Sayı: 16, Burhaneddin Matbaası, Ġstanbul, Nisan 1933.
Devlet, Nadir; Ġsmail Bey Gaspıralı, Kültür ve Turizm Bakanlığı Yayınları, Ankara, 1988.
Saray, Mehmet; Gaspıralı Ġsmail Bey‟den Atatürk‟e Türk Dünyasında Dil ve Kültür Birliği, Türk Dil Kurumu Yayınları, Ankara, 2008.
Kırımer, Cafer Seydahmet; Gaspıralı Ġsmail Bey, Matbaacılık ve NeĢriyat Türk Anonim ġirketi, Ġstanbul, 1934.
Abdullah oğlu Hasan (Kırımlı); İsmail Bey Gaspirinski, Azerbaycan Yurt Bilgisi, Yıl: 2, Sayı: 16, Burhaneddin Matbaası, Ġstanbul, Nisan 1933.
Özkaya, Yılmaz; “İsmail Gaspıralı‟nın Hoca-i Sıbyan Kitabı Hakkında Bazı Düşünceler”, Ege Üniversitesi I. Uluslararası Türk Dünyası Kültür Kurultayı, ÇeĢme-Ġzmir, 9-15 Nisan 2006.
Temizyürek, Fahri; “Osmanlı Mekteplerinde Ceditçilik Hareketi ve Gaspıralı‟nın İlham Kaynakları”, Ġsmail Bey Gaspıralı Ġçin, Ankara, 2004, s. 283. (Kırım Türkleri Kültür ve YardımlaĢma Derneği Genel Merkezi Yayınları, No: 9.
Türkyılmaz, Selçuk; Ġsmail Gaspıralı ve Rusya Türklerinde Milli UyanıĢ “Usul-i Cedit Eğitim”, Ketebe Yayınları, Ġstanbul, 2018.
Özkaya, Yılmaz; Tercüman Gazetesinde Azerbaycan Edebî ve Fikrî Muhiti, YayımlanmamıĢ Doktora Tezi, Ege Üniversitesi, Sosyal Bilimler Enstitüsü, Ġzmir, 2013
On Senelik Terakki, Tercüman, 8 Mart 1891, Sayı: 8, s. 1.
Akpınar, Yavuz; Gaspıralı Fikrî Eserleri, SeçilmiĢ Eserleri 2, Ötüken Yayınları, Ġstanbul, 2005.
Caferoğlu, Ahmet; İsmail bey Gaspirinski, Azerbaycan Yurt Bilgisi, Yıl: 2, Sayı: 16 Burhaneddin Matbaası, Ġstanbul, Nisan 1933.
Kaya, Mehmet Yasin; Hüseyin Kazım Kadri‟nin Türk Lügati‟nde Yer Alan Çağdaş Türk Yazı Dillerine Ait Sözler Üzerine, Yavuz Akpınar Armağanı, Bengü Yayınları, Ed. Nazım Muradov, Yılmaz Özkaya, Ankara, 2018.