ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ АБАЯ И АХМЕТА БАЙТУРСЫНОВА
571 510
Ключевые слова:
Абай, Ахмет Байтурсынов, преемственность, И.А.Крылов, басни, стихотворение, нравственность, цель, созвучность.Аннотация
В статье рассматривается проблема преемственности в творчестве Абая и Ахмета Байтурсынова. Их объединило глубина мысли и знаний, идея заботы о своем народе и нравственном совершенствовании современников. Ахмет Байтурсынов является первым абаеведом, чья статья с глубоким смыслом об Абае была опубликована в 1913 году. Ахмет Байтурсынов первым признал Абая главным, первым казахским поэтом. По его словам, Абай – поэт, возвысивший достоинство казахского стиха, предоставив ему почетное место в мире поэзии. В стихах Абая была и глубина мысли, и критичность, и знание. Абай – поэт-новатор, усовершенствовавший форму казахского стиха. И как писал Ахмет Байтурсынов, Абай – поэт-мыслитель, познавший суть всего, о чем воспевал. Ахмет Байтурсынов, так глубоко познавший и высоко ценивший Абая, и сам возвысился до уровня Абая-наставника, Абая-мыслителя, как и Абай свого времени и сам стал нравственным учителем своей нации, неординарной личностью қазахов. Это один из моментов взаимосвязи Ахмета Байтурсынова и Абая.
Взаимосвязь Ахмета Байтурсынова и Абая отражается в содержании их произведений, единстве и общности мыслей и идей. Прежде всего, оба поэта в своих стихах резко разоблачали и критиковали негативные, нездоровые человеческие качества. Они воспевали и пропагандировали благородные, добродетельные качества человека. Цель обоих поэтов - пробудить и просветить сознание народа, воспевая нравственность в своих стихах и баснях. Пространство и время, существующая социально-политическая система и сформировавшая обстановка объединили творческие поиски двух поэтов. Стихи «Сегіз аяқ», «Жиған-терген» - вершина единства духовности и цели, художественной развязки двух поэтов. В статье даны такие суждения о преемственности двух поэтов.
Библиографические ссылки
Абайды оқы, таңырқа... (Құрастырған, алғы сөзі мен түсініктемелерін жазған – М.Мырзахметов, филология ғылымының докторы). Алматы: Ана тілі, 1993. –160 б.
Классикалық зерттеулер: Көп томдық. Т. 7. Мұқанов С. ХХ ғасырдағы қазақ әдебиеті. І бөлім (Ұлтшылдық, байшылдық дәуірі). –Алматы: Әдебиет әлемі, 2012. –420 б.
Дулатов М. Шығармалары: Өлеңдер, қара сөздер, көсемсөз. –Алматы: Жазушы, 1991. –384 б.
Кәсіби қазақ әдебиеттануының қалыптасуы (1900-1932). 64–167-б. –Қазақ әдебиеттану ғылымының тарихы. Екі томдық. 1-том. –Алматы: ҚазАқпарат, 2008. – 646 б.
Әбдиманұлы Ө. Ахмет Байтұрсынұлы: Зерттеу-эссе. –Алматы: Арда, 2007. –296 б.
20-30 жылдардағы қазақ әдебиеті. 1-кітап. –Алматы: Ғылым, 1997. –512 б.
Байтұрсынов А. Шығармалары: Өлеңдер, аудармалар, зерттеулер. –Алматы: Жазушы, 1989. –320 б.
Абай (Ибраһим Құнанбаев). Екі томдық шығармалар жинағы. 1-том. –Алматы: Жазушы, 1986. –304 б.
Әуезов М. Жиырма томдық шығармалар жинағы. ХХ том. Монография, мақалалар. –Алматы: Жазушы, 1985. –496 б.
Мырзахметов М. Мұхтар Әуезов және абайтану проблемалары. –Алматы: Ғылым, 1982. –296 б.
References
Abaıdy oqy, tańyrqa... (Qurastyrǵan, alǵy sózі men túsіnіktemelerіn jazǵan – M.Myrzahmetov, fılologııa ǵylymynyń doktory). Almaty: Ana tіlі, 1993. –160 b.
Klassıkalyq zertteýler: Kóp tomdyq. T. 7. Muqanov S. HH ǵasyrdaǵy qazaq ádebıetі. I bólіm (Ultshyldyq, baıshyldyq dáýіrі). –Almaty: Ádebıet álemі, 2012. –420 b.
Dýlatov M. Shyǵarmalary: Óleńder, qara sózder, kósemsóz. –Almaty: Jazýshy, 1991. –384 b.
Kásіbı qazaq ádebıettanýynyń qalyptasýy (1900-1932). 64–167-b. –Qazaq ádebıettaný ǵylymynyń tarıhy. Ekі tomdyq. 1-tom. –Almaty: QazAqparat, 2008. – 646 b.
Ábdımanuly Ó. Ahmet Baıtursynuly: Zertteý-esse. –Almaty: Arda, 2007. –296 b.
20-30 jyldardaǵy qazaq ádebıetі. 1-kіtap. –Almaty: Ǵylym, 1997. –512 b.
Baıtursynov A. Shyǵarmalary: Óleńder, aýdarmalar, zertteýler. –Almaty: Jazýshy, 1989. –320 b.
Abaı (Ibraһım Qunanbaev). Ekі tomdyq shyǵarmalar jınaǵy. 1-tom. –Almaty: Jazýshy, 1986. –304 b.
Áýezov M. Jıyrma tomdyq shyǵarmalar jınaǵy. HH tom. Monografııa, maqalalar. –Almaty: Jazýshy, 1985. –496 b.
Myrzahmetov M. Muhtar Áýezov jáne abaıtaný problemalary. –Almaty: Ǵylym, 1982. –296 b.