УЧЕНИЕ О СОВЕРШЕННОМ ЧЕЛОВЕКЕ АБАЯ – ОГРОМНЫЙ ВКЛАД В НАУКУ АБАЕВЕДЕНИЯ М.МЫРЗАХМЕТУЛЫ
465 171
Ключевые слова:
М. Ауэзов, Абай, философия морали, М.Мырзахметулы, совершенный человек, основа нравственности, сущность нравственности.Аннотация
Всестороннее и широкое изучение творчества Абая начинается с исследований М. Ауэзова. Суть размышлений поэта о человеке, о жизни и о времени составляет - нравственность. Если М. Ауэзов определил эту проблему, то М. Мырзахметулы нашел в произведении поэта систему и сущность нравственных знаний. Преимущество и свойство человеческой природы состоит в его разуме и смысл человеческой жизни – есть знание и познание. А роль категорий сущность и явлений в процессе познания огромна. Категория и познание совершенного человека Абая, внедренный в научный оборот М. Мырзахметулы – и есть явление нравственного учения в произведении Абая. Если обладателем «Горячей энергии (ыстық қайрат), лучезарного ума (нұрлы ақыл), горячего сердца (жылы жүрек)» является совершенный человек, то нравственный мир этого совершенного человека раскрывается учениями жәуанмәртлік (основа нравственности) и имани гүл (сущность нравственности), определенные М. Мырзахметулы. Природа человека формируется телом (силой), душой (сердцем), разумом, а его неповторимая, священная нравственность формируется качествами, исходящими от ума и сердца. То есть истинная нравственность достигается через жәуанмәртлік, включающее в себя качества разума, справедливости и милосердия. И высшей вершиной этого нравственного качества является имани гүл – три любви. А три любви в произведениях Абая – это любовь к Богу, к человеку и справедливости. Учение о совершенном человеке - есть внешнее явление нравственного учения, воспетого Абаем, а любовь (три любви) – есть его внутренняя суть и сердцевина. В статье описывается система и глубокое содержание нравственных учений Абая, которые были изучены и определены М. Мырзахметулы.
Библиографические ссылки
Мырзахметов М. Мұхтар Әуезов және абайтану проблемалары. –Алматы: Ғылым, 1982. –296 б.
Әуезов М. Жиырма томдық шығармалар жинағы. ХХ том. Монография, мақалалар. –Алматы: Жазушы, 1985. –496 б.
Әл-Фараби. Философиялық трактаттар. –Алматы: Ғылым, 1973. – 446 б.
Абай (Ибраһим Құнанбаев). Екі томдық шығармалар жинағы. ІІ том. –Алматы: Жазушы, 1986. –200 б.
Әлемдік философиялық мұра. Жиырма томдық. 5-том. Ортағасырлық діни философия. –Алматы: Жазушы, 2005. –560 б.
Толстой Л. Исповедь. 39-97-с. – Толстой Л. Не могу молчать. –Москва: Советская Россия, 1985. –528 стр.
Құдайбердиев Ш. Шығармалары. –Алматы: Жазушы, 1988. –560-б.
Абай (Ибраһим Құнанбаев). Екі томдық шығармалар жинағы. І том. –Алматы: Жазушы, 1986. –304 б.
Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. Т. 2. –Москва: Искусство, 1969. –715 с.
Әл-Фараби. Әлеуметтік-этикалық трактаттар. –Алматы: Ғылым, 1975. –455 б.
References
Myrzahmetov M. Muhtar Áýezov jáne abaıtaný problemalary. –Almaty: Ǵylym, 1982. –296 b.
Áýezov M. Jıyrma tomdyq shyǵarmalar jınaǵy. HH tom. Monografııa, maqalalar. –Almaty: Jazýshy, 1985. –496 b.
Ál-Farabı. Fılosofııalyq traktattar. –Almaty: Ǵylym, 1973. – 446 b.
Abaı (Ibraһım Qunanbaev). Ekі tomdyq shyǵarmalar jınaǵy. II tom. –Almaty: Jazýshy, 1986. –200 b.
Álemdіk fılosofııalyq mura. Jıyrma tomdyq. 5-tom. Ortaǵasyrlyq dіnı fılosofııa. –Almaty: Jazýshy, 2005. –560 b.
Tolstoı L. Ispoved. 39-97-s. – Tolstoı L. Ne mogý molchat. –Moskva: Sovetskaıa Rossııa, 1985. –528 str.
Qudaıberdıev Sh. Shyǵarmalary. –Almaty: Jazýshy, 1988. –560-b.
Abaı (Ibraһım Qunanbaev). Ekі tomdyq shyǵarmalar jınaǵy. I tom. –Almaty: Jazýshy, 1986. –304 b.
Losev A.F. Istorııa antıchnoı estetıkı. Sofısty. Sokrat. Platon. T. 2. –Moskva: Iskýsstvo, 1969. –715 s.
Ál-Farabı. Áleýmettіk-etıkalyq traktattar. –Almaty: Ǵylym, 1975. –455 b.